Цикл тем в группе на 2014 – 2015 учебный год
Месяц | Недели месяца | Тема | Развернутое содержание работы | Форма и название итогового мероприятия | |||||
Познавательно | Социально-личностное | Художественное-эстетическое | Физическое | речевое | |||||
Сентябрь | 1-2 неделя | Здравствуй детский сад! Игрушки | Адаптация детей к условиям детского сада. Знакомство с игрушками в группе. Рассматривание игрушек в группе, игры с игрушками. Расширяем представления об осени (похолодало, дождливо, пасмурно). | Знакомство с детским садом (помещением, оборудованием группы; личный шкафчик и т.д.). Знакомство детей с воспитателями, друг с другом в ходе игр. | Знакомство с художественными материалами, свободное рисование, лепка. | Побуждать детей к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Воспитывать культурно - гигиенические навыки самообслуживания. | |||
Сентябрь | 3 неделя | Ягоды | Расширять представления об осени, о времени сбора урожая. Формирование элементарных представлений о некоторых ягодах. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Ягоды». Познакомить детей с квадратом, кругом - узнавать и называть. | Формирование навыка детей к вежливости: называть воспитателя, помощника воспитателя, музыкального и физкультурного руководителей по имени и отчеству. Здороваться и прощаться. | Формировать навыки детей правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц.Развитие умения скатывать шарики –круговыми движениями рук; палочки – прямыми движениями. | Выставка детского творчества. | |||
Сентябрь | 4 неделя | Грибы | Расширять и активизировать словарный запас детей. Продолжаем расширять представления об осени, о времени сбора урожая. Формирование элементарных представлений о некоторых грибах. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Грибы». | Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Формирование образа Я. | Развитие умения набирать гуашь на кисть, регулировать нажим кисти. Упражнять в правильных приёмах наклеивания. | Выставка детского творчества. | |
Октябрь | 1 неделя | Осень | Продолжаем расширять представления об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Собирание и рассматривание осенних листьев. Разучивание стихотворения об осени. Различать и называть круг, квадрат, треугольник (находить предметы похожие по форме). | Продолжать формирование навыка детей вежливости: здороваться, прощаться и говорить спасибо. | Продолжаем развивать умения детей пользоваться кисточкой и клеем. Наклевать готовые формы в определённых частях листа согласно образцу. Развивать чувства цвета, формы и композиции. | Продолжать развивать разнообразные виды движений. Воспитывать интерес к физическим упражнениям. | Праздник «Золотая осень». Выставка детских работ совместно с родителями из природного материала. |
Октябрь | 2 неделя | Деревья, кусты | Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки (корень, ствол, лист), есть и различия – у дерева один ствол, а у кустарника много. Дерево выше, чем кустарник. Воспитывать интерес к жизни растений. Классифицировать фигуры по цвету, форме. | Формирование понятия того, что такое хорошо и что такое плохо. Приучать к бережному обращению с игрушками, книжками. | Развиваем умение моделировать часть предмета и прикреплять к основной форме. Создавать в рисунке композицию из 2-3 элементов разной формы. | Выставка детского творчества. | |
3 неделя | Овощи | Продолжаем расширять представления об осени, о времени сбора урожая. Формирование элементарных представлений о некоторых овощах. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Овощи». Упражнять в составлении групп отдельных предметов. | Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Формирование элементарных навыков ухода за своим лицом и телом. | Развиваем умение создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать. Развивать чувства цвета, формы и композиции. | Выставка детских работ совместно с родителями из овощей. | ||
Октябрь | 4 неделя | Фрукты | Продолжаем расширять представления об осени, о времени сбора урожая. Формирование элементарных представлений о некоторых фруктах. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Фрукты». | Развитие гендерных представлений. Развитие представлений о своём внешнем облике. | Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Располагать подготовленные фигуры по краям основы, чередуя по величине и по форме. Воспитывать умение радоваться своим работам. | Выставка детского творчества. | |
