Динамика численности белорусов в Республике Карелия
(по данным переписи)
Год | ||||||||
Чел. |
На территории Республики Карелия осуществляют деятельность:
- Местная национально-культурная автономия белорусов Сегежского района «Белая Русь» (руководитель – Березина Светлана Николаевна);
- Местная национально-культурная автономия белорусов Кондопожского района «Криница» (руководитель – Михайловская Екатерина Константиновна).
М.Матиев
Т.Эзерханов
Вайнахи
Вайнахи – в переводе с чеченского и ингушского языков «вайнахи» означают «свои люди» или «наш народ». Действительно, испокон веков чеченцы и ингуши живут бок о бок. В свое время была Чечено-Ингушская советская социалистическая республика, сейчас народ проживает в двух республиках – Чеченской и Ингушской.
Чеченцы, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации, основное население Чеченской Республики. Численность в Чечне и Ингушетии – 1127,050 тыс. чел. Живут также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане – 49,5 тыс. чел., Киргизии – 2,6 тыс. чел., Украине – 1,8 тыс. чел. и других регионах.
Верующие чеченцы – мусульмане-сунниты. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 года сначала на основе арабской, затем – латинской графики, с 1938 года – на основе русского алфавита.
После завоевания Казанского и Астраханского ханств (1556 год) Русь обратила свой взор на Кавказ. С XVI века началась долгая и непрерывная война чеченцев против Российской империи. Первым чеченским лидером был Шейх Мансур Ушурма (пастух из чеченского села Алды), которому удалось поднять на борьбу почти все народы центральной и западной части Кавказа. В период с 1785 по 1787 годы Шейх Мансур добился значительных военных успехов, но в 1791 году он был захвачен в крепость Анапа, приговорен к пожизненному заключению.
В 1920-х годах чеченцы объединились с дагестанцами в борьбе за свободу против порабощения царской России под командованием Каза-Муллы, Гамзат-Бека и Имама Шамиля. Им удалось освободить значительную часть территории Кавказа и установить теократическое государство (Имамат Чечни и Дагестана). Имамат просуществовал 30 лет, но с пленением Шамиля в 1859 году военное противостояние закончилось. В 1810 году Ингушетия добровольно вошла в состав России, а в 1859 году к России была присоединена и Чечня. Много известных русских поэтов и писателей были недовольны проводимой царской политикой и жестокостью военных действий на Кавказе. За свои передовые взгляды того времени они были сосланы на Кавказ для прохождения военной службы. Всем россиянам смалу известны произведения о природе и людях могучего Кавказа: «Мцыри», «Измаил Бей», «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Тазит» А.Пушкина, «Кавказский пленник» Л.Толстого. А сын известного писателя А.Дюма – А.Дюма, вернувшись из Чечни в Париж, как-то сказал: «Я думал, что джентльмены живут во Франции, а оказывается, истинные джентльмены живут на Кавказе». Далеко не всем известно, что знаменитую Брестскую крепость неистово защищало 481 ингушей и чеченцев, признанных героев СССР.
В 1990-ые годы примерно 500-600 чеченцев и ингушей приехали в Республику Карелия в надежде найти второй дом и понимание со стороны жителей северного края. Чеченцы и ингуши живут практически по всей территории республики, много их в Олонце, Петрозаводске, Кондопоге, Медвежьегорске, Пудоже, Костомукше. Те, кто проживает в районах, ведут фермерские хозяйства, выращивая домашний скот и содержа большие огороды. Городские жители занимаются, в основном, малым бизнесом. Среди представителей вайнахского народа в Карелии – служащие и рабочие, спортсмены и студенты, домохозяйки и военные.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность чеченцев в Республике Карелия составляла 294 чел., ингушей – 54 чел.
На территории республики осуществляет деятельность Карельская республиканская общественная организация «Общество вайнахской культуры» (руководитель – Матиев Махмет Мухарбекович).
Т.Корниенко
В.Бирин
Греки
Греки, эллинес (самоназвание)- основное население Греции и Кипра. Общая численность – 12420 тыс. чел., в том числе в Греции – 9725 тыс. чел., на Кипре – 570 тыс. чел., в США – 550 тыс. чел., Живут также в Украине – 98 тыс. чел., в Грузии – 100 тыс. чел., Казахстане – 47 тыс. чел., Узбекистане – 10 тыс. чел., в Германии – 300 тыс. чел., в Канаде – 155 тыс. чел. Говорят на новогреческом языке (отдельная группа индоевропейской языковой семьи). Важнейшие диалекты: северо-восточный, северо-западный, юго-восточный, юго-западный. Письменность на основе греческого алфавита. Литературный язык стандартизуется с середины XIX века. Верующие – православные.
