Воспитание в детских объединениях и
Организациях
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличаются от них и составляют особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временном объединении.
Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
Речь идет о формировании у детей готовности к следующим отношениям:
- к цивилизованным экономическим отношениям;
- к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;
- к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Каждая из составляющих должна быть реализована в тесной связи с другими.
Достижение воспитательной цели предполагает не просто обретение необходимых для выполнения социальных функций знаний, а включение членов организации в реальные социальные отношения, которое может строиться на основе понимания цели организации, то есть удовлетворять их разнообразные интересы.
Цель можно определить как создание условий для социального становления личности ребенка, что самими детьми понимается как перспектива интересной жизни. Итогом реализации данной цели является сформированность у детей готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе. Понимание цели позволяет по-новому обозначить задачи детских объединений, способствующие социализации личности ребенка:
- формирование социальных умений в экономической, политической и духовной сферах;
- формирование мотивов социальной деятельности;
- создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческих потенциалов;
- стимулирование самопознания и самовоспитания членов детской организации.
Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в них реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например, их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.
Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, предоставление им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, в них он занимает особое положение: здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.
С точки зрения содержания деятельности можно выделить общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.
По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей большого количества времени (участники акции помощи, участники слета и т.п.)
По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.
Многие годы в нашей стране доминировала единственная детская организация, которая фактически перестала быть организацией детей, а стала формой организации школьной жизни. Речь идет о пионерской организации в СССР. В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.
Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функции, то программирование выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская организация и школа и которые регламентировали практически все, вплоть до видов и форм деятельности детей и подростков в разовых мероприятиях.
Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую созвучную душе программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сроки и темпы выполнения программ.
Программы разрабатываются с учетом вариативности. Членам организации предоставляется право создавать свои программы. Это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания оптимальных вариантов программ. Сегодня фактически новыми организациями стали «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев», «Детская морская лига», «Игра - дело серьезное», «Бизнес-тинэйджер» и др.
Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим демократической культурой человеком означает, в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, умеряющих страсти и способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными слоями, индивидами. Это означает быть готовым следовать принципу определяющей воли большинства, защищая права личности, которые считаются «естественными», «неотъемлемыми» и т.д.
Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необходимы знания о той общественной среде, в которой он действует, знания исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологические, культурологические.
Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономической активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается следующим:
- взаимодействием детей и взрослых в социально-экономических отношениях;
- использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям;
- апробацией полученных знаний в практической деятельности.
В детской организации «Радуга» (г. Шатура Московской области) использовали имитационную игру «Детский займ», суть которой заключается в том, что каждому участнику игры предлагается стать держателем облигации, на купонах которой напечатаны эмблемы программ детской организации и информация о предлагаемых конкурсах-заданиях. Задания были различны: работа в лесхозе, на расчистке леса, изготовление пакетиков для лекарств по договору с аптеками, работа на цветниках и т.д. Это были задания по сбору материалов о российских деревнях, промыслах, описание традиций семьи, составление родословной и многое другое. Победителем в игре стал тот, кто выполнил все четыре задания, вложив свой труд, интеллектуальный и практический.
Большое значение для воспитания детей имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями: ребенку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, получить эмоционально-психологическую реабилитацию.
При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.
Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.
Хрестоматийный материал
ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ[104]
1. Социализация - двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
Воспитание - часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.
Развитие личности идет в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации.
Необходимо создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.Основная идея - гармонизация общественных потребностей и интересов личности.При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.
Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению должны охватывать основные сферы человеческих взаимоотношений: духовность, экономику и труд, политику. Такой подход к воспитанию детей и подростков требует: во-первых, определения нового содержания деятельности организации; во-вторых, поиска новых форм включения СПО-ФДО и ее субъектов в общественные отношения.
2. Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми».
Второй аспект, не противоречащий «детской» цели предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.
Рассматривая с этих позиций цель деятельности, можно выделить ее главные составляющие, соответствующие основным социальным функциям человека в жизни. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности:
1. к цивилизованным экономическим отношениям;
2. к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;
3. к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Каждая из составляющих должна быть реализована в тесной связи с другими.
Классификация детских организаций. Классифицировать все детские организации можно по тем задачам, которые ставят перед собой дети и взрослые, создавая их.
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предположить, что в ближайшее время возникнут организации детей, различающиеся между собой по идеологическому признаку. Такими могут стать организации при различных партиях, религиозных, национальных и иных идеологических объединениях.В основе этих и специально создаваемых детских объединений на первый план может выдвинуться задача защиты прав детей от неправомерных действий взрослых и государственных органов.
Нетрудно прогнозировать и развитие организаций, создаваемых в соответствии с интересами детей, призванных развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга.