Ноябрь | 1 неделя | Овощи и фрукты | Классифицируем овощи и фрукты. Что где растёт, что можно сделать и что нельзя из фруктов и овощей. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Фрукты, овощи». Сравнивать количество предметов в двух группах, последовательно накладывая один предмет на другой, используя слова: поровну, много, мало. | Закреплять знания элементарных норм и правил правильного поведения в детском саду и на прогулке. Познакомить детей с эмоцией радость, грусть, выражать свои эмоции средствами интонации, мимики, пластики. | - Лепка Развиваем умение детей лепить отдельные детали – придавливать их к пластине на нарисованный контур, разглаживать границы соединения. Использование в работе бросового материала – семечек, верёвочку, бусинки. | Продолжать работу по формированию здорового образа жизни детей. Создание благоприятного климата в группе для физического развития ребёнка. Продолжаем пользоваться спортивным инвентарём. | Выставка детского творчества. |
Ноябрь | 2 неделя | Одежда | Формирование элементарных представлений о одежде (одежда по сезону). Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Одежда». Познакомить детей с эмоциями горе, печаль. Формирование представлений о времени суток. | Развиваем умения детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Эмоционально воспринимать грустное настроение людей. | - Аппликация Продолжаем развиваем умение располагать детали поделки в центре. Подбирать элементы по цвету. Закреплять навык работы с кистью и клеем. - Рисование Развиваем умение детей рисовать узоры из прямых, волнистых и наклонных линий. Располагать изображение в центре листа. Познакомить детей с явлением контраста. Развивать чувство цвета и ритма. | Выставка детского творчества. | |
Ноябрь | 3 неделя | Обувь | Формирование элементарных представлений о обуви (обувь по сезону). Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Обувь». Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на. | Воспитывать умение благодарить за оказанную помощь. Пользоваться словами: спасибо, пожалуйста. Продолжаем приучать детей к самостоятельности: убрать мусор в корзинку, собрать игрушки. | Выставка детского творчества. | ||
Ноябрь | 4 неделя | Посуда | Формирование элементарных представлений о посуде. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Посуда». | Продолжать совершенствовать навыки поведения за столом ( кушать самостоятельно и аккуратно, пользоваться салфеткой после еды, не разговаривать во время еды). | Выставка детского творчества. | ||
Декабрь | 1 неделя | Продукты питания | Формирование элементарных представлений о некоторых продуктах питания. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Продукты питания». Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Учить сравнению двух предметов по длине используя слова: длиннее, короче. | Закреплять навык правильного поведения перед сном: тихо раздеваться, не мешать другим детям сидящим рядом. Продолжать совершенствовать навыки детей самостоятельно и аккуратно вешать одежду в шкафчик и на стульчик. | - Лепка Включать в формирование работы бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Закреплять навыки оттягивать пластилин от общей формы, делить колбаску на две равные части. | Продолжать формировать здоровый образ жизни. Приучать детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Воспитывать интерес к физическим упражнениям. | Выставка детского творчества. |
Декабрь | 2-4 неделя | Зима Зимние забавы Новый год | Продолжаем расширять представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежда людей). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие умения замечать красоту зимней природы. Формирование элементарных представлений о зимних забавах. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Зима. Зимние забавы». Беседа о предстоящем празднике «Новый год». Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади. | Закреплять навык правильного поведения на праздниках. Рассматривание сюжетной картины о новогоднем празднике (с последующим обсуждением). | - РисованиеПродолжаем развивать умение детей правильно рисовать карандашом, кистью не заходя за края рисунка, задумывать содержание рисунка, заполнять изображениями весь лист. Развивать чувства цвета, формы и композиции. | Выставка детских работ совместно с родителями новогодних поделок. Выставка открыток. Новогодний утренник. |
Месяц | Недели месяца | Тема | Развернутое содержание работы | Форма и название итоговогомероприя-тия | |||||
Познавательное | Речевое | Социально-коммуникативное | Художественное-эстетическое | Физическое | |||||
