Организация формирования правовой культуры в условиях поликультурного региона
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.
Российская Федерация – государство полиэтническое и поликонфессиональное, в котором за несколько веков сосуществования многих народов сохранилась яркая этническая специфика регионов. Этнический фактор – один из главных, определяющих процессы государственного строительства нашей страны, в состав которой, в отличие от многих других современных федераций, входят не только региональные, но и национальные административные образования, многие из которых к тому же являются и полиэтническими.
В силу своей особой культурной, этнической, языковой, религиозной «начинки» они находятся полностью или частично в «перехлестывающихся» орбитах различных центров мирового политического и экономического влияния. В этих регионах вполне закономерно происходит своя специализация в реакции на внешние и внутренние вызовы, вызовы, которых нет или которые не столь остро присутствуют в других регионах. Как следствие этого, возникает смещение шкалы ценностных ориентиров; совершенно иначе здесь может выглядеть иерархия приоритетов, пути решения единых для всего российского общества задач социальной и политической модернизации, основой которых и одновременно инструментом является развитие демократических институтов, гражданского общества, повышение уровня самоорганизации и самоуправления. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.
Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Приведённая выше характеристика России как полиэтнического государства и его развитие определяется следующими целями государственной национальной политики Российской Федерации:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Цели, указанные в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года., достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан.
Основными задачами формирования и функционирования правовой культуры в поликультурных регионах и в целом всей России является:
а) государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
б) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
г) предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
е) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
ж) взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
з) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
и) обеспечение прав национальных меньшинств;
к) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
л) обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
м) разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
н) комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
о) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
п) взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
р) преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
с) своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
т) пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
[1]См.: Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара, 1991. С. 111.
[2]См.: Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006. С.317.
[3]См.: Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2004. С.132.
[4]См.: Общая теория права и государства./под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005. С.97.
[5]См.: Любин В.П. Дискуссии о политической культуре современной России // Россия и современный мир. 2002. № 2. С.121.
[6]См.: Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2004. С.133.
[7]См.: Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001. С. 144.
[8]См.: Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Эпистемология государства и права. СПб., 2004. С. 46.
[9]См.: Любин В.П. Дискуссии о политической культуре современной России // Россия и современный мир. 2002. № 2. С. 183.
[10]См.: Общая теория права и государства./ под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005. С. 266.
[11]См.: Малько А.В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2005. С. 205.
[12] Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М.: Юристъ, 2002. С. 155.
[13] Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.-96 с.
[14] Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.-96 с.
[15] Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.-96 с.
[16] См.: Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С.44.
[17] См.: Глушакова С.И. Права человека в России. М.: Юристъ, 2005. С.292.
[18] См.: Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор Всероссийской научной конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С.59.
[19] См.: Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С.284.
[20] См.: Общая теория права и государства / Под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. С.204.
[21] См.: Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы// Государство и право. 2005. № 5. С.103.
[22] См.: Власов В.И. Теория государства и права: Учебник. Ростов н/Д, 1997. С.294.
[23] См.: История государства и права зарубежных стран. В II т. Т.II/ Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.: Норма, 2006. С.612.
[24]См.: Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – № 2. С. 261.