Характеристики национальностей
1) бесшабашный, щедрый, ленивый, необязательный, простодушный, бестолковый, неорганизованный, бесцеремонный, широкая натура, любит выпить
2) вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный
3) элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, развратный, скупой, легкомысленный, раскованный
4) аккуратный; педантичный, исполнительный, экономный, неинтересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный
Тесты по теме 1. Теория межкультурной коммуникации
1. Термин «Межкультурная коммуникация» был введён:
а) З.Фрейдом
б) Э.Холлом
в) Л..С. Выготским
г) А. Адлером
2. Формы межкультурной коммуникации:
а) Линейная, прямоугольная, круговая
б) Линейная, гносеологическая, информативная
в) Линейная, транзакционная, интерактивная
г) Линейная, гносеологическая, информативная
3. Цели коммуникации:
а) сокрытие информации, её кодирование, обмен опытом
б) не допущение раскрытия принимаемых решений
в) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
г) средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю
4. Межкультурная коммуникация- это:
а) совокупность разнообразных форм отношений при проведении спортивных мероприятий
б) совокупность методов и способов ведения бизнеса и воздействия на партнёров с целью получения прибыли
в) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их оценка
г) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
5. Для осуществления процесса коммуникации необходимо участие:
а) по крайней мере, двух сторон
б) хотя бы одной стороны
в) более чем двух сторон
г) нет правильного ответа
6. К каналам коммуникации относят:
а) сокрытие информации, её кодирование, обмен опытом
б) не допущение раскрытия принимаемых решений
в) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
г) средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю
7. Вербальные средства общения:
а) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
б) использование речи, языка и слов
в) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
г) всё вышеперечисленное
8. Символы в межкультурной коммуникации:
а) это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления
б) это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея
в) это желание вступить в общение с другим человеком
г) нет правильного ответа
9. …. – совокупность компонентов, а именно знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и традиции.
10. На основе, каких наук сформировалась дисциплина «Межкультурная коммуникация»?
а) политология, экономика, политология, история, физика
б) политология, коммуникативистика, математика, физика, лингвистика
в) культурология, экономика, физика, математика, сопромат
г) коммуникативистика, культурология, социальная психология, лингвистика
11. Невербальные средства общения:
а) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
б) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
в) использование речи, языка и слов
г) всё вышеперечисленное
12. Название коммуникативной модели ИСКП расшифровывается как :
а) источник - сообщение – канал - получатель
б) информация - сообщение – коммуникация - получатель
в) источник – событие – канал - публикация
г) информация – сообщение - коммуникация - публикация
ТЕМА. 2 КУЛЬТУРА: ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ
«Культура — это коммуникация» — этот знаменитый тезис одного из основоположников теории межкультурной коммуникации Э. Холла стал импульсом для развития в 50-60-е гг. XX в. теории межкультурной коммуникации. Он указывает на то, что понятие«культура» — базовое понятие в межкультурной коммуникации.
В самом общем видемежкультурную коммуникацию определяют как коммуникацию между членами двух или более разных культур. Межкультурная коммуникация — «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам». Отсюда и возникает необходимость в рассмотрении проблемы определения понятия «культура».
Проблема определения культуры — одна из самых сложных в современной гуманитарной науке. Существуют самые разныеконцептуальные подходы к ееосмыслению.
Согласно описательному подходу, культура —это сумма всего созданного в рамках материальной и духовной культуры человеческого общества: представлений, знаний, обычаев, верований, произведений литературы, архитектуры, живописи, научных изобретений и т. д.
С точки зрения социологического подхода, культура — «общая система устойчивых, наследуемых предпочтений и приоритетов в человеческом отношении и поведении, а также в мыслях и чувствах». Культура — фактор организации общественной жизни, совокупность идей, идеалов, принципов, социальных институтов, обеспечивающих социальную жизнь человеческого коллектива.
Согласно психологическому подходу, культура — способ самосознания и самопознания общества. Данный подход указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней отражение социально обусловленных особенностей человеческой психики.
Деятельный подход рассматривает культуру как вне биологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий жизнь человеку в мире.
С точки зрения аксиологического (от др.- греч. ах1а— «ценность») подхода, культура— это совокупность духовных и материальных ценностей и смыслов, которые регулируют поведение индивида в обществе и обусловливают его отношение к себе, к другим людям и природе.
