Формы организации деятельности детей
Вид деятельности | Средства организации деятельности | ||
В первичном коллективе | В школе | В социуме | |
Познавательная | Индивидуальные конкурсы и соревнования, конкурс кроссвордов, дискуссия, технологии развития критического мышления, «образ и мысль», «мастерская» | Школьные олимпиады, конкурсы эрудитов, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», интеллектуальные игры, создание научного общества, дидактический театр | Интернет-конкурсы, участие в муниципальных городских, областных проектах, социальных акциях, создание региональных муниципальных объединений одаренных (талантливых) детей |
Трудовая | Встречи с людьми труда, различных профессий, оформление кабинета, беседы, дискуссии, подготовка подарков для младших детей, родителей, школе | Выращивание овощей, цветов, рассады в теплицах, кружки, мастерские, трудовые операции по благоустройству кабинетов, школы, ремонтные бригады, изготовление и ремонт оборудования, изготовление кормушек | Озеленение села, улицы, лагерь труда и отдыха, экскурсии на производство, охрана и посадка леса, благоустройство дворов, улиц, скверов, детских спортивных и игровых площадок |
Туристско-краеведческая | Рефераты, сообщения, операции «Бабушкин сундучок», составление туристских маршрутов, создание родословной, герба семьи, написание сочинений, стихов, конкурсы | Краеведческий музей, туристский клуб, туристско-краеведческие фестивали, конференции, программа «От всей души», занятия в кружках народных промыслов, общество охраны природных памятников | Походы и экспедиции, знакомство с чудо-мастерами, краеведческие исследования, народные праздники, праздники урожая, создание экологической тропы, школьное лесничество |
Художественная | Беседа, встречи с творческими людьми, конкурсы, выставки творческих работ, творческие поздравления для младших детей, семейные творческие конкурсы | Кружки художественной направленности (танцевальный, ИЗО, вязания и т.п.), выставки, праздники семьи, постановка спектаклей, конкурсы видеотворчества | Посещение театров, выставок, участие в областных и муниципальных конкурсах творческих работ |
Спортивно-оздоровительная | Конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики, оздоровительные семейные прогулки, походы, беседы, дискуссии о правилах здорового образа жизни, тестирование, мастер-классы, тренинги | Спортивные соревнования, спортивные семейные конкурсы, совет физкультуры и здоровья | Участие в областных, городских и муниципальных соревнованиях, создание семейных клубов «За здоровый образ жизни» |
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.
Индивидуальные формы пронизывают всю воспитательную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся следующие: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние педагога на детей более заметно, на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В связи с этим важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам взаимодействия педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль в этих формах: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив – одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы.
Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму по следующей схеме:
1) название формы;
2) продолжительность проведения;
3) предварительная подготовка или экспромтное проведение;
4) количество участников;
5) кто организует деятельность;
6) характер влияния педагога;
7) результат совместной деятельности.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
12.3. Проблема выбора форм
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.
Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же время использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он становится объектом замысла других людей, в такую же объектную позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности.
Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отрицает возможности использования описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно нужны некоторые варианты для начинающих организаторов воспитательной работы, как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий.
Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая выстраивается вполне определенная форма работы, поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, и, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.
Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
И все-таки вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:
1. учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы (год, четверть), каждая форма работы должна способствовать решению этих задач;
2. определить уровень планируемых результатов для отдельных групп учащихся;
3. на основе задач и планируемых результатов определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
4. составить набор возможных способов и форм реализации намеченных задач и результатов с учетом:
а) принципов организации воспитательного процесса;
б) возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей;
в) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
г) возможностей педагогов, родителей;
5. организовать коллективный поиск форм с участниками работы, на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы:
а) обогащения, опыта детей новыми идеями, формами, например, через обращение к опыту других, изучение имеющихся опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
б) проверки подготовленных педагогом вариантов форм;
6) в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость планируемых результатов, содержания и форм воспитательной работы.
Конструирование новой формы может идти от самой формы: выбирается известная форма, ее конкретный тип, который наполняется новым содержанием. Например, проводится конкурс, КВН или тематический вечер. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание.
Другой способ построения формы более логичен, он вытекает из задач и содержания мероприятия: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классном коллективе, а затем определяют форму проведения, все или только организаторы разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.
12.4. Диалоговые формы воспитания[93]
Основу всех форм воспитательной работы составляет общение. В то же время общение участников воспитательного процесса может осуществляться в разных диалоговых формах.
Диалоговые формы воспитания представляют собой обмен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умения аргументированно высказывать мнение и т.д.
К диалоговым формам воспитания можно отнести дискуссию, диспут, дебаты.
Дискуссия- равноправное обсуждение педагогами и детьми - участниками дел планируемых проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Таблица 9