Исторически на территории России греческая диаспора начала формироваться еще до н.э. – причерноморские колонии Феодосия, Херсонес, Ольвия. Греческая слобода в Москве известна с XV века. Массовая греческая миграция в Россию приходится на конец XVIII – начало XIX века. Она стала следствием русско-турецких войн, в которых греки активно участвовали на стороне России. Греческое население концентрировалось в основном в Северном Причерноморье и Крыму. В последующие десятилетия греческая община России пополнялась преимущественно переселенцами из Турции, осевшими на Северном Кавказе. Всего в России насчитывается 8 этнических общностей греков, различающихся по месту исхода и времени переселения.
Ныне в России греки компактно проживают в Ставропольском и Краснодарском краях, в Северной Осетии и Адыгее. В Москве их более 3,0 тыс. чел. Все они владеют русским языком, более половины признает его родным.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность греков в Республике Карелия составляла 82 чел.
Среди греков Карелии – врачи, учителя, инженеры, работники культуры, рабочие и предприниматели. Как же оказались они в этом северном крае? По-разному. Кто приехал сюда после окончания вуза по распределению, кто остался после окончания службы в армии, кто вступил в брак с местным жителем, кто приехал к родственникам, да так и остался на карельской земле. Попав сюда во многом случайно, они адаптировались к местным условиям и практически не выделялись среди общей массы населения.
В феврале 1997 года создано Общество греческой культуры «Эллада» – очаг, к которому потянулись не только греки, но и люди других национальностей, любящих культуру Греции, ее историю, обычаи, музыку и звучный прекрасный язык. Уже в скором времени число членов общества превысило количество всех имеющихся в республике греков.
В настоящее время общество «Эллада» осуществляет серьезную национально-культурную деятельность (руководитель организации – Корниенко Татьяна Николаевна). Среди целей и задач греков Карелии не только объединение греческой диаспоры, изучение и пропаганда греческого языка, истории и культуры Греции, воспитание духовности и просвещенности, но и содействие сотрудничеству между народами и государствами, установление и расширение контактов на межличностном уровне.
Р.Чехерия
Н.Чичуа
Грузины
Грузины (картвели) – основное население Грузии – 3,5 млн. чел. Грузины проживают во многих странах мира, в том числе более 0,5 млн. чел. живут в России. Включенные в общегородскую европейскую культуру российские грузины в большинстве своем сохраняют свое этническое самосознание и родной язык, об этом свидетельствуют различные общества грузинской культуры, землячества, национально-культурные центры.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность грузин в Республике Карелия составляла 437 чел.
На территории Республики Карелия осуществляет деятельность Карельская региональная общественная организация «Общество грузинской культуры» (руководитель – Чехерия Реваз Мамиевич).
Интерес к грузинской культуре, насчитывающей тысячелетнюю историю, в России никогда не ослабевал. Имена многих выдающихся деятелей культуры и искусства Грузии не только популярны, но и любимы в России: писатель Нодар Думбадзе, композитор Гия Канчели, актеры Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцители, Вахтанг Кикабидзе. Популярны и любимы их соотечественники, живущие в России: Зураб Соткилава, Олег Басилашвили, Георгий Данелия и многие другие.
Гениальным талантом выдающихся русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова воспета Грузия, и, наверное, нет такого русского человека, который бы не знал или не слышал «На холмах Грузии лежит ночная мгла» или «Обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...»
Грузинская культура является живительным источником создания землячеств, позволяющих не только сохранять свои традиции, но и быть открытыми для всех, кто желает ближе познакомиться с культурой, обычаями и традициями Грузии.
Земля наша огромна, она приняла людей разных национальностей, и где бы ни жили эти люди, куда бы ни забросила их судьба, их миссия – отблагодарить эту землю добрыми делами за предоставленную им уникальную возможность жить и творить на этой земле. Недаром говорят: «Твой дом там, где ты живешь!» В Карелии грузинская диаспора небольшая, около 500 чел. Среди них: люди различных профессий: это и учителя, и врачи, и ученые, и предприниматели, и художники, и литераторы, и музыканты.
