Наука, идеология и искусство в XX – XXI вв.
Одним из главных явлений культуры ХХ в. является бурный научно-технический прогресс. Мировая научная информация сегодня удваивается примерно за 10 лет.
Не случайно науку ХХ – ХXI вв., в отличие от науки ХVII – ХIХ вв., называют «большой наукой». Если на рубеже ХVIII – ХIХ вв. в мире было около 1 тыс. ученых, в середине ХIХ – 10 тыс., в 1900 г. – 100 тыс., то сегодня их свыше 5 млн. Около 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
С середины ХХ в. начинается научно-техническая революция (НТР). Если раньше научные и промышленные революции не совпадали по времени, то здесь они соединились. Фундаментальные открытия, технические изобретения, технологические прикладные разработки и их внедрение происходят почти одновременно. Наука из самостоятельной и довольно узкой области культуры превратилась в непосредственную производительную силу.
Помимо экономических последствий НТР вызвала и серьезные изменения в социальной сфере. Например, если сегодня в Африке занимаются сельским хозяйством 2/3 населения, то в США в нем занято менее 3% активного населения. В то же время в промышленном производстве участвуют 1/3, а в сфере услуг около 2/3 трудоспособных американцев.
Без НТР была бы невозможна вторая эпидемиологическая революция, существенно изменившая приоритеты в области здравоохранения в последней трети ХХ в.
Совершенно новый статус в настоящее время получает образование. Так, в программе «Национальные цели просвещения», разработанной в 1990 г. министерством просвещения США, говорится: «Образование является основным показателем качества нашей жизни: оно является сердцевиной нашего экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование – это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире ХХI века».
НТР серьезно коснулась и собственно культурных отношений в обществе. Техника создает принципиально новые средства производства, хранения, тиражирования и распространения информации: аудио- и видеотехника, компьютерные сети и т.д. По мнению культурологов, берущих за основу типологии культуры не изменения в обществе в целом, а лишь систему коммуникации, во второй половине ХХ в. после дописьменной и письменной культуры появляется новый её тип – экранная культура.
В ХХ в. достаточно интенсивно развивались и гуманитарные науки, изучающие человека и общество: история, экономическая теория, политология, социология, психология и др. Появились и новые науки, например культурология.
Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в XX – XXI вв. представляет пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения условно можно разделить на консервативные (направленные на сохранение господства правящей элиты), либерально-реформистские (выражающие интересы средних слоев) и радикальные (направленные на кардинальное изменение общественного строя).
Реальная политическая картина гораздо сложнее. По разным основаниям в ней можно выделить следующие политические теории и организации:
- консервативные, реформистские и радикальные;
- право-радикальные (например, фашистские), буржуазно-консервативные, буржуазно-либеральные, умеренно-социалистические и радикально-социалистические (например, коммунистические).
В деятельности конкретных партий могут сочетаться разные составляющие. Например, в т.н. исламском фундаментализме присутствуют элементы консерватизма, правого и левого радикализма. Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость обычно порождает консерватизм и радикализм. Крайний радикализм в век НТР и современного оружия весьма опасен. Крайний консерватизм, стремясь к стабильности общества, нередко выступает в качестве тормоза общественного прогресса. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных политических теорий и готовности людей к их восприятию (политической грамотности, политической культуры).
Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в диалоге религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение её структуры и роли. В индустриальном обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена её внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека).
Крайняя форма секуляризации – атеизм. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 1980-х гг. в США их было лишь 6% (в других странах еще меньше). Исключение составлял СССР, где к верующим себя относили лишь 15% граждан.
В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий.
Религиозность – это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения, присущий в той или иной мере любому человеку (в т.ч. и атеисту). К сожалению, снижение роли традиционных мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и сложившихся веками конфессий (устойчивых церковных организаций) приводит к тому, что многие люди сегодня попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью) сект, таких как церковь Сайентологии (в России больше известная как дианетика) и др., становятся фанатичными поклонниками радикально-экстремистских идеологий и лидеров.
На рубеже ХХ – XXI вв., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается явный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в.
Дляфилософии XX – XXI вв. характерен поворот к проблемам человека.
Все философские школы в XX – XXI вв. можно разделить на четыре крупных направления. 1. Аналитическая (научная) философия. Марксизм продолжает материалистическую линию в познании природы и общества. Позитивизм XX – XXI вв. (неопозитивизм, постпозитивизм) основное внимание уделяет формам и методам научного познания. 2. Философия культуры (герменевтика, структурная лингвистика, постмодернизм и другие направления) сосредотачивает внимание на познании символического мира культуры, анализе текстов. 3. Собственно антропологическая философия представлена такими направлениями, как персонализм, фрейдизм, экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) и др. 4. Для религиозной философии ХХ в. (неотомизм, русская религиозная философия и др.) также характерен антропологический поворот.
В целом можно говорить о рождении в ХХ в. нового типа философии. На смену традиционной и современной приходит антропологическая философия– философия человека.
