Классификация 2 «Пирамида потребностей по А. Маслоу»
Согласно А. Маслоу, потребности каждого следующего уровня становится насущными, когда удовлетворены предыдущие. Согласно гуманистическим подходам в психологии для человека важно удовлетворение всех видов потребностей. |
Таблица 7
1. Физиологические потребности. Без их удовлетворения человек не сможет существовать или полноценно развиваться.
ПРИМЕР: Ивану пришлось отвлечься от пятичасового чтения романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» из-за сильного желания поесть.
2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности).
ПРИМЕР: Из соображений безопасности Матвей моет руки перед едой (чтобы не заболеть) и запирает входную дверь в квартире.
3. Потребность в причастности (социальные потребности). Это, прежде всего, потребности в социальных связях, общении, привязанности.
ПРИМЕР: Анне трудно выкроить лишнее время на что либо, так как ей очень нравится танцевать в группе чир-лидеров «Soul sisters» и общаться с партнёршами.
4. Потребность в уважении и признании(престижные потребности). Суть реализации этой потребности в том, чтобы человека признавали, отмечали его достижения, его высокий социальный статус.
ПРИМЕР: В день выпуска из учебного заведения студенты СПБГУ награждаются отличительными значками выпускников.
5. Самореализация (духовные потребности). Эти потребности являются высшей ступенью человеческого проявления. Это творческая деятельность, самовыражение, самореализация. ПРИМЕР: Евгений по вечерам пишет стихи и публикует их на специальном тематическом форуме, чтобы поделиться с другими своими эмоциями и переживаниями.
Понятие потребность неразрывно связано с понятием интерес.
Интерес - (от лат. inter esse — «быть внутри») целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Классификация интересов
I. По степени общности: | |
1. Индивидуальные (личные) | Пояснение: |
2. Групповые | |
3. Общественные | |
II. по содержанию | |
1. экономические | |
2. социальные | |
3. политические | |
4. духовные. | |
II. По уровню действенности | |
1. Активные | |
2. Пассивные |
Темы для эссе:
1. «Без многого может человек обойтись, только не без человека». (Л. Берне)
2. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». (Н.Г. Чернышевский)
Социализация индивида
Основные понятия: социализация, первичная социализация, вторичная социализация, ресоциализация, десоциализация, агенты социализации
На формирование личности значительное влияние оказывают факторы социальной среды. Сильное воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт индивида. Этот опыт приобретается в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Цели социализации:
1) Передача культурных норм и социального опыта.
ПРИМЕР: в семье Ивановых отец объяснил дочери, что её наряд на переводной экзамен выглядит слишком вульгарно, из-за этого экзаменаторы могут относиться к девочке предвзято и несправедливо. Девушка не послушала отца, а на экзамене получила «удовл», хотя прекрасно знала ответы. В будущем Иванова на экзамены одевалась скромно, помня о неудачном опыте прошлого;
2) Формирование у индивида навыков, необходимых для нормального функционирования в социуме (социальная адаптация).
ПРИМЕР: друзья Ивана крайне негативно отнеслись к тому, что он начал принимать наркотики, пригрозив ему тем, что не будут больше с ним общаться. Иван не смог «слезть с иглы» и вскоре заразился гепатитом С, от чего и умер в одиночестве, так и не став полноценным членом общества**.
** Данный пример показывает то, что происходит, если у индивида не могут сформироваться необходимые навыки поведения в обществе. Такие примеры также могут быть использованы в экзамене, однако, если есть возможность использовать типичные примеры, то нужно брать именно их.