Январь | 2 неделя | Части тела | Формирование первоначальных представлений о частях тела человека. Упражнять в сравнении предметов по длине, обозначая словами результаты сравнения. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Части тела». | Формирование понятия семья, кто такие взрослые. Развитие гендерных представлений. | - Лепка Продолжаем развивать умения передавать характерных особенностей животного, соблюдая относительную величину частей. - Рисование Располагать предметы на листе бумаги с учётом их пропорций, видеть отличия предметов по величине и пропорции частей. Закреплять знания о цветах. - Аппликация Продолжаем развивать умение детей пользоваться кисточкой и клеем. Наклевать готовые формы чередуя геометрические фигуры. Располагать подготовленные фигуры на середине листа. | Продолжать работу по формированию здорового образа жизни детей. Воспитывать интерес к физическим упражнениям. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Проведение подвижных игр в группе и на прогулке. | Выставка детского творчества. | |
Январь | 3-4 неделя | Домаш-ние живот-ные и их детёны-ши | Формирование элементарных представлений о домашних животных и их детёнышей. Учить сравнивать два предмета по ширине, используя слова: шире, уже. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Домашние животные и их детёныши». Расширяем представления о зиме. Наблюдаем за погодой, снегом, птицами. Чтение худ.литературы: «Три поросёнка» | Формирование понятия того, что такое хорошо и что такое плохо. Формировать умения необходимые при дежурстве (раскладывать ложки, некоторые материалы к занятиям). Убирать игрушки. Продолжать совершенствовать навыки самостоятельности. | ||||
Февраль | 5 неделя января- 1 неделя февра-ля | Дикие живот-ные наших лесов и их детёны-ши | Формирование элементарных представлений о диких животных наших лесов и их детёнышей. Развиваем умения называть временные отрезки: день – ночь. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Дикие животные наших лесов и их детёныши». | Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, позы. | - Лепка Развивать умение аккуратно прикреплять и сглаживать детали; Лепить колбаски разной длины и ширины, разминать пальцами колбаску. Конструируем из вылепленных брёвен домик.Рассматриваем работы выделяя сходства и различия. - Рисование Продолжаем рисовать и закрашивать круг, ориентируясь на внешнюю наглядную опору. Развивать умение рисовать предметы, состоящие из нескольких частей. Закреплять умение проводить прямые линии в разном направлении. | Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Развивать разнообразные виды движений: бег, прыжки, лазанье, метание. Повышать интерес к подвижным играм. Закреплять основные движения. Продолжаем пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий. Проведение совместных подвижных игр в группе и на прогулке. | Выставка детского творчества. | |
Февраль | 2 неделя | Домаш-ние и дикие живот-ные | Сравнение домашних и диких животных (где живут, чем питаются и т.д.) Развиваем умения называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь. | Чтение худ.литературы: «Рукавичка». Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей. | Продолжать развивать умения детей как правильно вести себя в общественном месте. | ||||
Февраль | 3 неделя | День Защит-ника Отечества | Формирование первоначальных представлений о празднике «День Защитника Отечес-тва». Знакомство с некоторыми воен-ными профессиями. Продолжать срав-нивать два предмета по ширине, обозначая словами: разные по ширине. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «День Защитника Отечества». Чтение худ.литературы. | Развитие гендерных представлений (воспитание в мальчиках стремления быть сильными и смелыми). | Выставка поздрави-тельных открыток для пап. | |||
Февраль | 4 неделя | Масле- ница | Формирование первоначальных представлений о празднике «Масленица». Упражнять в сравнении количества предметов в двух группах. | Рассматривание сюжетной картины о празднике (с последующим обсуждением). Чтение потешек. | Познакомить детей с эмоцией «удивление», учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | - Аппликация Продолжаем развивать умение раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением. Развивать чувство формы и композиции. | Выставка открыток. Масленичные катания на санях. Развлечение в группе. | ||