Искусство XX – XXI вв., при всей его стилевой и жанровой пестроте, характеризуется развитием двух основных тенденций или крупных групп художественных течений – реализма и модернизма. Реализм сложился и достиг классических высот еще в ХIХ в. Модернизм («модерн», «новое» или «современное» искусство) возникает в конце ХIХ в. в виде поиска новых выразительных средств, а в начале ХХ в. оформляется в ряд течений в поэзии, скульптуре и в других видах искусства (символизм, футуризм и др.). Эти течения нередко соперничают друг с другом, но их объединяет неприятие канонов старого, классического реалистического искусства.
В живописи истоки модерна можно усмотреть уже в импрессионизме (от франц. impression – впечатление). О. Ренуар, К. Моне и другие импрессионисты старались «оживить» картину с помощью особой цветотехники: разложения сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, и восстановления их в глазах зрителя. В дальнейшем с помощью цвета и формы художники-модернисты пытаются не просто скопировать, отразить реальность, а показать её глубинную суть через свои переживания.
Одним из первых модернистских направлений стал экспрессионизм (от лат. expressio – выражение), родившийся в начале ХХ в. в Германии (Ж. Грос, П. Клее и др.). Резкими тонами, искаженными формами он пытался отразить дисгармонию буржуазного мира, страх перед войной и т.д. Экспрессионисты считали единственной реальностью внутренний мир человека, а искусство – способом выражения этой реальности. Поиск новых форм нашел определенное логическое завершение в кубизме (П. Пикассо и др.), в котором предметы и люди изображались с помощью геометрических фигур (куб, конус и т.д.). В абстракционизме, основателем которого стал бывший экспрессионист В. Кандинский, вообще нет предметов – только цвета. Это не помешало ему быть модным до 1970-х гг. Разумеется, модернизм – это не просто формалистические эксперименты. Художники пытаются на уровне подсознания, на языке символов передать свои мысли и ощущения. Однако их произведения становятся слишком элитарными, оторванными от жизни и массового зрителя.
Противовесом этой тенденции был реализм, нашедший свое развитие в советском социалистическом реализме и других направлениях.
Конечно, противопоставление реализма и модерна достаточно условно. Например, бывший экспрессионист Р. Гуттузо стал одной из ярких фигур итальянского реализма. Границы направлений и течений в искусстве достаточно подвижны. Борьба реализма и модернизма взаимообогащала их, правда, нередко в очень своеобразной форме. В 1920-х гг. появляется сюрреализм – искусство неправдоподобной реальности (С. Дали). Здесь все почти как в жизни – в деталях, но абсурдно – в целом. Сюрреализм – это сверхреальность, точнее – реальность воображаемая, такая, как во сне.
На рубеже 1960–70-х гг. возникает поп-арт («популярное искусство»). В противовес беспредметным картинам абстракционистов поп-художники уже не изображают, а вводят в свои произведения (картинами или скульптурами их уже не назовешь) реальные вещи: рваный ботинок, автопокрышки и т.д. Тем самым делается попытка преодолеть разрыв между элитарными произведениями модернистов и жизнью рядового зрителя.
Поп-арт стал отражением наступления массовой культуры. Представить искусство ХХ в. как борьбу массового и элитарного можно, но с рядом оговорок. Массовость определяется не столько простотой для восприятия (комиксы, многие эстрадные шлягеры и т.д.), сколько техническими возможностями. Благодаря современной полиграфии, кино, аудио- и видеотехнике, особенно телевидению и компьютеру, появилась возможность тиражировать произведения искусства. В принципе массовое не означает низкопробное или примитивное, а элитарное – высокохудожественное, но непонятное публике. Например, типичное порождение поп-арта – творчество «Биттлз» – несмотря на кажущуюся доступность и кассовый успех, со временем стали относить к шедеврам музыкальной культуры ХХ в. С другой стороны, сложные по смыслу, достаточно «элитарные» песни Б. Гребенщикова имеют широкую аудиторию. Опасность массового искусства не в том, что можно изготовить миллионы копий талантливого произведения и даже не в обилии развлекательных песен, фильмов и т.д. (которые тоже необходимы). А в том, что часто тиражируются низкохудожественные подражания хорошим образцам, их внешним сторонам (длинные волосы носили не только «Биттлз»), и в том, что чисто развлекательная продукция вытесняет серьезную. В итоге складываются музыкальные, кинематографические и прочие штампы, которые навязываются зрителю как образцы мыслей, вкусов и поведения.
Итак, во всех областях культуры в ХХ в. происходят быстрые, революционные перемены. Наука и техника существенно меняют духовную жизнь, и прежде всего в странах, относящихся к индустриальному типу общества. В связи с глобализацией это влияние все больше сказывается и на обществах традиционного и переходного типов. Стремление индустриальной цивилизации к безудержному прогрессу оказалось агрессивным и разрушительным для традиционных культур и, как показал опыт ХХ в., для самой индустриальной цивилизации. Сегодня налицо черты глобального кризиса цивилизации и культуры.