Как воспитать ребенка, не испортив его?
Проблема воспитания детей всегда будет актуальной, т.к. вариантов правильного воспитания бесчисленное множество. З. Фрейд в свое время сказал, чтобы родители не делали, они все равно воспитают ребенка неправильно. В чем причина такого пессимистического отношения? В том, что многие родители, находясь под давлением современных культурных установок, превращают нормальную жизнь в состязание, в игру между родителями и детьми. Вопрос: кто кого, так и висит в воздухе, когда родители жалуются на своих детей.
В этом состязании ребенок пытается сохранить свои естественные проявления, а родитель настойчиво пытается заключить его в рамки культуры. Не все родители встают на тропу войны. Мы будем говорить о тех, кто эту ситуацию рассматривает как вопрос выигрыша и проигрыша. Когда родитель считает, что если он не добьется послушания от своего ребенка, он проиграет, и это может нанести урон его самоуважению. Известный психоаналитик А. Лоуэн остроумно назвал эту игру:
«Как воспитать ребенка, не испортив его».
В научной литературе выделяют следующие основные условия морального развития:
а) наиболее прочным фундаментом воспитания моральной зрелости у ребенка является истинная, всеобъемлющая и безупречная родительская любовь. Удовлетворение потребности ребенка в такой любви со стороны родителей убеждает его в том, что жизнь и люди "хороши". В таких условиях у ребенка складываются отношения, дающие толчок к приближению его к жизни, другим людям.
б) Вторым значительным условием морального развития является адекватное представление о собственной личности, формирование правильной оценки своего "я" в процессе взаимодействия с другими людьми и жизнью. Социальное окружение может внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он красив, лучше всех вокруг, или, напротив, плох и ничего не стоит. Особенно важны в данном случае взаимосвязи, которые складываются у ребенка в раннем возрасте. Грубость и постоянное порицание вырабатывает у ребенка мысль о том, что он плохой и не добьется успеха в жизни.
Выработка правильной оценки собственной личности - обязательное условие морального роста, поскольку индивид возьмется за выполнение ответственной роли в какой-либо ситуации лишь в том случае, если ощущает в себе достаточно сил, чтобы внести свой вклад в решение поставленной задачи, и понимает, что он должен сделать это. Если в ранние годы самооценка чрезвычайно занижена, у ребенка нет альтернативы: он должен забыть об ответственности и жить за счет компенсационных представлений. Если родители многократно задевают чувство собственного достоинства ребенка, это может вызвать излишний конформизм, сформировать у ребенка мнение, что он ничего из себя не представляет и полностью зависит от других. Многочисленные исследования свидетельствуют, что преступники, несмотря на внешнее бахвальство и довольство собой, в действительности глубоко страдают из-за ощущения собственной бесполезности и тяжело переживают свою никчемность.
Необъективное представление о себе, будь оно чрезмерно занижено или, напротив, необоснованно завышено, может повлечь за собой установление ложных взаимосвязей и отношений, духовное оскудение или совершение компенсирующих это представление поступков. Различные образцы поведения часто обусловлены одной и той же психической причиной.
Когда вышеперечисленные условия не соблюдены, ребенком овладевает глубокое чувство недовольства обществом и у него рождается склонность отрицать социальные ценности, вместо того, чтобы принимать их. Так он может связаться с группой подростков, у которой появляется целый ряд критериев для статуса своих членов, защищая требования группы, ребенок может легче добиться успеха.
Различия в окружении подростков могут быть достаточно широкими и разнообразными по форме, также чрезвычайно обширны и границы воспитательного воздействия - от одной крайности, когда нежеланного, незаконного ребенка откровенно отвергают, и по другой - когда ребенок окружен истинной любовью в единой и счастливой семье. Также не совпадают и мнения педагогов и родителей о воспитании. Встречаются школы и семьи, где господствует авторитарный, строгий стиль воспитания, и рядом с ними есть школы и семьи, в которых царит либеральная атмосфера. Различны и воспитатели - среди них есть проникнутые апатией и цинизмом, но есть и носители глубоко нравственных представлений.