Этапы социализации
Этап | Пример |
Начальный (с рождения до 7-8 лет, преимущественно в семье) | Мама объяснила своей 5-летней дочери, что драться с другими детьми без причины недопустимо, а если дочь не прекратит – с ней никто не будет общаться. |
Средний (от 7-8 до 18-20 лет, преимущественно в школе) | 14-летний Егор стал замечать изменения в своем теле: появилась щетина, стал ломаться голос, а также после физических нагрузок Егор стал сильно и пахуче потеть. Последний момент сильно мешал окружающим, когда рядом был Егор, однако, в силу воспитания Егору замечаний не делали. Однажды после занятия физкультуры к Егору подошел тренер и объяснил, что пахнуть потом в общественных местах неприемлемо и нужно пользоваться дезодорантом. Егор послушал тренера и больше не мешал окружающим после физических нагрузок. |
Завершающий (от 18-20 до смерти) | После окончания ВУЗа Елена долгое время не могла найти работу по специальности до тех пор, пока не записалась на курсы риторики и ораторского мастерства. Сформированные на курсах навыки позволили Елене убеждать людей в своей правоте и незаменимости, что позволило ей быстро найти нужную работу. |
Таблица 8
Виды социализации
Вид социализации | Пример |
Первичная (ранняя, начальная) социализация1: 1) характерна для ранних жизненных этапов (детство, юность); 2) осуществляется непосредственным социальным окружением (семья, друзья), связаны с индивидом тесными личными отношениями. | После отдыха в летнем лагере 12-летняя Ирина стала подворачивать джинсы, так как ей объяснили, что это «модно и круто». Позже эта мода распространилась и на школьный класс Иры. Тех, кто джинсы не подворачивал модными не считали и с ними общались реже. Такие ребята стали выпадать из жизни класса и становились изгоями. |
Вторичная социализация2: 1) характерна для поздних этапов жизни (зрелось, старость); 2) осуществляется опосредованным окружением человека, теми, кто связан формально-деловыми отношениями (коллеги по работе, полицейские, СМИ) | Физик-ядерщик Сун Хо Ли из-за низкой заработной платы и скудных условий проживания решил переехать из Китая в Российскую Федерацию. В России Сун Хо Ли сразу был принят на работу ведущим специалистом и сразу смог улучшить свои жилищные условия, получив трёхкомнатную квартиру от предприятия. |
Ресоциализация – процесс усвоения индивидом новых способов действий, установок, умений, правил вместо прежних. | Арсений всегда любил поспать. Поэтому довольно часто прогуливал первые и вторые уроки в школе, несмотря на замечания и просьбы родителей. Но, провалив ЕГЭ, Арсения призвали в армию, где он быстро научился вставать в 6:00 по команде «Рота подъем!» и выполнять приказы старших по званию. |
Десоциализация– утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и самореализации в негативном контексте. | После серьезных семейных неурядиц и проблем на работе Олег стал часто выпивать крепкие спиртные напитки. Через некоторое время незаметно для себя Олег стал безработным алкоголиком. Он пропил все свои сбережения, продал квартиру и стал бездомным. Чтобы хоть как-нибудь выжить Олег начал воровать и грабить. |
Таблица 9
1 Первичная социализация – вид социализации, для которого характерно приобретение индивидом общекультурных знаний, присвоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.
2 Вторичная социализация – вид социализации, для которого характерно развитие индивида/личности в узком направлении, связанное главным образом с обретением профессии.
Основные фазы социализации
Таблица 10
Множество факторов оказывают влияние на процесс социализации индивида. Всё, что влияет на этот процесс, обозначается понятием «Агенты социализации».
Агенты социализации– люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.