Символический подход позволяет представить культуру как совокупность символов — материальных носителей идеального, социокультурного содержания. Культура вырабатывает определенную систему символов, в которой выражаются ее ключевые смыслы и ценности, определяющие сознание и поведение людей, их приспособление к окружающей действительности.
Обобщив накопленный в научной литературе опыт по проблеме дефиниции понятия «культура», зарубежный культуролог Д. Дегенар выделил десять основных дефиниций культуры, которые наиболее часто используются в научной литературе. При этом ученый указывает, что каждое из приведенных ниже определений должно употребляться только в определенном смысловом контексте:
1) культура как «возделывание», облагораживание человеческой души;
2) культура как трансформация природы в окружающую среду человека;
3) культура как форма жизни сообщества;
4) культура как форма жизни этноса;
5) культура — форма жизни национального сообщества;
6)культура — форма существования общества, состоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей;
7)культура — форма жизни метаобщества, включающего множество национальных государств и национальных культур (например, европейская культура);
8)культура — динамичная система знаний, ценностей, творений и действий, производимых людьми;
9) культура — развитие человеческого мышления;
10)культура — общий процесс духовного развития человечества как единого целого.
Культура — сложноструктурированная система, включающая в себя ряд компонентов.
Компоненты культуры — структурные элементы культуры, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. К ним относятся знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.
Знания — проверенный общественно-исторической практикой результат процесса познания, зафиксированный в культуре в форме представлений, понятий, суждений и теорий.
Нормы — правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и обеспечивающие единство общества и стабильность его функционирования. Нормы — механизм социокультурной регуляции поведения и сознания людей. Находят свое воплощение в юридических законах, морали, этикете, эстетике и т. д.
Обряд — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих культурные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающие определенные коллективные чувства.
Обычай — воспринятая из прошлого форма социокультурной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
Ритуал — форма социально-культурного санкционированного, упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.
Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени
Ценности — общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое и т. д. Ценности могут быть квалифицированы на следующие группы: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, потребление и т. д.); социальные (статус, трудолюбие, труд, профессия, семья, терпимость, социальное равенство, личная независимость и т. д.); политические (свобода выбора, законность, порядок, конституция, гражданские права, мир и т. д.); моральные (добро, благо, любовь, милосердие, честность, верность, справедливость, уважение к старшим и т. д.); эстетические (красота, гармония, мера и т. д.); религиозные (Бог, вера, спасение, божественный закон и т. д.).
Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира. Они формируются в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, «выделение» человека из природного окружения соответствуют свои формы переживанияим мира, которые фиксируются существующей моделью мира.
Культурная модель (от лат. тоаив — «мера», «образец») мира—конкретно-историческая система миро представлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.
Культурная модель мира — это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.) социальной общности. Она оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, «выделенности» человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются соответствующей моделью мира.
Важнейшие компоненты культурной модели мира — пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т. д. В совокупности эти понятия образуют своего рода «сетку координат», при посредстве которой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ. Модель мира реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему дайной культуры.
Культурная модель мира специфична и различается у разных народов. Это обусловлено совокупностью факторов: географией, климатическими условиями, особенностями исторического пути, спецификой социального устройства этнической общности, религиозными представлениями, образом жизни, традициями, обычаями и т. д.
Например, в модели мира русской культуры традиционно преобладали представления о бескрайних просторах родной земли; о красоте её природы, разнообразии флоры и фауны, о суровом северном климате; об общих первопредках всех славянских народов, об общинном укладе жизнедеятельности, о православии как смыслоопределяющей, составляющей духовного пути русского народа, о вечном искании социальной правды и справедливости.
Культура — способ бытия человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания. Культура представляет собой многостороннюю систему, которая выполняет разнообразные функции. Выделяют следующиеглавные функции культуры:
1. Познавательная функция - культура является своеобразной «базой данных» человечества, накапливая и сохраняя знания, полученные в ходе исторического развития общества и тем самым создавая благоприятные возможности для познания; и освоения человеком окружающего мира.
2. Функция исторической преемственности (или информационная) — это передача (трансляция) социальнойнаследственности из поколения в поколение,учет опыта прошлых поколений, традиций, их использование, а также адаптация и соответствующая интерпретация в новой культурной среде. В данной функции культура представляет собой коллективную память общества, сокровищницу накопленного им исторического опыта.
