Динамика численности финнов в Республике Карелия
(по данным переписи)
Год | ||||||||
Чел. |
В настоящее время на территории республики осуществляют деятельность:
- Карельская региональная общественная организация «Ингерманландский союз финнов Карелии» (руководитель – Бюркланд Вадим Хейнович);
- Карельская региональная общественная организация (КРОО) «Лига прибалтийско-финских народов» (руководитель – Жаринова Ольга Михайловна);
- Карельская региональная общественная организация (КРОО) «Общество дружбы Карелия – Финляндия» (руководитель – Пронин Сергей Сергеевич);
- Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр по поддержке прибалтийско-финских народов «Корела» (руководитель – Лукин Владимир Васильевич).
В.Бирин
Р.Гусейнов
Азербайджанцы
Общая численность азербайджанцев – 17 млн. чел. Основное население Азербайджана – 5,8 млн. чел. Живут также в Иране – 10 млн. чел., Грузии – 307 тыс. чел., Казахстане – 90 тыс. чел., Узбекистане – 44 тыс. чел., Украине – 37 тыс. чел. Численность в Российской Федерации – 603,07 тыс. чел. (2010 год). Наиболее крупные диаспоры в Дагестане – 130,92 тыс. чел., Москве – 57,12 тыс. чел., Тюменской области – 43,61 тыс. чел., Санкт-Петербурге – 17,72 тыс. чел., в Ставропольском крае – 17,8 тыс. чел. и в Краснодарском крае – 10,17 тыс. чел. В 1990-ые годы численность азербайджанцев в России заметно увеличилась, по экспертным оценкам, до 2 млн. чел. В 2000 году учреждена Национально-культурная автономия азербайджанцев России.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность азербайджанцев в Республике Карелия составляла 1,793 тыс. чел.
Азербайджан – «страна огней», родина великих поэтов, музыкантов и философов, трудолюбивых и гостеприимных народов. За свою многовековую историю азербайджанский народ внес заметный вклад в мировую культуру. Азербайджанская диаспора в России одна из самых многочисленных. За несколько столетий жизни в рамках одного государства (сначала Российской империи, затем Советского Союза) наши народы привыкали к тому, что они в трудную минуту всегда могли опереться друг на друга. Один из ярких примеров тому – совместная борьба с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Азербайджанцы воевали на всех фронтах, в том числе и в Карелии. Защищая карельскую землю как свою родную, наши отцы и деды даже не предполагали, что в будущем их дети вернутся в Карелию и станут здесь жить. Однако судьба распорядилась так, что мы сейчас живем в Карелии.
До начала 1990-х годов азербайджанца в Карелии можно было встретить крайне редко. Это были приехавшие по распределению выпускники вузов или оставшиеся здесь после окончания срочной службы в армии. После распада Советского Союза жизнь в бывших советских республиках резко ухудшилась. Не стал исключением и Азербайджан: межрегиональные экономические связи нарушились, крупные предприятия закрылись, многие остались без работы. В поисках работы многие были вынуждены покинуть родину. Основная масса отправилась в Россию на заработки, чтобы себя прокормить и помочь оставшимся дома. Вот так Карелия стала для нас второй родиной. Ее человек выбирает по своей воле, значит она для нас и родная, и любимая.
Основным занятием азербайджанцев стала торговля. Их всегда можно встретить на рынках г. Петрозаводска и других городов Карелии. Однако среди нас есть врачи, инженеры, преуспевающие бизнесмены, сотрудники МВД и других управленческих структур. Свою жизнь с МВД Карелии связали Ашраф Мехралиев, Расим Сейдалиев, Рамиль Гурбанов, Акиф Гулиев, Эльшан Джабаров, Гуршад Гюльмалиев, Кара Шамилов, Олег Нескромный. Долгие годы занимаются предпринимательской деятельностью Эйваз Иманов, Насиб Абдуллаев, Камиль Дашдамиров, Хаммед Ахмедов, Анар Рагимов. Многие знают Айдена Зайналова – преподавателя медицинского факультета Петрозаводского государственного университета, Низима Джабарова – врача-стоматолога, Фейфаддина Сулейманова – инженера ЗАО «Петрозаводскмаш».
