Ресурсный потенциал и особенности предложения экскурсионных программ исторической тематики, архитектурной и литературной тематик на туристском рынке Беларуси.

В настоящее время на экскурсионном рынке Республики Беларусь представлено свыше 120 действующих маршрутов экскурсий. Туристские фирмы Минска предлагают около 60 тем экскурсий по различным регионам страны. Наиболее востребованы около 20 маршрутов, которые представлены в продуктовом портфеле большинства действующих туристских фирм.

Традиционно высоким спросом пользуются городские обзорные экскурсии, прежде всего по Минску и областным центрам. Массовым экскурсионным спросом пользуются также военно-исторические маршруты с посещением мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Курган Славы», историко-культурного комплекса «Линия Сталина». На протяжении ряда лет наиболее востребованы историко- архитектурные экскурсии по следующим маршрутам: Мир – Несвиж, Слоним – Жировичи – Сынковичи, Крево – Гольшаны, Ружаны – Коссово, в Гродно, Новогрудок, Полоцк, Витебск, Пинск, Туров, Лиду и др. Среди литературных экскурсий наиболее востребованы маршруты в Купаловский мемориальный заповедник «Вязынка», Коласовский мемориальный заказник, а также экскурсия по памятным местам жизни и творчества поэта Адама Мицкевича.

Получили признание экскурсионной аудитории новые маршруты: Будслав – Глубокое – Мосар, «Мир белорусских местечек» (Раков – Ивенец), «Готика Беларуси» (Сынковичи – Гнезно – Мстибово – Шиловичи – Репля – Россь) и др.

Ресурсный потенциал и особенности экскурсий производственной тематики на туристском рынке Беларуси

Процент предприятий Беларуси, которые устраивают экскурсии на завод, пока не слишком высок. В большинстве своем такие экскурсии предлагаются организованным группам. Станут ли они доступнее для индивидуальных посещений, покажет время.

Пивоваренный завод «Криница»

Ознакомление с историей компании и процессом пивоварения, посещение варочного цеха и цеха розлива, дегустация.

Пивзавод «Аливария»

Экскурсия «Исторический маршрут» рассказывает об истории предприятия и основных этапах пивоварения, проходит по исторической части действующего производства с дегустацией двух типов пива.

Борисовская фабрика мороженого и глазированных сырков

Ознакомление с производством глазированных сырков от первоначальной творожной массы до готового продукта, а также с процессом расфасовки и упаковки мороженого. Дегустация. На данный момент экскурсия проводится только по цеху глазированных сырков.

Стеклозавод «Неман»

Знакомство с изготовлением хрусталя и цветного стекла, посещение музея с работами лучших художников и мастеров

Завод Coca-cola

Знакомство с историей напитка, текущими рекламными акциями, процессом изготовления продукции, дегустация.

Ресурсный потенциал и особенности экскурсий фольклорно-этнографической тематики на туристском рынке Беларуси. Особенности предложения экскурсий с элементами театрализации (анимации)на туристском рынке РБ.

Характерной современной чертой развития экскурсионного рынка является внедрение анимационных технологий интерпретации культурного наследия. Анимация представляет собой «комплекс туроперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимационное представление «Свадьба Ягайло»регулярно разыгрывается перед туристами в Лидском замке. Пользуются популярностью авторские экскурсии-анимации, которые представляет фонд «Страна замков»: «Путь короля Миндовга» (Мир – Любча – Новогрудок – оз. Свитязь), «Шляхетская история» (Плебань – Залесье – Кушляны – Солы – Родевичи), «Цуд на Каляды: вяртанне гусара» (Воложин – Вишнево – Родевичи). Ряд экскурсий-анимаций предлагает туристское агентство «Гiсторыка- тур»: «Веселая Масленица», «В гости к мельнику» (посещение этнографического комплекса «Млын» в Заславле), «Воины Гедымина» (Липнишки – Лида – Мурованка – Новая Веска), «Дорогами Наполеона» (Логойск – Борисов – Новая Веска), «Рыцарское подворье» (Городище на Менке – Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта), «Свадьба в старобелорусском стиле» (Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта), «Путешествие в заколдованный лес» (Заславль – Музей мифологии и леса). Одним из наиболее известных примеров туристско-экскурсионного использования инструментов интерпретации культурного наследия является информационно-культурный проект «Святочнае кола Беларусi» туристской фирмы «Трэвел». Проект представляет собой комплекс экскурсионных программ, сгруппированных в тематические циклы (в редакции авторов – «свитки»): календарно-обрядовый и семейно- исторический (своеобразная летопись семейного альбома). Семейно-исторический цикл включает экскурсионные программы: «Белорусская свадьба», «В гостях у шляхты», «Партизанская каша», 103 «Наше пиво всем на диво», «Тепло матулькиной хаты», «У села цыганский табор», «Шаг в Средневековье». Календарно-обрядовый цикл пред- ставлен следующими экскурсиями: «Рождественские встречи у Губернаторского сада», «На вотчину Деда Мороза» (живописная поляна со сказочными героями в Налибокской пуще), «В гостях у тетки Масленицы», «Стрэчанне» (встреча зимы с весной), «Ой рана на Ивана…» (Купалье), «Осенние кирмаши». Проведение подобных программ представляет собой сочетание классической методики проведения экскурсий с театральными, музыкальными и иными элементами анимации, при этом экскурсанты являются не только зрителями, но и непосредственными участниками событий.




Наши рекомендации