Общество грузинской культуры проводит много мероприятий, концертов, выступлений. Одной из задач Общества грузинской культуры - воссоздание истории, экономических и культурных связей Грузии и Карелии. Эта тема оказалась не только увлекательной, но и необычайно интересной, богатой и разнообразной. Как тесно переплелись судьбы Грузии и Карелии. В годы Великой Отечественной войны многие славные сыны Грузии, мужественные воины, защищавшие и освобождавшие Карелию, навечно остались здесь. Это Герой Советского Союза, командир 619-го артиллерийско-минометного полка В.Н. Леселидзе, командир 29-й танковой бригады И.Д. Бачикашвили, старший сержант Д.Т. Акобия, полковник Х.Л. Харазия. Благодарные жители Карелии с любовью ухаживают за их могилами, о них знают жители и школьники. В поселке Видлица, где погиб В.Н. Леселидзе, одна из улиц носит его имя. В 1965 году юными следопытами этого поселка была найдена могила сержанта Д.Т. Акобия, приведена в порядок, и школьники продолжают за ней ухаживать. Подполковник Х.Л. Харазия, освобождавший г.Олонец, впоследствии был избран почетным жителем этого города и навеки вписан в его историю.
Грузины появились в Карелии уже в 1930-ые годы, принимали участие в строительстве Беломорканала, в советско-финской войне 1939-1940 годов. После окончания войны многие грузины оставались служить в армии на территории Карелии, а потом и навсегда связали свою жизнь с ней. Послевоенные годы сохранили в памяти жителей Карелии имена многих, кто жил и работал на благо ее развития и процветания.
В 1947-1950 годах комендантом Петрозаводского военного гарнизона был полковник А.П. Дзриелишвили. Многие старожилы до сих пор помнят полковника А.П. Чадунели – коменданта Петрозаводска в 1957-1968 годах. Он был известен среди военных как человек железной дисциплины, необычайно требовательный к себе и подчиненным.
Грузины занимали высокие посты и в народном хозяйстве республики. Л.И. Дигмелишвили в 1962-1963 годах работал начальником главного управления лесной промышленности и лесного хозяйства Северо-Западного совнархоза по КАССР, а в 1963-1969 годах – начальником комбината «Южкареллес». Он внес большой вклад в развитие лесной промышленности и лесного хозяйства Карелии. П.Л. Дгебуадзе и Б.Н. Лалиашвили длительное время работали на руководящих должностях в системе «Кареллеспрома». Их труд отмечен высокими правительственными наградами.
Более 10 лет работал в Петрозаводске главным режиссером Музыкально-драматического театра О.И. Джангишерашвили. Его постановка по произведению Нодара Думбадзе «Закон вечности» имела огромный успех у зрителей. Широко известно в республике имя скульптора Ченка Шуквани. Его скульптурные произведения украшают многие города Карелии (Олонец, Петрозаводск, Пудож).
Популярны имена двух талантливых грузинских художников, членов Союза художников России Бадри Топурия и Тенгиза Гиголашвили, которые проживают в Петрозаводске. Персональные выставки работ этих художников проходили в России (Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск), а также за рубежом (Финляндия, Германия, Япония) и, конечно, в Грузии. Они получили высокую оценку специалистов и тепло были приняты населением.
Для многих грузин Карелия стала второй родиной. За последние три десятилетия в высших учебных заведениях Петрозаводска получили образование около 80 грузин.
Д.Генделев
Д.Цвибель
Евреи
Евреи – основное население Израиля. Общая численность – 12,8 млн. чел. В США – около 6 млн. чел., в Израиле – свыше 4 млн. чел., во Франции – 650 тыс. чел., в Украине – 486 тыс. чел., Великобритании – 410 тыс. чел., Аргентине и Канаде – по 300 тыс. чел., Бразилии – 150 тыс. чел., ЮАР – 120 тыс. чел., Белоруссии – 111 тыс. чел. и др. Численность в России – 157,67 тыс. чел. (2010 год). Наиболее крупные общины в Москве – 175 тыс. чел. и Санкт-Петербурге – 106 тыс. чел.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность евреев в Республике Карелия составляла 474 чел.