1 октября 1997 года создано Карельское республиканское общественное объединение азербайджанцев «Авеста». Авеста – священная книга некоторых народов Ирана, в том числе азербайджанцев, составлявшаяся на протяжении многих веков. Ранние ее части предание приписывает самому Заратустре. Общество объединяет до 1 тыс. чел. Основные цели и задачи организации – объединение азербайджанской диаспоры в Республике Карелия, сохранение национальных традиций и обычаев, культуры, исторической памяти, социальная поддержка земляков, а также содействие сотрудничеству между народами и государствами.
На территории Республики Карелия осуществляет деятельность Местная национально-культурная автономия азербайджанцев в г. Петрозаводске (руководитель – Гусейнов Рафик Шамилович).
Р.Амер
Арабы
Арабы – древнесемитский народ, с населением 300 млн. чел., проживающих на территории двадцати двух современных государств, расположенных на Азиатском и Африканском континентах. Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ирак, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Судан, Сомали, Коморские острова, Джибути – такова география этого народа. В большинстве своем арабы исповедуют ислам, но есть среди них и христиане, и иудеи.
В Карелию арабы стали приезжать в начале 1990-х годов. Окончив Петрозаводский государственный университет, они смогли стать высококвалифицированными врачами, инженерами, юристами. Некоторые из них обосновались здесь навсегда, стали россиянами, обзавелись семьями и работают на благо жителей нашего края.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность арабов в Республике Карелия составляла 26 чел.
Земля арабов является колыбелью мировых цивилизаций, местом ниспослания великих пророков: Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда (мир им всем), пришедших к людям с Небесными Книгами: Торой, Евангелием, Кораном.
Арабы сыграли огромную историческую роль в сохранении наследия Древней Греции и Индии, являлись открывателями новых научных познаний в алгебре, химии, развивали и усовершенствовали медицину, астрономию, философию, историю, социологию, архитектуру.
В VII веке н. э. арабы стали основателями новой мировой цивилизации, которая в свое время являлась процветающей, преуспевающей во всех областях мироздания.
С давних времен русский и арабский народы связывала Священная Земля Палестины, место сбора православных паломников, стекающихся в эти места со всех уголков Российской империи. Православные русские храмы и монастыри заслуживали проявления большого уважения со стороны правящей арабской династии. Сегодня руководство России налаживает политические и экономические отношения с арабскими странами, что, несомненно, принесет пользу как нашей стране, так и всему арабскому миру. Арабы испытывают особые чувства к России, считают ее позицию авторитетной и видят в ней надежного партнера для решения общезначимых проблем.
Сильна и духовная связь между нашими странами. В России проживает 20 млн. мусульман, которые считают себя неотъемлемой частью всемирной мусульманской общины. Поэтому с большим энтузиазмом лидеры арабских стран поддержали инициативу России стать членом Объединенной Исламской Конференции, являющейся мировым органом объединения всего мусульманского сообщества. Нельзя не сказать и о тысячах россиянах, на постоянной основе проживающих в странах Арабского Востока, многие из которых нашли здесь вторую родину.
12 апреля 2001 года была создана Общественная организация г. Петрозаводска «Общество карельско-арабской дружбы», руководителем которой стал Рафат Фатхиевич Амер (организация продолжает функционировать и по настоящее время).
Целями и задачами общества является распространение сведений об арабской культуре на территории города Петрозаводска и Республики Карелия, а также знакомство с русской культурой жителей арабских стран.
«ОКАД» организует и проводит социально-культурные, научно-технические и другие общественные мероприятия, учреждает спортивные команды и участвует в городских соревнованиях, осуществляет информационную деятельность, распространяет литературу культурного и просветительского характера, организует и проводит лекции, семинары, конференции, презентации, праздники и дни арабской культуры, курсы обучения арабскому языку.
