Эффективные приемы педагогического воздействия в школе.
Как хулигана превратить в помощника?
Как пробудить совесть?
Как дать почувствовать уверенность в себе?
Приемы педагогического воздействия рассматриваются как способы корректировки поведения учащихся, развития у них необходимых качеств личности и черт характера, преодоление проблем и недостатков. Для наиболее успешного обучения детей, совершенствования образовательно - воспитательной системы общества большое значение имеет выбор правильной, оптимальной формы поведения учителя, наиболее действенных педагогических приемов.
В книге «Приемы педагогического воздействия» (М., 1972 г.) Э.Ш. Натанзон предлагает следующую классификацию педагогических приемов: созидающие и тормозящие.
По мнению Э.Ш.Натанзон: «Созидающие приемы способствуют развитию положительных качеств у учащихся в ходе его общения с учителем, преподавателем. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных качеств и «расчищают почву» для появления, становления и развития положительных».
1. Созидающие приемы: | 2. Тормозящие приемы: |
1. Убеждение 2. Поощрение 3. Доброта, внимание, забота 4. Обходное движение 5. Просьба 6. Показ умений и превосходства учителя 7. Активизация сокровенных чувств ребенка 8. Опосредствование 9. Фланговый подход 10..Пробуждение гуманных чувств 11 .Проявление огорчения 12.Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы 13.Организация успеха в учении 14. Доверие 15.Вовлечение в интересную деятельность 16.Нравственное упражнение | 1. Параллельное педагогическое действие 2. Приказание 3. Ласковый упрек 4. Намек 5. Мнимое безразличие 6. Ирония 7. Развенчание 8. Мнимое недоверие 9. Проявление возмущения 10. Осуждение 11.Наказание 12.Предупреждение |
15.Что можно почитать по этой теме?
А.С.Макаренко называет исключительные случаи, сложные педагогические ситуации семейными "катастрофами". (33,1983г.) В своей «Книге для родителей» великий педагог описывает неблагополучные семьи, родителей, которые потеряли детей из-за своих ошибок, семьи, где между воспитателями и воспитанниками установилось чувство ненависти.
Всему этому предшествовало возникновение причин, которые обязательно доводили дело до семейной "катастрофы". Например, стремясь предстать перед гостями в лучшем свете, родители учили ребенка лгать, лицемерить. ИЛИ такая картина: отец находит время для всего - поиграть в домино с соседями, выпить с друзьями, поболтать с прохожими, но у него нет времени для собственного ребенка. Когда же у отца возникло желание наладить отношения с сыном, он был очень удивлен, что сердце ребенка оказалось закрытым для него.
Дети, выросшие в таких семьях, как правило, в дальнейшем ставят родителей перед большими трудностями и проблемами.
А.С.Макаренко пристально всматривался в каждого воспитанника и совмещал индивидуальный подход с общей системой воспитания. На основе подобного подхода к каждой личности он разработал целый ряд новых средств педагогического воздействия на воспитанника: упражнение, доверие, обходное движение, параллельные педагогические действия, ирония, метод "взрыва" и др.
Макаренковская вера в ребенка, тщательный анализ его поступков имеет огромное значение для родителя, ибо, не обладая этими качествами, он не сможет верно понять и оценить тот или иной поступок ребенка, а без этого невозможно сознательно управлять процессом воспитания.
В книге В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика» приводится несколько образцов писем, где описаны типичные сложные ситуации. Например: "Что нам делать с тринадцатилетним мальчишкой? Был тихим, послушным, покорным ребенком… и внезапно, абсолютно беспричинно - словно его кто-то подменил, как сказали бы наши предки, грубит, перечит нашим просьбам и наставлениям, дает наглые ответы. Как нам поступить? Что же будет с нами, если в дальнейшем эта злость и грубость буту развиваться в ребенке также стремительно?"
В различных вариантах разыгрывается эта трагедия в семьях. И во всех письмах родителей звучит мольба родителей: "Скажите, что нам делать?"
Подобные письма и откровенные беседы с родителями послужили причиной тому, что В.А.Сухомлинский свел воедино в этой книге советы и рекомендации, следование которым позволит избежать возникновения сложных педагогических ситуаций.
В книге М.М.Поташника и Б.З.Вульфова «Педагогические ситуации» описаны критические случаи, возникшие в процессе воспитания. Некоторые из них проанализированы авторами, некоторые нет, для того, чтобы читатель попытался сам решить поставленные в них проблемы и почувствовал себя как бы соавтором книги. Авторы книги избегают шаблонных оценок нравственных ситуаций. Они не дают однозначного ответа на поставленные вопросы.
Книги Ю.П.Азарова «Педагогика семейных отношений» и «Семейная педагогика» состоят из конкретных полезных советов и рекомендаций. Автор характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. Для тех, у кого взаимоотношения с детьми сложились в негативную модель, автор дает рекомендации о том, как родитель должен приступать к улучшению сложившегося положения, как помочь ребенку; ученый подчеркивает, насколько важно начинать с малого, вселить в ребенка уверенность в свои силы.
Любопытен сам принцип подачи материала в книге, обеспечивающий включение читателя в размышления автора. Начиная разговор с узнаваемых, типичных педагогических ситуаций в семье, Ю.П.Азаров стремится объяснить их психологическую основу, а затем показать педагогические механизмы, управляющие непростыми двигателями педагогического процесса.
Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот процесс.
Нужно отметить также книгу В.А.Кан-Калика «Семейная педагогика», в которой представлена галерея разнообразных моделей организации взаимоотношений в семье, там же дается психолого-педагогическое истолкование, которое так необходимо каждому родителю не в отрыве от реального педагогического факта, а именно в связи с ним.
Автор книги выступает как тонкий наблюдатель педагогических ситуаций. Именно этим отмечается глава "Формула семейного воспитания". Как же формируется поступок ребенка, то сокровенное, что мы называем его качеством? В книге в популярной форме показывается, как в механике создания нравственного качества взаимодействует способ поведения и мотив, подробно анализируются пути развития и изменения мотивационно-потребностной сферы ребенка. И, что очень важно, прослеживается главный принцип организации воспитательного процесса, выдвигаемый автором, - творческий подход. Так на узнаваемых педагогических ситуациях В.А.Кан-Калик показывает реальные пути осуществления этой работы в семье, доступные каждому родителю.
Литература по развитию позитивного самоотношения:
1.А.Н.Прихожан. Психология неудачника, или тренинг развития уверенности
2. Б.де Анджелис «Секреты о жизни, которые должна знать каждая женщина»
3.Л.Хей. Исцели свою жизнь.