Теория конвенционального развития Колберга
Семье и существующими между ее членами взаимоотношениям отводится решающая роль в деле формирования будущей личности. На основе изучения детей и их семей было выделено несколько групп, выявлена связь между различными типами детей и взаимоотношениями в семье.
Первый уровень морального развития объединяет два типа:
Первый тип детей - импульсивная неморальная личность, мотивацией ее поведения преимущественно служит наказание либо поощрение; эгоистический тип, другие люди для него лишь средство для получения чего-либо, не может контролировать свои импульсы, не способен решить реальные задачи.
Семья не внедрила в сознание такого ребенка никаких принципов, родители непоследовательно использовали метод наказания.
Второй тип - уживчивая личность. Проявляет целесообразность, интересы других учитывает настолько, насколько это может быть ему полезным, удовлетворяет свои интересы за счет других, ищет легкие пути, не предъявляет к себе особых требований, в присутствии других ведет себя хорошо, уважительно относится к желаниям и приказам взрослых, поскольку они могут и покарать и похвалить, добивается определенных успехов.
Атмосфера в таких семьях может быть различна: либо чрезмерный контроль, автократия, либо вседозволенность, либерализм.
Второй уровень - конформистская личность. Соблюдает правила, но не принципы, делает то, что от него ждут. Вариацией этого типа может быть личность, соблюдающая правила принужденно. Такой подросток не понимает, что правила существуют для людей и действуют помимо мотиваций и чувств.
Семьи авторитарны, родители любят наказывать, по большей части в них ощущается взаимное недоверие и недовольство друг другом, дети пытаются положительно относиться к семье.
Третий уровень - рационально альтруистическая личность, чувствительная, дружелюбная, заботится о других.
Семьи таких детей прочные, любящие, демократичные. В них проявляется доверие друг к другу, родители помогают детям в принятии решений, однако сами остаются "последней инстанцией", оставляя за собой проконтролировать ребенка, т.е. осуществляют рациональную дисциплину.
Как видим, на ребенка оказывают воздействие четыре сферы семейной жизни: взаимное доверие и одобрение, прочность семейного уклада, демократический контроль со стороны родителей и степень строгости применяемых ими наказаний.
В зависимости от того, какие взаимоотношения складываются у детей с родителями, они по-разному учатся воспринимать моральные явления и правила морального поведения.
Недостатки семейного воспитания, в основном, вызваны тем, что родители или не знают природу ребенка, пути и методы воспитания, или не уделяют достаточно времени и энергии делу воспитания своего ребенка. Всегда, когда речь заходит о неблагополучности семьи, особое внимание обращают на неполные и распавшиеся семьи, однако следует отметить, что большинство трудновоспитуемых растет в формально полных, материально обеспеченных семьях. Можно сказать, что решающую роль играет не состав семьи, а взаимоотношения, установившиеся между ее членами, их влияние на ребенка; именно нездоровые отношения в семье, пример отрицательного поведения родителей и является важнейшей причиной трудновоспитуемости.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает необходимость максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи в процессе воспитания ребенка. Для этого следует выделить внутрисемейные социально-психологические факторы, определяющие воздействия.
частыми причинами негативного воспитания являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы как друг о друге, так и о ребенке, уважения, психологической поддержки и защиты.
Причина антивоспитательных воздействий
-неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу
-несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование точек зрения на мораль, нравственность, ответственность за семью, обязанности. (% косоглазие у детей)
Специфические условия воспитания складываются в неполной семье. Мальчики гораздо острее воспринимают отсутствие отца; часто бывают задиристыми и беспокойными. Двухлетние дети менее самостоятельны, больше проявляют тревожность и агрессивность.
Развод является сильным потрясением для ребенка. Мальчики переживают острее. Распад семьи отрицательно сказывается и на отношениях между матерями и сыновьями. Находясь в состоянии душевной нестабильности родитель не в состоянии оказать хорошую поддержку ребенку.