Общество участвует в спортивной жизни города: учредило футбольную команду «Палестина» и приняло активное участие в Розыгрыше «Кубка содружества наций» по мини-футболу, организовало в стенах Петрозаводского государственного университета курсы арабского языка, выпускает газету.
Члены общества проводят лекции в городской библиотеке на тему «Путешествие по арабскому миру», сотрудничают с Национальной библиотекой Республики Карелия, передают в дар литературу на арабскую тематику.
Общество стремится укрепить связь с арабскими странами в сфере экономического, культурного развития и в области туризма.
Среди заметных фигур, имеющих арабские корни, можно выделить лидера мусульман Карелии, муфтия шейха Висама Али Бардвила, председателя Общества карельско-арабской дружбы доктора Рафата Амера, кандидатов медицинских наук, врача-травматолога Муэза Бараката, хирурга Биляля Абу Азаба, заведующего терапевтическим отделением Дома-интерната для престарелых Гассана Аль Ахраса. Эти люди стали неотъемлемой частью нашего миролюбивого северного народа.
В.Бирин
Армяне
Армяне – один из древнейших народов мира, сложившийся в I тыс. до н.э. Основное население Армении – 3,1 млн. чел. Живут также более чем в 70 странах мира, в том числе в США – 650 тыс. чел., Грузии – 437 тыс. чел., во Франции – 250 тыс. чел., в Иране – 200 тыс. чел., Ливане и Турции – по 150 тыс. чел., Сирии – 120 тыс. чел. Общая численность в мире – свыше 6,5 млн. чел. Численность армян в России – 1182,24 тыс. человек (2010 год). Проживают в основном в Краснодарском и Ставропольском краях, в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и других городах России.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность армян в Республике Карелия составляла 1,606 тыс. чел.
Армянская диаспора в Карелии сформировалась из двух основных потоков: тех, кто осел в Карелии в 1940-1980-ые годы, и приехавших в республику в течение 1990-х годов. Своим трудом в различных отраслях народного хозяйства, в области культуры и искусства они вносят заметный вклад в развитие Карелии, стремятся быть достойными представителями своего народа. В 1939 году, после окончания Всесоюзного сельскохозяйственного университета в Ленинграде, приехал в Петрозаводск И.Айдинян. Работал заведующим сельскохозяйственным отделом обкома. В годы Великой Отечественной войны он возглавлял партизанский отряд «Коба». После войны один его сын, Владлен, был заместителем директора Онежского тракторного завода, а другой, Виталий, – заместителем начальника РСУ-1, под руководством которого построены санаторные комплексы «Кивач» и «Марциальные воды».
На руководящих постах крупнейшего в республике предприятия «Петрозаводскбуммаш» работали В.Симонян и Г.Вартанов, на заводе № 75 – Э.Мартиросян, в лесном хозяйстве – Д.Карапетян. Развитию аптечного дела в Карелии посвятили себя Р.Каракозов и Г.Гевондян. Много лет на ниве здравоохранения республики трудятся хирург А.Габриэлян, анестезиолог М.Каракозов, рентгенолог И.Туманян, онколог Е.Хадиджян. Свыше 40 лет работает врачом судебно-медицинской экспертизы А.Кизирян.
Непосредственное участие в строительстве многих объектов в Петрозаводске принимал В.Казарян, генеральный директор ООО «Нордстрой». В числе построенных – торговый комплекс на Древлянке и траурный зал на ул.Красной. К.Осипян возглавляет «Мостоотряд», возводящий мосты в Карелии.
Подготовке молодых специалистов для различных отраслей народного хозяйства много сил и лет отдали преподаватель техникума городского хозяйства С.Каракозова; преподаватель железнодорожного колледжа И.Кивирян; мастер производственного обучения профтехучилища № 19 В.Вартазарян (который также в качестве тренера готовил борцов, защищавших спортивную честь Карелии на первенствах России); преподаватели математики средней школы № 17 Н.Казарян и училища № 8 А.Аталян.