Первое упоминание о евреях, проживающих в Петрозаводске, сохранившееся в Национальном архиве Карелии, относится к 1844 году. В «ведомости об иноверцах в г.Петрозаводске» указана цифра 14. Постепенно число их увеличивалось: в 1852 году числились 22 еврея, а в 1856 году – 237 (214 мужчин и 23 женщины). Это были солдаты местного батальона русской армии и их жены. 1870-1980 годы можно считать временем, когда возникла еврейская диаспора в Петрозаводске.
В 1901 году община с хозяйственным правлением и раввином получила официальный статус. В 1904 году на Малой Слободской улице открылась синагога, просуществовавшая до 1920-х годов. Интересно отметить, что деньги на ее строительство давали не только евреи, но и, как писалось в газете «Олонецкие губернские ведомости», «несколько фамилий почетных лиц Петрозаводска, принадлежащих к христианскому вероисповеданию». При синагоге действовал хедер – начальная школа. В местной печати время от времени появлялись сообщения о жизни евреев, их праздниках, проблемах.
К началу ХХ века в Петрозаводске проживала 51 еврейская семья – 254 чел. В социальном отношении большинство составляли ремесленники: портные, сапожники, часовых дел мастера, шапочники, слесари, переплетчики, кузнец, красильщик, колбасный мастер, фотограф. Было шесть человек, приписанных к купеческому сословию. Были и так называемые торгующие евреи, большинство которых составляли небогатые торговцы разным, как тогда говорили, мелочным товаром, а то и просто старьевщики. Появились в среде местных евреев и первые образованные люди, а также мастера высокой квалификации. Еврейская диаспора была уже неотъемлемой частью петрозаводского общества. Жизнь ее членов практически ничем не отличалась от жизни всех других горожан. Вместе с тем они не переставали быть евреями: соблюдали свои традиции, выполняли положенные обряды, отмечали еврейские праздники, сохраняли родной язык.
Начавшиеся при советской власти гонения на религию и запрет на любые объединения людей, кроме официальных, сделали невозможным существование еврейской общины. Она была распущена, синагога сгорела. Еврейская жизнь ушла в подполье. Несколько семей продолжали тайно встречаться на квартирах, чтобы отмечать свои праздники, читать Тору, обмениваться информацией.
Необходимо отметить, что иудаизм, по чьим законам должны жить евреи, подразумевает деятельную созидательную работу на благо человека – «кто не работает – тот не ест». Поэтому евреи, обосновываясь в местах своего проживания, достаточно быстро включаются в окружающую их общественную и хозяйственную жизнь. И в Петрозаводске и в Карелии евреи активно участвовали и участвуют во всех сферах жизни, внося свой вклад в развитие и приумножая славу нашего края. Вот лишь некоторые фамилии: Н.И. Гуревич, Е.М. Хейсин, Н.Д. Цаль, К.А. Гуткин, И.М. Менделев, Б.Н. Одлис, Ю.Л. Хорош, Л.Я. Теплицкий, Р.С. Пергамент, С.М. Карп, А.И. Голланд, Л.З. Балло, Г.И. Цвибель, Т.Л. Кликман, З.Н. Эстрин, Б.И. Хотянов, И.С. Фрадков, Ш.Б. Дун, Л.А. Клаз, М.М. Гин, Л.Я. Резников, Е.М. Эпштейн, А.Л. Модылевский ... В этом, далеко не полном списке лишь те, кто уже закончил жизненный путь, и, как нам кажется, любой читатель найдет здесь знакомую фамилию и сам сможет продолжить его.
Возрождение еврейской жизни в Петрозаводске началось в период «перестройки» в 1991 году, когда было официально зарегистрировано Общество еврейской культуры «Шалом». Задачей общества стало собрать то, что еще осталось, и попытаться привить интерес к национальной культуре, традиции у почти совершенно оторванных от своих корней людей. Первой крупной акцией общества стало открытие воскресной школы, ставшей центром еврейского образования. Именно сюда устремились жаждущие знаний по еврейской истории, традиции, желающие вернуться к еврейству, изучать иврит, приобщить детей, просто пообщаться в кругу соплеменников. Это было время энтузиазма, больших надежд, проснувшегося самосознания. И по сей день школа, получившая название «ЙОМ РИШОН» («День первый»), активно работает, принимая и детей, и взрослых, и без нее уже не мыслится еврейская жизнь города.