Март | 1 неделя | Мамин празд-ник | Формирование первоначальных представлений о празднике «8 Марта». Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов. Уметь сравнивать предметы по величине. | Рассматривание сюжетной картины о празднике (с последующим обсуждением). | Дать детям представление о различных родственных отношениях в семье; воспитывать у детей чувство любви, ласкового отношения к близким. | - Лепка Продолжаем развивать умение лепить несложные предметы, скатывать комочки пластилина, расплющивать их и вдавливать по середине. Лепить из частей – голова, туловище, хвостик, соединять детали между собой. - Рисование Развиваем умение детей рисовать узоры из прямых, волнистых и наклонных линий в разном направлении. Рисовать предметы прямоугольной формы отдельными верти-кальными и горизон-тальными линиями. – Аппликация Развиваем умение детей составлять на листе изображения предметов из 2-4 частей, затем аккуратно наклеивать их, пользоваться тряпочкой. Закреплять названия цветов. | Продолжать формировать здоровый образ жизни. Развивать участие детей в совместных играх и физических упражнениях. | Выставка поздрави-тельных открыток для мам. Утренник посвящён-ный 8 Марта. | |
Март | 2 неделя | Транс-порт | Формирование элементарных представлений о транспорте. Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Транспорт». | Познакомить детей с эмоцией страх, помогать детям осознавать и преодолевать страх. | Выставка детского творчества. | |||
Март | 3 неделя | Весна | Продолжаем расширять представленияо весне (сезонные изменения в природе, одежда людей). Воспитание бережного отношения к природе. Развитие умения замечать красоту весенней природы, вести наблюдения за погодой. Формируем умения ориентироваться в пространстве. Развивать умениесравнивать по высоте, обозначая словами: выше – ниже. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Весна». Разучивание стихотворения о весне. | Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках. | Выставка детского творчества. Выставка детских работ совместно с родителями «Кормушка для птиц». | |||
Март | 4 неделя | Семья | Продолжаем расширять представленияо семье. Развивать умениесравнивать две группы предметов. Развиваем умения называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Семья». Речевая игра: «Расскажи про свою семью». | Социальные навыки. Взаимопомощь. | Выставка детского творчества. | |||
Апрель | 1 неделя | Птицы | Продолжаем расширять представленияо птицах (где живут, чем питаются и т.д.). Развивать умениесравнивать по высоте, обозначая словами: выше – ниже. | Расширять и активизировать словарный запас детей. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Птицы». | Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. | - Лепка Совершенствуем умения детей лепить, создавая работу из нескольких частей. Совершенствуем приёмы сплющивания и оттягивания. Формируем интерес к лепке. - Рисование Продолжаем совершенствовать навык проводить чёткие безотрывные линии карандашом и кистью; навык штриховки деталей карандашом. – Аппликация Развиваем умение детей создавать изображение предмета из нескольких частей. Совершенствуем умения работать с клеем. Формируем навыки аккуратной работы. | Продолжать работу по формированию здорового образа жизни детей. Воспитывать интерес к физическим упражнениям. Проведение физкультурно-оздоровитель-ных мероприятий. Проведение подвижных игр в группе и на прогулке. | Выставка детского творчества. Детский утренник «Праздник весны». | |
Апрель | 2 неделя | Космос | Формирование элементарных представлений о космосе. Развивать умение группировать предметы по заданному признаку. | Расширять и активизировать словарный запас детей. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Космос». | Познакомить детей с эмоцией «злость», развивать умение передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | Выставка детского творчества. | |||
Апрель | 3 неделя | Наш дом | Формирование элементарных представлений о доме. Сравнение предметов по величине. | Расширять и активизировать словарный запас детей. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Наш дом». | Продолжать развивать умения детей как правильно вести себя в общественном месте. Приучаем детей общаться спокойно, без крика. | Выставка детского творчества. | |||
Апрель | 4 неделя | Мебель | Формирование элементарных представлений о мебели. Закреплять понятия «один», «много». | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Мебель». | Формирование понятия того, что такое хорошо и что такое плохо. Продолжать совершенствовать навыки самостоятельности. | Выставка детского творчества. | |||