Немало памятников и бюстов, посвященных известным людям, украшающих города Карелии, создано руками скульпторов Л.Давидяна и Э.Григоряна. Последнее из творений Л.Давидяна – памятник маршалу Г.Жукову – установлен в Петрозаводске к 55-летию Победы. С 1954 по 2010 год хором Петрозаводского государственного университета руководил заслуженный работник культуры России Г.Терацуянц. Список можно продолжить.
В 1988 году было образовано общество армянской культуры «Ахпюр», которое объединило основную часть армян Петрозаводска, стало центром притяжения для остальных, проживающих в других частях Карелии, армян. 3 апреля 1998 года была образована национально-культурная автономия армян Карелии, которая объединила около 220 армянских семей Карелии, в том числе 150 семей в Петрозаводске, то есть более 800 чел.
На сегодняшний день в республике продолжает функционировать Карельская региональная национально-культурная автономия армян (руководитель – Мкртчян Гегам Аршалуйсович).
Основная цель национально-культурной автономии армян Карелии – сохранение национальной самобытности, родного языка, традиций и обычаев армянского народа. Этому посвящены все мероприятия и праздники, в частности Пасха, Новый год, День матери и ребенка и др.
В.Н. Бирин
Белорусы
Белорусы – основное население Белоруссии – 7,9 млн. чел. Проживают в Российской Федерации – 521,4 тыс. чел., Украине – 440 тыс. чел., Польше – 250 тыс. чел., Казахстане – 182,6 тыс. чел., Латвии – 119,7 тыс. чел., Литве, Эстонии, Молдавии, США, Аргентине, Канаде. Общая численность около 10,5 млн. чел.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность белорусов в Республике Карелия составляла 23,345 тыс. чел.
До 1917 года белорусов в Карелии насчитывалось всего несколько десятков человек. Увеличение их численности в республике связано прежде всего с развитием лесной промышленности. Малочисленность края и ограниченность местных трудовых ресурсов способствовали привлечению рабочей силы из-за пределов Карелии. Однако в довоенные годы численность белорусов в миграционном потоке невелика: в 1926 году их насчитывалось 0,5 тыс. чел. (0,2% в населении Карелии), в 1933 году – 1,9 тыс. чел. (0,5%), в 1939 году – 4,3 тыс. чел. (0,9%).
Первая заметная волна переселенцев из Белоруссии связана с заселением отошедших от Финляндии в 1940 году территорий Карельского перешейка, входившего до 1944 года в состав Карело-Финский ССР, и северного Приладожья. После войны Белоруссия становится одним из основных источников пополнения рабочей силы для Карелии.
Из разоренных войной белорусских деревень и сел люди ехали в Карелию целыми колхозами, бригадами, группами семей. Чаще всего это были уроженцы Барановической, Гомельской, Гродненской, Могилевской и Молодечненской областей. Существовала практика, когда за выходцами из разных областей «закреплялся» свой район вселения.
В 1950-ые годы белорусы расселились по всей территории республики, во всех ее районах сформировалась белорусская прослойка. В десятках населенных пунктов белорусы преобладали. Чаще всего это были лесные поселки, в которых в конце 1950-х годов проживало около 80% всего сельского белорусского населения Карелии. В целом, в 1959 году численность белорусов составила 71,9 тыс. чел. (11% в населении Карелии). С этих пор они остаются третьей по величине национальностью республики.
В начале 1960-х годов лесозаготовки пошли на убыль, условия жизни в лесных поселках Карелии ухудшились, а в Белоруссии, напротив, улучшились. Многие белорусы стали возвращаться на родину, что вело к снижению их численности. В 1970 году она сократилась до 66,4 тыс. чел. (9,3%), в 1979 году – 59,4 тыс. чел. (8,1%), в 1989 году – 55,5 тыс. чел. (7%). Из всех белорусов, проживавших в Карелии в 1989 году, в Белоруссии родилось 33,953 тыс. чел. или 61%.