Следующий, может быть, самый важный момент в общинной жизни – создание религиозной общины. Приобретение Свитка Торы – самого святого, что может быть у еврея, заложило основу для полнокровной еврейской общины, имеющей теперь возможность проводить службы и совершать религиозные обряды. Это само по себе явление неординарное, а в нашем случае еще и связано с помощью христианской общины Дитрих-Бонхоффер-Кирхе из города-побратима Тюбингена по инициативе пасторов Данкварта-Пауля Целлера и Михаэля Фолькмана. Это уникальный пример того, как люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, народам, странам, могут дружить, уважая особенности каждого.
Уже несколько лет в республике работает благотворительный фонд «Хэсэд Агамим» (в свободном переводе – «Благотворительность на озерах», или «Озера милосердия»), основной целью которого является помощь пожилым, инвалидам, малоимущим не только в Петрозаводске, но и во всей Карелии. Причем фонд не только занимается помощью материальной или медицинской, но и проводит большую работу по удовлетворению духовных потребностей своих подопечных: осуществляются программы обучения ивриту, традиции, встречи Субботы, отмечаются еврейские праздники. Основная часть работы, и это составляет саму суть движения «Хэсэд», осуществляется силами волонтеров. Для волонтеров устраиваются семинары, курсы, стажировки, а они, в свою очередь, передают полученные знания и тепло своих сердец тем, кто в этом нуждается. Фонд сотрудничает с другими благотворительными организациями города, городскими социальными службами и больницами и по мере своих возможностей оказывает им помощь.
Издается небольшая ежемесячная газета «Общинный вестник», отражающая жизнь общины, публикующая материалы по истории, традиции, ведущая просветительскую работу.
В Республике Карелия функционируют:
- Местная еврейская национально-культурная автономия г.Костомукша (руководитель – Перемитько Павел Николаевич);
- Региональная еврейская национально-культурная автономия Республики Карелия (руководитель – Цвибель Дмитрий Григорьевич).
Ф.Грачева
М.Махмудяров
Татары
Татары – второй по численности этнос России – 5,3 млн. чел. (Республика Татарстан). Проживают также в Казахстане – 327,9 тыс. чел., Узбекистане – 467,8 тыс. чел., Таджикистане – 72,2 тыс. чел., Киргизии – 70,5 тыс. чел., Туркмении – 39,2 тыс. чел., Азербайджане – 28 тыс. чел., Украине – 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии – около 14 тыс. чел. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские, татары астраханские.
Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские; среди астраханских – юртовские, кундровские татары и карагаши.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность татар в Республике Карелия составляла 1,888 тыс. чел.
Карелия, некогда заселенная в основном русскими, карелами и вепсами, давно уже стала второй родиной для представителей других народов России, в том числе и для татар. Большинство татар приехало сюда после Великой Отечественной войны для восстановления народного хозяйства. В 1960-1970-ые годы много молодежи татарской национальности прибыло сюда по комсомольским путевкам на молодежные стройки. Кроме того, в Карелию по распределению на работу регулярно направлялись выпускники техникумов и вузов.
В июне 1994 года в Карелию с официальным визитом прибыла делегация Верховного Совета Татарстана. Члены делегации пожелали встретиться со своими земляками. Встреча состоялась в Республиканском центре национальных культур. На ней в основном присутствовали представители интеллигенции: Зара Габбасовна Юсупова – доцент кафедры русского языка Петрозаводского государственного университета, Ильдар Шамильевич Сафаров – доцент Карельской государственной педагогической академии, кандидат философских наук, Людмила и Александр Юсуповы – преподаватели, доценты Карельской государственной педагогической академии и Петрозаводского государственного университета, Шамиль Шарафутдинович Байбусинов – старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук, кандидат экономических наук, Фарида Хисмятова – пианистка, Руслан Девликамов – музыкант, Римма Нигматуллина – учительница, начальник экологической милиции г. Петрозаводска Гарифулла Шайдуллович Гиниятуллин и его заместитель Ренат Ханафиевич Хафизов, Рафаэль Нигматуллин – командир воинской части, Альберт Гайсин – предприниматель, Наиль Зинатуллин – общественник, Галина Хювенен, ныне живущая в Финляндии. Гостей интересовало: помнят ли земляки, проживающие в Карелии, о своих истоках, помнят ли родную речь, сохраняют ли свои традиции и обычаи, поддерживают ли связи с Татарстаном, в каких условиях они проживают и пользуются ли поддержкой местных властей? Оказалось, что люди регулярно ездят в отпуск на родину, в Татарстан, и другие места, где прошли их детство и юность. Многие заговорили по-татарски.