Май | 1 неделя | Насеко-мые | Формирование элементарных представлений о насекомых. Закрепление пройденного материала: значения геометрических форм, ориентация в пространстве. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, муляжей по теме: «Насекомые». | Продолжить знакомство детей с эмоциями, закрепить полученные на занятиях знания и умения. | - Лепка Продолжаем развивать умения детей правильно передавать в лепке форму, строение, использовать стеку для придания выразительности. - Рисование Продолжаем развивать умения пользоваться карандашом, кистью. Передавать в рисунке предметы, явления окружающей жизни. – Аппликация Развиваем умение детей составлять аппликацию на листе бумаги и аккуратно приклеивать её. | Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Развивать разнообразные виды движений: бег, прыжки, лазанье, метание. Повышать интерес к подвижным играм. Проведение совместных подвижных игр в группе и на прогулке. | Выставка детского творчества. | |
Май | 2 неделя | Цветы | Формирование элементарных представлений о цветах. Классифицировать цветы (полевые, садовые). Закрепление прой-денного материала: понятия один – много, приёмы наложения, приложения. | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме: «Цветы». Расширять и активизировать словарный запас детей. | Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. | Выставка детского творчества. | |||
Май | 3-4 неделя | Лето | Продолжаем расширять представленияо лете (сезонные изменения в природе, одежда людей). Воспитание бережного отношения к природе. Закрепление прой-денного материала. | Развитие умения замечать красоту осенней при-роды, вести наблюдения за погодой. Соби-рание и рассмат-ривание цветов. Разучивание стихотворения о лете. | Продолжать развивать правила поведения, вежливости и аккуратности. | Выставка детского творчества. | |||
Демонстрационный материал
1. Светлана Вохринцева – демонстрационный материал по всем лексическим темам. Издательство «Страна Фантазий!
2. Уроки доброты – демонстрационный материал. Издательство «Ранок».
3. Чувства. Эмоции – демонстрационный материал. Издательство «Ранок».
4. Расскажи про детский сад – серия демонстрационных картин.
5. Мир природы – серия демонстрационных картин. Издательство«Детство-пресс».
6. Демонстрационный материал для ознакомления детей с окружающим миром. Издательство «ВикРус».
7. Моя первая энциклопедия. Издательский дом «ОНИКС 21 век».
8. Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам». Издательство «Мозайка-Синтез».
9. Тематический словарь в картинках: «Я и моё тело», «Органы чувств человека», «Внутренние органы человека». Издательство «Школьная Пресса».
10. «Детям о народном искусстве». Издательство «Просвещение».
11. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
12. Демонстрационный материал сделанный своими руками и скаченный через интернет.
Методическая литература
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
2. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей
3. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры
4. Новоторцева Н.В. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.
6. Селихова Л.Г. ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия.
7. Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я- человек»)
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.
9. Тарловская Н.Ф. , Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Книга для воспитателей детского сада и родителей.
10. КопцеваТ.А.Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов.
11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
12. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
13. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя детского сада.
14. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников: Учебно-методическое пособие для дошкольников
15. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие для дошкольников
16. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду.
17. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: методическое пособие.
18. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.
19. Фокина Э.Д. Базулько М.В., Астракова Л.П., Лозинина Н.Г. планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении: Методические рекомендации.
20. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада.
21. Дыбина О.В. Что было до…Игры путешествия в прошлое предметов.
22. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.
23. Метлина Л.С. математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада
24. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья на каждый день.
25. Князева О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ».
26. Картотеки: Утренняя гимнастика; По программе «Я-ТЫ-МЫ»; Подвижные игры; Экспериментирование; Прогулки; Экологические игры; Потешки; ОБЖ;
Артикуляционная гимнастика; Дыхательная гимнастика; Пальчиковая гимнастика.