3. Семиотическая, или знаковая (от др.- греч. зета — «знак»), функция исходит из того, что культура представляет собой знаковую систему, без овладения языками которой невозможно постижение содержания данной культуры.
4. Регулятивно-нормативная функция связана с определением (регулированием) различных видов личной и социальной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных и межгрупповых отношений культура в той или иной степени влияет на поведение людей и определяет их поступки, действия и выбор тех или иных духовных и материальных ценностей. В данной функции опорными столпами культуры выступают мораль и право, принятые в конкретном обществе в определенный исторический период.
5. Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные потребности и ориентиры. По их уровню и качеству люди судят о степени культурности того или иного человека. «Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.
6. Коммуникативная функция состоит в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения; она обеспечивает знаково-информационное взаимодействие между субъектами посредством естественных и искусственных языков. М. Джардиан пишет, что «коммуникация и культура сплетены между собой самым тесным образом. Культура — исторически передаваемая система ценностей, значений и норм. Символы и значения определяются как-то, что группы людей говорят, делают, думают и чувствуют, а коммуникация соединяет людей между собой.
7. Функция социальной интеграции и консолидации состоит в том, что культура формирует основания для устойчивого коллективного существования и деятельности социальной общности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулированию повышения уровня групповой консолидации и эффективности взаимодействия и взаимопонимания. Каждая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется единой системой взглядов, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведениееё представителей.
8. Гуманистическая, или человекотворческая, функция состоит в том, что культура — это совершенствование телесно-духовных склонностей и способностей человека, его исходной натуры, ее облагораживание. Само слово «культура» производно от латинского, означающего «обработка и уход за землей» и противопоставляемого латинскому понятию «паtиrа» — «первичная материя», «стихия», т. е. то, что необходимо преобразовать, окультурить. В древнеримской культуре термин «культура» впоследствии стал трактоваться более широко — и как «воспитание», «образование», «образ жизни», «развитие».
Культура — это то, что позволило нашим первобытным предкам выделиться из лона природы и осознать себя в качестве творцов и носителей второй среды обитания — вне биологически созданной «искусственной среды». Культура — это своеобразный способ познания человеком социального и природного мира, неисчерпаемый источник ответов на сокровенные вопросы о сущности и смысле существования человека на земле, о его роли в истории. Культура дает человеку определенные знания об окружающей действительности, помогает ему ориентироваться в природном и социальном пространстве, способствует его самореализации в обществе.
Поскольку культура затрагивает различные сферы жизнедеятельности и творчества людей, то в гуманитарной науке существует необходимость в выделении критериев для типологии культур.
Типология культур — метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа. Типология культур может производиться по разным принципам:
· региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, северокавказская культура и т. д.);
· принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
· хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
· связь с территорией (деревенская и городская культура);
· исторический период (античная, средневековая культура и т. д.);
· религиозно-конфессиональный признак (например, христианская культура);
· сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, художественная и т. д.);
· специализация (обыденная и специализированная культура);
· уровень мастерства и тип аудитории (элитарная, народная, массовая культура).
В современной культурологии широко используется понятие«мировая культура». Это обусловлено процессом глобализации мирового социокультурного пространства, модернизации традиционных культур, распространения норм и стандартов массовой культуры. Важную роль в этом процессе принадлежит СМИ как каналам трансляции ценностей и смыслов массовой культуры.
Культура мировая — термин, употребляющийся в двух основных смыслах:
1) совокупность лучших достижений всех национальных культур планеты;
2) новый тип культуры, приходящий на смену существованию разрозненных национальных культур вследствие их глобальной интеграции в мировое сообщество.
Известный западный культуролог Г. Хофстеде определяет культуру как «коллективное программирование мышления, которое отличает членов одной человеческой группы от другой». При этом известный культуролог различает три уровня «ментальных программ» культуры. Первый, универсальный, уровень биологически обусловлен и присущ всем индивидам. Здесь мы, можем говорить о неких универсальных категориях культуры, «мировых ценностях». Второй, коллективный, является общим для людей, принадлежащих к одной социальной группе. Он представляет собой область культуры определенного сообщества, которая и отличает представителей одной культуры от другой. Третий уровень, индивидуальный, своеобразен для каждого человека в отдельности. Я. Ким пишет о том, что культура прививает индивиду определенные модели мышления, восприятия и поведения, общепринятые среди членов общества, к которому он принадлежит. Поскольку мы запрограммированы культурой с момента своего рождения, то всецело воспринимаем скрытую культурную программу, которая влияет на тот способ, как мы думаем, двигаемся, выражаем себя вербально и невербально. Развивая эту мысль, можно сказать, что признаки, характеризующие ту или иную отдельную культуру, распадаются на три группы: присущие всему человечеству — общие, неспецифические (мировые ценности); характерные для группы локальных культур — относительно специфические (национальные ценности); характерные только для отдельной культуры — абсолютно специфические (этнические ценности).