Встреча земляков продолжалась больше двух с половиной часов и прошла тепло и сердечно. Собравшиеся решили, что татарской диаспоре нужно организовать свое общество культуры. 19 июня 1997 года организована региональная общественная организация Общество татарской культуры «Дуслар» («Друзья»). «Дуслар» – добровольная общественно-культурная организация татарской диаспоры (народа), объединяющая выходцев из самых различных регионов России: Татарстана, Башкирии, Поволжья, Сибири, а также Казахстана, Таджикистана. Она ставит своей целью сохранение исторической памяти и духовности, изучение истории татарской диаспоры в Карелии, создание условий для функционирования татарского языка, содействие формированию национальных творческих коллективов, установление и развитие культурных связей между народами и государствами, особенно с Татарстаном – хранителем национальных традиций. Кроме того, предполагается взаимопомощь и взаимоподдержка среди членов общества в различных формах.
Карельская республиканская общественная организация Общество татарской культуры «Дуслар» продолжает осуществлять свою деятельность под руководством Махмудярова Марата Исмаиловича.
Л.Кноль
О.Петрова
Немцы
Немцы – основное население Германии. Общая численность – 86 млн. чел., в том числе в Германии – 78 млн. чел. Проживают также в США – 5,1 млн. чел., Канаде – 1,2 млн. чел., Бразилии – 0,8 млн. чел. и во многих других странах мира. Больше 2 млн. чел. проживало в бывшем СССР, в том числе Казахстане – 957 тыс. чел. и Киргизии – 101 тыс. чел. В России – 394,14 тыс. чел.(2010 год). Основная часть российских немцев проживает в Омской – 50,05 тыс. чел., Новосибирской – 30,92 тыс. чел., а также Кемеровской, Челябинской, Свердловской, Тюменской, Волгоградской, Саратовской и других областях.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность немцев в Республике Карелия составляла 490 чел.
Предки российских немцев переселились на территорию нашей страны в разное время. Уже в средние века купцы немецкой Ганзы селились на севере России, в Новгороде. Во времена Ивана Грозного приглашались различные специалисты – ремесленники, строители, архитекторы, врачи, офицеры и др.
К середине XVII века в Москве возникла Немецкая слобода. Петр I, привлекший в свое окружение много немцев, способствовал их закреплению вокруг Санкт-Петербурга. Екатерина II произвела массовое переселение немецких крестьян в Россию. В 1764-1774 годах были основаны колонии на Волге (в районе Саратова), а позднее – в северном Причерноморье, отвоеванном у турок. По переписи 1897 года, в царской России насчитывалось 1790 тыс. немцев.
В советский период судьба российских немцев оказалась печальной. Они испытали депортацию, трудмобилизацию, лагеря ГУЛАГа, притеснения, унижения и весьма противоречивую реабилитацию начала 1990-х годов. Ликвидированная в 1941 году автономная республика немцев Поволжья так и не была восстановлена. Вполне логично, что с середины 1980-х годов они в массовом порядке начали выезжать в Германию.
Карелия не относится к местам традиционного расселения российских немцев. Представители немецкой национальности оказались здесь по различным причинам: кто-то приехал по распределению, в поисках работы, многие переселились из Казахстана и Сибири, с Урала, куда когда-то были депортированы их семьи. Среди них работники культуры, предприниматели, врачи, геологи, строители, представители многих других профессий.
С недавних пор немцы, проживающие в Петрозаводске и его окрестностях, получили возможность собираться вместе в Русско-немецком центре встреч. Этот центр существовал в Петрозаводске как отделение Фонда «Русско-немецкий центр встреч при Петрикирхе Санкт-Петербурга» с 1997 по 2008 годы.
В настоящий момент под руководством Кноль Лидии Александровны функционирует местная национально-культурная автономия российских немцев г.Петрозаводска «Немецкая волна».
Деятельность подобных организаций направлена на поддержку культурного наследия российских немцев, сохранение и развитие немецкого языка, этнической самобытности и национальных традиций, а также на популяризацию немецкой культуры и языка среди россиян, содействие установлению взаимопонимания между народами.