Виды агентов социализации
Вид агента | Пример |
Первичная социализация | |
Семья (первичная социализация) | С раннего детства отец Вероники прививал ей любовь к спорту: он соорудил шведскую стенку в квартире, смотрел с ней соревнования по телевизору, бегал с Вероникой по утрам. Когда Веронике исполнилось 12 лет, отец отдал её в конноспортивный клуб «Мустанг», где она стала чемпионкой России. |
Друзья (ближайшее социальное окружение) | Лучшие друзья Аркадий и Пётр пошли на дискотеку. Пётр предложил познакомиться с девушками, но, сославшись на застенчивость и отсутствие опыта, Аркадий отказался. Тогда Пётр взял инициативу в свои руки и объяснил Аркадию как правильно себя вести в данном случае. На той дискотеке Аркадий познакомился со своей будущей женой. |
Вторичная социализация | |
Образование (школа, ВУЗ) | Закончив школу с золотой медалью, Вера смогла поступить в СПБГУ на Юридический факультет и в дальнейшем сделать карьеру успешного юриста**. |
СМИ (в том числе и интернет) | Под фотографиями, которые Дмитрий выкладывал на своей страничке социальной сети «Вконтакте», было много комментариев и «лайков». Одобрительные комментарии и «лайки» были в основном под фотографиями, на которых Дмитрий танцевал брейк-данс или рисовал граффити. Из этого Дмитрий сделал выводы, чем стоит заниматься, чтобы быть принятым в обществе и иметь широкий круг общения. |
Коллеги по работе | Настя работает распространителем агитационных материалов в политической партии «ЛДПР». Её однопартийцам нравится то, с каким рвением Настя выполняет партийные задания, поэтому всячески ей помогают и подсказывают, как поступать в той или иной ситуации. Со временем Настя стала успешным партийным лидером и смогла получить на выборах мандат регионального депутата. |
Государство (в лице своих институтов – полиции, армии и т.д.) | Александр, достигнув возраста 18 лет, в соответствии с законами РФ был призван на прохождение срочной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Но Александр не собирался служить и решил «откосить» от армии. Из-за своего уклонения Александр не смог найти хорошую работу, не смог оформить заграничный паспорт и был вынужден постоянно озираться сотрудников правоохранительных органов, пока ему не исполнилось 27 лет. |
Таблица 11
** Данный пример не является составным, как другие, приведённые в нашем конспекте. Тем не менее, такие примеры также являются верными с точки зрения критериев проверки экзамена и ими можно смело пользоваться.
Темы для эссе:
1. «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)
2. «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)
3. «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)
1.5 Мышление и деятельность
Информация, которую человек получает из окружающего мира, позволяет представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть результат своих взаимодействий с этим предметом. Всё это возможно благодаря процессу мышления.
Мышление – активный процесс субъективного отражения объективного мира в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Особенности мышления
Особенность | Пример проявления |
Мышление неразрывно связано с языком, так как любая человеческая мысль должна быть сформулирована и обозначена специальными понятиями | На уроке обществознания Виктор Геннадьевич попросил учеников закрыть глаза, представить самолёт и описать его. Все ученики представляли и описывали примерно одно и то же. Однако когда учитель попросил представить себе «абракадабру», представления и описания учеников резко разнились друг с другом. |
Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе установки связей и отношений между вещами, человек опирается не только на свои ощущения, но и на свой прошлый опыт, который сохранился в его памяти. С помощью мышления человек устанавливает причинно-следственные связи | Полина, увидев утром за окном мокрые улицы и крыши домов, пришла к выводу, что ночью шёл дождь. Полина сделала такой вывод на основании своего опыта, так как девочка раньше уже наблюдала подобные события. |
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений, то есть носитопосредованный характер. Человеку не нужно заново выводить уже имеющиеся законы явлений, достаточно пользоваться уже имеющимися | Полина дважды просыпалась ночью из-за стука дождя по крыше. На этом основании Полина сделала вывод, что на улице шёл ливень, следовательно, утром вся улица будет мокрой. |
Мышление человека формируется в процессе человеческой деятельности, так как опирается на собственный практический опыт человека или же на чужой | 5-лений Олег получил удар током после того, как засунул гвоздь в розетку. После этого случая Олег и близко не подходил к ней. Друзья Олега же, используя его опыт, даже не помышляли о том, чтобы засунуть в розетку что-либо. |
Деятельность – это форма человеческой активности, регулируемая сознанием, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.