Понятие «эмпатии» и подходы к ее изучению отечественными учеными
В настоящее время в психологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Одни авторы связывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям. Другие рассматривают ее как акт вчувствования. В этом аспекте эмпатия выступает как вид чувственного познания, способность ставить себя на место другого человека, понимать аффективные ориентации других. Некоторые исследователи считают эмпатию перцептивным актом, обслуживающим межличностные отношения, и определяют ее как осознание уникальной неповторимости другого. Ряд авторов основным и достаточным проявлением эмпатии считают сопереживание, эмоциональный отклик на состояние другого. Некоторые исследователи полагают, что эмпатия является основой межличностного познания и осуществляется через механизмы идентификации, заражения, проекции, моторного подражания [25; 73].
В современной психологической литературе термину «эмпатия» соответствует широкий набор определяющих уточнений («эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности») и синонимов («альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность»). Даже перечень этих терминов позволяет утверждать, что обозначаемая ими реальность имеет самое непосредственное отношение к гуманистическим профессиям, то есть к таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климова следует отнести к классу «человек-человек». Одной из характерных профессий этого класса является профессия педагога.
К вопросу изучения эмпатии социально-психологического явления обращались многие авторы. Так, проводя обзор литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующих исследователей и их работы:
Основательно изучался вопрос эмпатии, а также ее развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежат такие работы как «Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы», «Роль художественной литературы в развитии эмпатии», «Эмпатическое литературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает над вопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и “художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживает взаимозависимость и взаимовлияние названных понятий.
В работе Пономаревой М.А. доказано большое воздействие на внутренний мир человека художественной литературы. В обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов, которые подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитие личности. Так, в частности, автором упоминаются такие деятели как Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.А.Бердяев.
Также в работе подчеркивается, что “искуство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыт каждого” [23; 15].
Пономарева М.А. рассматривает в своей работе направления взаимосвязи эматии и художественной литературы. Рассматривается автором также механизм воздействия художественной литературы на личность.
В результате проведенного исследования, анализа соответствующих источников, автор приходит к выводу, что в отечественных исследованиях определенное внимание уделяется выявлению роли художественной литературы в развитии эмпатии. В процессе постижения художественной литературы возникают художественные сопереживания воображаемому герою. Описанный процесс как раз и способствует развитию эмпатии у школьников.
Это же направление в изучении эмпатии выбрал для себя кандидат филологических наук, доцент Брестского университета имени А.С. Пушкина. Так, его работа (“Эмпатийное литературоведение”) посвящена анализу произведений художественной литературы с точки зрения их способности развивать эмпатию в детском и подростковом возрасте.
Заведующий кафедры вспомогательных и исторических дисциплин и методики преподавания истории БГПУ им. М.Танка Богданович И. посвящает свою работа рассмотрению и анализу развития эмпатии через призму истории как учебного предмета. В данной работе приводятся различные методические приемы, позволяющие развивать эмпатию на уроках истории.
Предметом исследования в работе Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии») выступает одна из базовых единиц развиваемой автором психотехнических теорий. Рассматриваются возможности варьирования эмпатических реплик и функций этих вариаций в психотерапевтическом процессе.
Автор указывает, что эмпатия дает переживанию не только имя, но и значение. Полная сигнификация переживания позволяет сформироваться особому функциональному органу, который можно назвать «экспериментальным мышлением» [5; 9].
Автор, в результате проделанной работы, приходит к выводу о том, что анализ эмпатической сигнификации должен рассматривать саму эмпатию и переживание не в статике, а в динамике.
Исследователь Майковская Л.С. в своей работе («Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки») раскрывает сущность и содержание каждого из компонентов этнокультурной толерантности, рассматривает способы ее формирования с учетом специфики деятельности педагога-музыканта.
Работа соискателя кафедры немецкой филологии Томбовского государственного университета имени Г.Р.Державина Нелипа Л.Н. («Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте») посвящена речевым этикетам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В работе дается определение понятию «эмпатия», рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях наук.
Понимание субъектом других людей всегда эмоционально окрашено. Однако о присутствии в межличностных отношениях феномена эмпатии можно говорить, когда в целостном акте познания другого человека этот компонент наиболее выражен в форме сопереживания или сочувствия. Сопереживание - это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним. Сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого.
Стили разрешения конфликтов |
Руководить без конфликтов — возможно ли это? Не утопия ли это? Руководить без конфликтов - возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется всё деструктивное. Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами. Потенциальные причины конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами. Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем. Выделяется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон. УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль характеризуется подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы. СГЛАЖИВАНИЕ. Этот стиль характеризуется поведением. которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв. ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того. что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом. Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение пока, наконец, не находили его. Они также старались предотвратить или уменьшить назревание конфликта, концентрируя реальные полномочия принимать решения в тех подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточены наибольшие значения и информация о факторах, влияющих на решение. Хотя исследований в этой области еще не так много, ряд трудов подтверждает эффективность данного подхода к управлению конфликтной ситуацией. Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: 1. Определите проблему в категориях целей, а не решений. 2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон. 3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. 4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. 5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз. |