Н.И.Копецкая
Поляки
Поляки, поляци (самоназвание), народ, основное население Польши. Численность – 38,459 млн. чел. (1993 год). За пределами Польши живут в Белоруссии – 417,7 тыс. чел., Литве – 258 тыс. чел., Украине – 219,2 тыс. чел., Казахстане – 60 тыс. чел., Латвии – 60 тыс. чел., США – 5,6 млн. чел., Германии – 1,5 млн. чел., во Франции – 1 млн. чел., в Канаде – 400 тыс. чел., Великобритании – 140 тыс. чел., Бразилии – 200 тыс. чел., Аргентине – 100 тыс. чел., Чехии и Словакии – по 40 тыс. чел., Бельгии – 60 тыс. чел., в Российской Федерации – 47,1 тыс. чел.. Общая численность свыше 49 млн. чел. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие – в основном католики, есть протестанты.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность поляков в Республике Карелия составляла 1,849 тыс. чел.
Начиная с 2005 года, в Карелии активно действуют общественные организации, представляющие интересы польского народа. Работа по сохранению национальной культуры, развитию гражданских инициатив началась с общества польской культуры «Ядвига».
Сегодня поляки Карелии объединились в Региональную национально-культурную автономию «Карельскую Полонию», деятельность которой по сохранению польской культуры, традиций, родного польского языка проводится не только в Петрозаводске, но и в районах республики. Основу «Карельской Полонии» составляют национально-культурные автономии поляков Петрозаводска, Сегежи и Медвежьегорска.
Все эти годы члены «Карельской Полонии» проводят сбор материалов, документов и предметов быта, рассказывающих о появлении поляков в Карелии, их судьбах. Результатом этой непростой работы стали книга «Поляки в Карелии», изданная на 2-х языках – русском и польском, а также выставка «Польский след в истории Карелии», с успехом демонстрируемая в Национальном музее Республики Карелия в г.Петрозаводске и районах республики, Музее политической истории г.Санкт-Петербурга, Национальном музее г.Сыктывкара Республики Коми.
Деятельность Региональной национально-культурной автономии поляков Карелии направлена на развитие межнационального диалога, сохранение мира и согласия в обществе, воспитание у молодёжи уважительного отношения к представителям разных народов, проживающих на территории нашей республики и за ее пределами.
С 2008 года «Карельская Полония» реализует международный проект – молодежный лагерь «Польское лето в Карелии», который осуществляется при поддержке Государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями и международной общественной организацией «Wspólnota Polska», и получил высокую оценку как в России, так и в Польше. Основными задачами проекта являются сплочение представителей молодежи польской и российской (карельской) культур, развитие межкультурного диалога, формирование интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре польского и карельского народов.
Уже стал традицией Международный фестиваль юных пианистов «Мир и музыка. Россия и Польша», учредителями и организаторами которого являются Администрация Петрозаводска, Генеральное консульство Республики Польша в Санкт-Петербурге и Детская музыкально-хоровая школа г.Петрозаводска. Партнеры фестиваля – Петрозаводская государственная консерватория и Региональная национально-культурная автономия поляков «Карельская Полония».
Первый фестиваль из цикла «Мир и музыка» состоялся весной 2010 года и был посвящен 200-летию со дня рождения великого польского композитора Фредерика Шопена. Тогда в фестивале приняли участие 47 юных пианистов из городов Карелии, а также Вологды, Сыктывкара, Иваново, Нижнего Новгорода. В этом году география фестиваля значительно расширилась – это более 100 участников из Карелии, Мурманской, Псковской областей, Москвы, республики Беларусь, Эстонии и Польши.
Каждый год гостеприимная Польша распахивает свои объятия для своих соотечественников с разных концов мира. Всемирные Полонийные Игры проходят, чередуясь, летом или зимой в красивейших польских городах, куда съезжаются поляки из разных стран – от Канады до Австралии. «Карельская Полония» является одним из активнейших участников этих спортивных состязаний.
Молодежь и дети польского происхождения имеют возможность принимать участие в летних языковых школах и детских лагерях отдыха, проводимых на берегу Балтийского моря или в живописных Татрах.