Своеобразие исторического пути каждого народа определяется целым комплексом фактором (климатом, природными катаклизмами, историческими войнами, межэтническими контактами и т. д.). Каждый народ создал неповторимую и по-своему уникальную культуру, в основу которой положены определенные идеи, идеалы, ценности и нормы. Иными словами, каждая культура имеет собственный особый набор образцов, стандартов, способов мышления, восприятия, постижения и оценки окружающих предметов, явлений и у процессов окружающей природной и социальной действительности.
Своеобразие каждой культуры нельзя постичь без её сопоставления с другими национальными культурами. При этом все народы являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей, которые предстают в самобытных формах. Несмотря на свои значительные различия в самых разных отношениях, всем культурам присущ ряд общих характеристик — так называемых «культурных универсалий».
Культурные универсалии — это черты, которые присущи всем без исключения культурам.
В гуманитарной и социальной науках выделяют более шестидесяти культурных универсалий: язык, изготовление орудий труда, совместный труд, религиозные обряды, брак и семья, запрет на кровосмешение (инцест), кухня, календарь, образование, законы, игры, спорт, украшение тела, декоративное искусство, танцы, гостеприимство, шутки и т. д. Хотя культурные универсалии встречаются в каждой культуре, однако в каждой конкретной культуре они выражаются особым образом. Например, свадебный обряд, как в формально-процессуальном, так и символико-смысловом отношениях у европейских и азиатских народов имеет существенные различия.
В рамках современной парадигмы (др.-греч. — «пример», «образец») культурологического мышления выдвигается идея о том, что сопряжение в понимании культуры двух смысловых аспектов —широкого (культура как всеобщий процесс духовно-материального развития человечества) иузкого (культура как форма жизни социальной группы, этнической или национальной общности) — позволяет представить историю не как процесс ассимиляции различных культуру в общую мировую культуру, а как процесс их сосуществования и взаимодействия. Это созвучно с идеей русского философа Н. Я. Данилевского о формировании не «общечеловеческой», а «всечеловеческой» цивилизации.
В самом общем видекультура — это совокупность идей, представлений, ценностей, верований, норм поведения, стандартов, символов, технологий производства, которые распространены среди членов определенной социальной общности как носительнице данной культуры.
С самого своего рождения человек «окунается» в мир культуры, к которой он принадлежит. Он легко «читает» её культурные «тексты» и по отношению к ней чувствует себя предельно свободным. Однако в случае межкультурных контактов, когда человек сталкивается с представителями иных культур или попадает в чужеродную культурную среду, он начинает сознавать своеобразие собственной культуры, ее отличительные признаки от другой культуры.
С точки зрения теории символического интеракционизма (от англ. взаимодействие, интеракция), идентификация выступает результатом социального взаимодействия (интеракции), когда в процессе общения с другими людьми человек сравнивает себя с ними и как бы начинает видеть себя со стороны. Идентификация со «своими» группами или общностями одновременно предполагает определенное отделение от «других» или «чужих», выбор соответствующих моделей и норм поведения. Как полагает психолог Э. Фромм, потребность в идентичности входит в число важнейших универсальных человеческих потребностей. И в этом случае психологи, культура антропологии, этнологи и социологи вводят понятие «социокультурная идентичность» (от лат.— тождественный, одинаковый).
Социокультурная идентичность — осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной общности как носительнице конкретной культуры.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы:
1. Охарактеризуйте существующие культурные нормы? Какова их роль в межкультурной коммуникации?
2. Что понимается под культурными универсалиями?
3. Охарактеризуйте типологию культур.
4. Какова роль культуры в межкультурных коммуникациях?
5. Какие функции культуры вы знаете? Перечислите и дайте краткую характеристику.