В особую группу можно выделить детские физкультурно-спортивные организации. Несмотря на их близость, по сути, к организациям по интересам, у них есть особенности, связанные со специфическими задачами.
Развитие различных трудовых хозрасчетных объединений учащихся, включение их в предпринимательскую деятельность, убежденность детей и взрослых в необходимости заработка детьми денег свидетельствует о тенденции роста числа экономических объединений подростков.
Будут развиваться и региональные детские организации (микрорайон, район, город, область, республика) с интегративным характером задач. Эти организации лучше учитывают особенности региона, традиции детского движения в нем.
Перечисленные признаки не исчерпывают всего диапазона детских организаций. Многообразие социальных отношений может привести к выделению новых признаков. Важно, что все они в той или иной мере должны способствовать социализации личности ребенка.
4. Основное содержание деятельности детских организаций реализуется в программах, которые могут быть всесоюзными, региональными, личными.
В обновляющейся организации сущность идеи программирования заключается прежде всего в четких стратегических ориентирах, советах, рекомендациях членам организации и взрослым как формировать личность, как укреплять организацию.
Необходимо избавиться от укоренившегося за десятилетия и исповедуемого по сей день единообразия в работе с детьми и подростками. Выполнить эту задачу призваны программы деятельности по интересам различных объединений, в том числе, разработанные в Научно-практическом центре СПО-ФДО: «Свой голос» (объединение юных журналистов, представителей самодеятельной детской и подростковой печати), «Дети ради детей» (социальная защита детей в детских организациях), «Школа демократической культуры», «Каникулы», «Древо жизни» (пробуждение интереса ребят к изучению истории рода, семьи), «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни», «Игра - дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Детский орден милосердия», «Алые паруса» (укрепление связей с Молодежной морской лигой, формирование детских и подростковых объединений военно-патриотического направления) и др.
Следует иметь в виду, что этот перечень программ не претендует на законченность. Научно-практический центр СПО-ФДО должен прежде всего поддерживать региональные программы, более гибко реагировать на ситуации, складывающиеся в детско-подростковой среде: можно от одних программ отказываться, другие оперативно разрабатывать. Это позволит полнее учесть изменяющиеся ребячьи интересы, формировать содержание обновляющейся организации и «сверху», и «снизу», укрепить и расширить горизонтальные связи в организации.
Формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.
Прежде всего, реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть ученические бригады, ученические кооперативы, организация экспедиций, мероприятия по защите природы, милосердные акции и т.п.
Вторая группа - имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра «Менеджер», «Конкуренция», политическая игра «Парламент» и т.п.).
И, наконец, третья группа - это формы досуговой деятельности детей, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.
Таким образом, детские и подростковые организации, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей детей, с другой - способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.
Вопросы для повторения
1. Назовите условия, которые определяют специфику воспитательной работы в учреждениях разного типа.
2. В чем особенности целей и задач сельской школы, детского дома, учреждений дополнительного образования?
3. Какие педагогические проблемы возникают при организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе?
4. Назовите достоинства организации воспитательной работы в сельской школе и учреждениях дополнительного образования.
5. Сопоставьте содержание воспитательной работы в сельской и городской школе.
6. Какие педагогические проблемы возникают в воспитании детей-сирот? Чем они обусловлены?
7. Какими идеями необходимо руководствоваться при организации воспитательного процесса в детском доме?
8. Сравните организацию воспитательной работы в школе и детском доме.
9. В чем особенности взаимодействия педагогов и детей в учреждении дополнительного образования?
10. Какие возможности для воспитания имеют детские объединения и организации?
Практические задания
1. Составьте таблицу «Плюсы» и «минусы» сельской малочисленной школы в организации воспитательного процесса»
«Плюсы» | «Минусы» |
2. Составьте список социальных и педагогических проблем сельской школы. Предложите способы решения одной из них.
3. Разработайте методику подготовки и проведения одного из общешкольных дел в сельской школы с участием родителей и жителей села.
4. Составьте варианты организации вечерних «огоньков» в детском доме.
5. Составьте правила взаимодействия с ребенком-сиротой.
6. Разработайте план совместной работы школы и детского дома.
7. Сформулируйте правила взаимодействия с детскими организациями.
8. Составьте таблицу, отражающую содержание деятельности детских организаций, которые вы знаете.
Рекомендуемая литература
1. Байбородова Л.В. и др. Концепция организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами // Концепции ведущих ученых ИПП ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2006.
2. Байбородова Л.В., Золотарева А.В., Серебренников Л.Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: монография. – Ярославль, 2009.
3. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Кириченко Е.Б. Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебно-методическое пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - Калининград, 2010.
4. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебно-методическое пособие. - М.-Калининград, 2010.
5. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2011.
6. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельских школьников: - М., 2002.
7. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: учебно-методическое пособие. - М., 2007.
8. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие. - М., 2007.
9. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях. - Ярославль, 1999.
10. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей: учебное пособие. – Йошкар-Ола, 2006.
11. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.
12. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2002.
13. Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н., Юрасова Е.Н. Формирование профессиональной позиции воспитателя. - Ярославль, 1997.
14. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль, 2004.
15. Золотарева А.В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2010.
16. Комаров В.В Развитие воспитательного пространства детского дома. - Казань-Самара, 2005.
17. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990.
18. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - М., 1983-1986.
19. Преодоления трудностей социализации детей-сирот: учебное пособие /Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль, 1997.
20. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - 2-е изд. - СПб., 2005.
21. Семья Г.В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2003.
22. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М., 2004.
23. Чернявская А.П., Кириченко Е.Б. Профессия в жизни: рабочая тетрадь для воспитанников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.- М.-Калининград, 2010.
24. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие для студентов вузов. - СПб., 2005.
15. Взаимодействие школы и семьи
в воспитании детей
«Дети гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям».
Л.Н. Толстой[105]
15.1. Воспитательные функции семьи
По определению А.В. Мудрика, «семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». [106] Он выделяет следующие параметры семьи:
- демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало- или многодетная, полная или неполная);
- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
- социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
- технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семья - это ячейка общества. С одной стороны, она отражает все серьезные социальные изменения, происходящие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо она существенно влияет на формирование личности будущего гражданина. Семья отражает в себе все серьезные социальные изменения, происходящие в нашем обществе. Однако эти изменения не носят зеркального характера, они порой весьма неожиданны и своеобразны и в свою очередь оказывают существенное влияние на общественное развитие.
Издавна семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:
- сохранение жизни и здоровья;
- удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;
- рождение и воспитание детей;
- создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;
- воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов[107].
Таким образом, семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализует эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семья достаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может найти себе места. Сегодня также увеличивается число семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появился тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для воспитания ребенка.
Благополучная семья строится на основе взаимной любви супругов, в основе взаимоотношений которых лежит взаимное уважение, взаимопомощь, постепенно появляющиеся схожие оценочные суждения. С появлением детей семья приобретает новые признаки коллектива: совместные цели и перспективы, совместную деятельность по уходу за ребенком, общие переживания, связанные с его появлением и развитием. Ведущим, характерным для совместной коллективной деятельности должен быть элемент сопереживания членов коллектива, в том числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путей решения и т.д.). Без сопереживания деятельность перестает быть совместной и превращается лишь в совпадающую во времени.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это коллектив, где общение его членов происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.
В-третьих, семья - разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.
Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.
Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи – постоянные спутники школьников в семье – обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников информации.
Семья может стать основой формирования глубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений: любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.
В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «можно», повседневное приучение детей к полезной деятельности, к преодолению материальных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможностями семьи.
Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей - психологических, моральных, бытовых – это и своеобразная школа подготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов. Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.
«Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша”.[108]
Успешность семейного воспитания зависит от личностных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений старших, взрослых и детей и др. Большое значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей воспитания, их осознание родителями, что определяется личностными ресурсами семьи.
Характеристикой и условием семейного воспитания является его стиль, который может определяться как авторитарный или демократический. Чаще всего на практике эти стили сочетаются или доминирует один стиль у отца, другой – у матери.
Условием успешного воспитания ребенка является благоприятная атмосфера в семье, которая в свою очередь зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отношениями супругов, родственников, взрослых и детей, которые должны строиться на основе любви, доверия, искренности, уважения достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективным средством создания благоприятной атмосферы является совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.
Атмосфера семьи в значительной мере зависит от ее состава. Неполная семья создает трудности, которые невозможно в полной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьи одного из родителей наносит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется в снижении успеваемости, раздражительности и замкнутости, грубости и недоверчивости.
Определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром внимания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Воспитание значительно облегчается, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют материальные факторы.
Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоянные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.
Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспитателей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к детям, другим людям. В свое время А.С. Макаренко ввел понятие ложного авторитета. Это, например, «авторитет подавления», построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры «заласкивают» своих детей; «авторитет подкупа», когда родители «покупают» хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.
Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за советом к родителям.
Необходимым условием воспитания детей в семье является соблюдение режима дня. Родители должны учитывать возраст ребенка при определении нагрузки на него и совместно с ним распределять время для занятий, отдыха, общения, посещения кружков, секций. При этом важно предусмотреть время на труд, чтение, просмотр полезных телепередач. Этому вопросу необходимо уделять первостепенное значение с первых дней