Структура и функции правовой культуры
Структура и функции правовой культуры
Структура правовой культуры
Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов[1]. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых знаний, оценок и т.д. Другие представители данного направления в состав правовой культуры помимо вышеназванных структурных элементов считают необходимым добавить:
а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;
б) политическую оценку права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;
в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)[2];
г) государственно-правовую идеологию;
д) права и свободы граждан[3].
Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и её деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.
Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свое отношение к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании.
Особо необходимо отметить структуру правовой культуры, предложенную профессором Э. Бланбургом и другими представителями западной традиции социологии права, включающую в себя:
1) количество, компетенцию, юрисдикцию судов, способы апелляции в судебные органы; организацию и устройство легислатур; исполнительной власти, уголовно-процессуальные процедуры;
2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;
3) отношение людей к праву и правовой системе – их убеждения, ценности, идеалы и ожидания – то, что движет юридическим процессом.
Применительно к некоторым странам (например, США) возможно говорить о «местной правовой культуре» – особой локальной неформальной системе взглядов, интересов, практики[4].
Данный перечень представляется незавершенным, так как ученый считает основным фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру – юридическую профессию и методы разрешения споров, не придавая особого значения этнологическим и экономическим факторам, национальной правовой ментальности (в том числе правосознанию).
Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.
Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль.
Суммируя данные компоненты, существует следующая структура правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты[5].
Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» − как некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение[6].
Структура правосознания
В структуре правосознания выделяют обыденное и теоретическое правовое сознание.
Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии.
Правовая психология – это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении к правовой действительности.
Теоретическое правосознание отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений. Теоретическое правосознание проявляется в форме идей, категорий, принципов. Разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.
Правовая идеология – это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории о правовой действительности. Идеологические элементы – это систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на теоретическом уровне. Правовая идеология вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.
Правовая идеология и правовая психология тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые правовые концепции (например, теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяя её. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.
Различают также индивидуальное, групповое и общественное правосознание.
Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции одного человека. Индивидуальное правосознание предполагает определенное знание права, законодательства, уважение к праву.
Групповое правосознание – это особенности представлений о праве определённой социальной группы. Оно формируется благодаря тому, что у определённых категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, судей, врачей, адвокатов) есть общие корпоративные интересы, которые они отстаивают с помощью забастовок, митингов и т.д.
Особым видом группового правосознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм.
Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества.
Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.
Функции правосознания
Сущность и социальное назначение правового сознания выражаются в его функциях.
В учебной литературе выделяется три основные функции:
- познавательная;
- оценочная;
- регулятивная.
Иногда выделяют еще прогностическую и информационную функцию.
Познавательная функция правосознания связана с осмыслением правовой действительности, с накоплением определенных знаний.
Правосознание существовало в обществе до появления государства, до того, как оформилось писаное право. Оно существует в государстве, где нормы права закреплены в законодательстве.
Оценочная функция правосознания выражается в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам. Оценочная функция формируется на основе повседневного и научного опыта. Правосознание изменяется с углублением познаний человека о самом себе.
Существующее в государстве законодательство получает свою оценку с точки зрения изменившегося правосознания[15].
Регулятивная функция правосознания определяет ориентиры поведения людей. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.
Структура и функции правовой культуры
Структура правовой культуры
Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов[1]. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых знаний, оценок и т.д. Другие представители данного направления в состав правовой культуры помимо вышеназванных структурных элементов считают необходимым добавить:
а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;
б) политическую оценку права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;
в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)[2];
г) государственно-правовую идеологию;
д) права и свободы граждан[3].
Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и её деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.
Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свое отношение к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании.
Особо необходимо отметить структуру правовой культуры, предложенную профессором Э. Бланбургом и другими представителями западной традиции социологии права, включающую в себя:
1) количество, компетенцию, юрисдикцию судов, способы апелляции в судебные органы; организацию и устройство легислатур; исполнительной власти, уголовно-процессуальные процедуры;
2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;
3) отношение людей к праву и правовой системе – их убеждения, ценности, идеалы и ожидания – то, что движет юридическим процессом.
Применительно к некоторым странам (например, США) возможно говорить о «местной правовой культуре» – особой локальной неформальной системе взглядов, интересов, практики[4].
Данный перечень представляется незавершенным, так как ученый считает основным фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру – юридическую профессию и методы разрешения споров, не придавая особого значения этнологическим и экономическим факторам, национальной правовой ментальности (в том числе правосознанию).
Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.
Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль.
Суммируя данные компоненты, существует следующая структура правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты[5].
Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» − как некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение[6].