В.Бирин
А.Литвин
Украинцы
Украинцы– основное население Украины – 37,5 млн. чел. (2001 год). Живут также в Казахстане – 900 тыс. чел., Молдавии – 600 тыс. чел., США – 535 тыс. чел., Канаде – 550 тыс. чел., Польше – 350 тыс. чел., Белоруссии – 290 тыс. чел., Узбекистане – 153 тыс. чел., Киргизии – 109 тыс. чел., Аргентине – 100 тыс. чел. Численность в Российской Федерации – 1,93 млн. чел., в т. ч. в Карелии – 12,7 тыс. чел. (2010 год). Относятся к восточным славянам. Говорят на украинском языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. Верующие – в большинстве православные, часть в западных регионах греко-католики (униаты) и римо-католики, а также христиане веры евангельской различных конфессий.
В Карелии этническая группа украинцев сформировалась в результате довоенной и особенно послевоенной миграции. До 1917 года украинцев здесь насчитывалось всего несколько десятков. Чаще всего это были военнослужащие, чиновники, учителя или священники. Увеличение их численности на территории республики связано прежде всего с хозяйственно-экономическим освоением края, в т.ч. с развитием лесозаготовительной промышленности. В 1926 году число украинцев в республике составило 0,7 тыс. чел. (0,3% ее населения), в 1933 году – 9,5 тыс. чел. (2,6%), в 1939 году – 21,1 тыс. (4,5%).
Во многом это была вынужденная миграция. Принудительным переселением в Карелию подверглись репрессированные «буржуазные украинские националисты», «раскулаченные» с семьями и другие «враги народа». Тысячи их (к началу 1934 года украинцы составляли здесь пятую часть «трудопереселенцев») сооружали Беломорско-Балтийский канал. Сотни украинцев, среди которых особенно много уроженцев Винницкой и Киевской областей, расстрелянных в 1937-1938 годах, покоятся в урочище Сандормох.
После войны Украина становится для Карелии одним из источников пополнения рабочей силы. Развитие лесозаготовительной промышленности, рост строительства, транспорта, освоение горнорудных месторождений и др. способствовало притоку украинцев в Карелию. Наряду с русскими и белорусами украинцы активно заселяли присоединенную к Карелии в результате «зимней войны» 1939-1940 годов территорию Северного Приладожья, а также зону Западно-Карельской железной дороги. Их численность в 1959 году составила 23,6 тыс. чел. (3,6%), в 1970 году – 27,4 тыс. чел. (3,8%), в 1979 году – 23,8 тыс. чел. (3,3%), в 1989 году – 28,2 тыс. чел. (3,6%). Последний заметный приток украинцев пришелся на 1980-ые годы и был связан с заселением Костомукши – самого молодого города Карелии, выросшего вокруг ГОКа. В 1990-2000-ы годые численность украинцев вследствие оттока и этнокультурной ассимиляции заметно снизилась и составила в 2010 году 12,7 тыс. чел. (2,0%). Тем не менее, они остаются 4-й по величине этнической группой Карелии.
Украинцы расселены на территории Карелии повсеместно. Большая их часть сосредоточена в Петрозаводске, районе Западно-Карельской железной дороги, в северо-западном Приладожье, а также центральной и юго-восточной Карелии. Украинцев в Петрозаводске – 6,3 тыс. чел., Костомукше – 1,6 тыс. чел., Сортавале – 1,1 тыс. чел., в Сегежском – 1,4 тыс. чел. и Медвежьегорском – 1 тыс. чел. муниципальных районах (2002 год). 99% украинцев говорит на русском языке во всех сферах жизнедеятельности. Свыше 75% не владеет украинским языком. 80% относится к городским жителям.
С 1993 года действует Карельская региональная общественная организация «Общество украинской культуры «Калина», руководителем которой на протяжении многих лет была Скрипникова Лариса Григорьевна. КРОО «Общество украинской культуры «Калина» проводит мероприятия, посвященные памятным датам украинского народа, дни национальной культуры, собирает литературу и видеоматериалы по украинской тематике. Действует хор «Украинская песня» и детский творческий коллектив «Украинские ласточки». В 2004 году на судоверфи Петрозаводска построен и спущен на воду сухогруз «Украинец».
В целом, украинцы Карелии давно уже стали в республике своими. Они вносят весомый вклад в ее социально-экономическое и культурное развитие, в полной мере реализуют принципы национально-культурной автономии.