В 1950-ые годы белорусы Карелии отличались самой молодой возрастной структурой населения. В 1959 году их средний возраст составлял 24,3 года (23,4 у мужчин и 25,3 у женщин). Заметно выделялись люди молодого трудоспособного возраста, что всегда характерно для мигрантов. В течение 1960-1980-х годов белорусы заметно постарели и стали одной из самых пожилых этнических групп Карелии. В 1989 году их средний возраст составлял 40,4 года (38,4 у мужчин и 42,3 у женщин).
В возрастной структуре белорусов конца 1980-х годов четко просматриваются два «пласта»: родители (50-59 лет) и их дети (25-34 года), родившиеся в Карелии в 1955-1964 годах. Именно данные возрастные группы являются сейчас их основным демографическим стержнем. Поколение внуков из-за снижения рождаемости и ассимиляции крайне малочисленно. Это означает, что в перспективе этническая группа не сможет наращивать свою численность естественным путем.
Белорусы отличаются высоким уровнем межнациональной брачности. Уже в 1950-ые годы и парни, и девушки активно вступали в брак с представителями не своей национальности. В конце 1980-х годов таковыми были каждые девять браков из десяти. Большинство таких браков (70%) заключается с русскими, второе место стабильно занимают браки с карелами (12%).
Наиболее типичной у белорусов всегда была нуклеарная семья, состоящая из супругов с детьми. В 1950-ые годы такие семьи имели трех-четырех, а нередко и пятерых детей, в 1980-ые годы – одного-двух. Не случайно средний размер белорусской семьи один из самых низких в республике – 2,6 чел.
Ведущей тенденцией развития языковых процессов у белорусов является нарастающая языковая ассимиляция: если в 1959 году 64% признали родным язык своей национальности, то в 1989 году – только 29%; в 1989 году в возрасте 60-ти лет и старше родной язык и национальность совпали у 58%, а у детей до 14-ти лет – всего у 5%.
В этнокультурном поведении и установках белорусы придерживаются интернационалистических позиций. 20 лет назад интерес к культуре своего этноса, хотя и был сильно подорван, но продолжал сохраняться. Согласно данным этносоциологического исследования 1979 года, почти у половины сельских белорусов Карелии имелись записи национальной музыки, на праздниках и семейных торжествах нередко пелись белорусские песни (как народные, так и профессиональных композиторов). В 37% белорусских семей сохранялись традиции национального шитья, в каждой четвертой – вязания. 77% семей несколько раз в месяц готовили блюда национальной кухни и т.д.
В 1980-1990-ые годы, когда возможности воспроизводства, сохранения и передачи от поколения к поколению этнокультурных традиций в условиях иноэтнического окружения оказались сильно ограничены, процесс утраты культурной специфики приобрел устойчиво нарастающий характер. Для значительной части белорусов, особенно молодежи и горожан, характерен затухающий интерес к национально-самобытному. Они явно тяготеют к формам урбанизированной культуры со слабой этнической маркировкой.
Это прямо отражается на национальном самосознании. У значительной части белорусов преобладает заниженная оценка своей национальности и свойств своего этноса и завышенная оценка русских. Половина родившихся в национально-смешанных семьях не относит себя к белорусам. Ориентация на свою национальность особенно ослаблена у молодежи, только 32% молодых родителей «выбрали» ее для своих детей. В русско-белорусских семьях зафиксирована стопроцентная ориентация родителей на русскую национальность независимо от принадлежности к ней матери или отца.
В настоящее время белорусы как этническая группа сохраняются в Карелии главным образом за счет населения старших возрастов. Если же принять во внимание более чем 90%-ую межнациональную брачность белорусской молодежи и ее последствия, то при сохраняющейся этнодемографической и этнокультурной ситуации есть все основания предположить, что белорусы, скорее всего, будут ассимилированы русскими уже в недалеком будущем.