Развитие естественно-научной и педагогической мысли в области ФВ.

Поскольку в раннефеодальный период (VI-XV вв.) основными функциями боярства были военная служба, охрана владений своего князя, то раньше, чем собственно ФВ, на Руси стали развиваться военно-физическая подготовка и ее естественно-научные основы, в частности медицина.

Много внимания уделял вопросам ФВ ученый-медик из Средней Азии Абу-Али-Ибн-Сина, известный в мире под именем Авиценна (980-1037). Наиболее известные труды «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления». Он отмечал, что все внимание воспитателя должно быть обращено на улучшение характера ребенка, на физическое развитие. Гнев, по его мнению, сильно возбуждает, угрюмость сушит, а лень уменьшает жизненные силы и ведет к «выработке флегматика», следовательно, от воспитателя зависит как нравственное, так и физическое здоровье. Устройство человеческого тела, по Ибн-Сина, необходимо знать для того, чтобы располагать возможностью сохранить здоровье и воссоздать утерянное.

Он первым дал определение ФУ: «ФУ – есть произвольные движения, приводящие к непрерывному глубокому дыханию». Авиценна подразделял все упражнения на сильные и быстрые, слабые и медленные. Подробно объяснял как и когда заниматься ФУ лицам различного возраста. Он указывал, что ФУ укрепляют мышцы, связки и нервы. Выступал против продолжительного отдыха и чрезмерных напряжений в двигательных действиях, особенно когда нет интереса к ФУ.

Ибн-Сина не допускал различия при воспитании детей до 14 лет по классовым сословиям.

Он рекомендовал врачам использовать ФУ как верный способ при лечении многих заболеваний, отмечая при этом, что нормальный сон, свежий воздух, растительная пища (лекарственные травы, рис) и чистота тела – залог хорошего здоровья.

Великий князь Владимир Мономах (1053-1125) изложил свои методические советы в «Поучении чадам своим». Успех жизни, по Мономаху, зависит от мотивации ученья, настойчивости, работоспособности. Воспитание детей во многом зависит от соблюдения режима, предупреждения такого нравственного порока, как лень. Особенно большое внимание Мономах уделял бесстрашию, патриотизму, чести. Эти качества, по его мнению, нужно воспитывать ставя детей в такие условия, в которых они могли бы их проявлять.

«Гражданство обычаев детских» - первый в русской культуре памятник XVII в., посвященный вопросам светского воспитания детей. Это перевод на русский язык сочинения немецкого писателя гуманиста эпохи Возрождения Эразма Роттердамского, выполненный, как считается ученым-монахом Епифанием Славинецким (?-1676). Эта книга положила начало новому направлению в педагогике – обучению этике поведения, личной гигиене, ФВ. В «Гражданстве» утверждается необходимость детям «утешения ради», отдыха от учения и физического развития играть, но не во все игры: запрещаются азартные игры, занятие плаванием, единоборства и лазанье (как опасные для здоровья и жизни детей). Рекомендовались игры с мячом, городки, бег, подскоки. Отмечается, что в процессе игры должны вырабатываться положительные качества – смелость, жизнерадостность, аккуратность, правдивость, пресекая отрицательные черты характера. Самое главное в игре – победить самого себя. Перевод Славинецкого в отличие от всех церковно-учительских сочинений, рассчитанных на человека вообще и порицавших все игры без исключения, адресован непосредственно детям.

В сочинениях всех этих авторов ФК рассматривалась не как забава, а как средство оздоровления и лечения, физического и нравственного развития. Однако на их взгляды в области ФК сильное влияние оказала религия.

Много внимания ФВ уделял в своей педагогической деятельности Иван Иванович Бецкой (1704-1795). По поручению Екатерины II он разрабатывал проекты школ по воспитанию «новой породы людей». При активном участии профессора Московского университета А.А. Барсова (1730-1791) Бецкой составил второй «Генеральный план императорского воспитательного дома» (1763) и настоял на включении гимнастики в программу Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса. Павел I гимнастику заменил строевой муштрой. В систему подготовки гвардейских войск гимнастика была введена только в 1834 г.

Императорские воспитательные дома и государственные женские учебные заведения были открыты в Москве и Санкт-Петербурге. В их учебных планах были танцы и отводилось значительное место гигиеническому и физическому воспитанию. Используя опыт зарубежных школ по ФВ, Бецкой издает «Краткое наставление, выработанное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями в воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Он выделил четыре возрастные периода обучаемых в воспитательных учреждениях и предложил для каждого из них «физические примечания», важные для организации ФВ. К средствам ФВ относил закаливание, чистый воздух, режим питания и сна, ФУ и игры.

Русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) первым в России ввел понятие «ФВ». Он рекомендовал начинать его с грудного возраста (закаливание, питание, режим). Затем к средствам ФВ подключаются ходьба, подвижные игры, бег, танцы, борьба. Он рекомендовал считаться с природными данными ребенка, постепенно закаливать его организм и разъяснять пользу ФУ. В привилегированных учебных заведениях того времени ФВ организовывалось в залах и лишь в хорошую погоду на открытом воздухе. Новиков добивался выделения дополнительных средств для строительства спортивных сооружений, введения ФВ во всех типах школ.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) первым в России провозгласил идею о необходимости всестороннего воспитания человека для того, чтобы подготовить верного сына Отечества. По Радищеву, воспитательный процесс должен объединять различные грани воспитания – физическое, нравственное, умственное. Радищев критиковал дворянскую систему воспитания «щеголей» и требовал от государства создания системы воспитания для детей всех сословий. Считал, что детей с раннего возраста надо приучать к физическому труду, закаливать, прививать навыки гигиены, режима сна и питания.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) и Александр Иванович Герцен (1812-1870) выступали за единство духовного и физического воспитания, гармоничного развития человека. Главная цель воспитания, как они считали, подготовка борцов за народное счастье. Уделяли большое внимание воспитанию детей в семье. В качестве средств ФВ видели народные виды ФУ: бег, прыжки, борьбу, метания и особенно игры.

В к. XVIII- п.п.XIX вв. начали выходить пособия, в которых излагались основы техники и методики обучения плаванию, фехтованию, стрельбе и другим видам ФУ. В 1796 г. учитель фехтования Балтазар Фишер написал книгу «Искусство фехтования во всем его пространстве», в 1808 г. вышла книга Тевенота «Искусство плавать с рассуждениями». Были и русские авторы, например, Соколов «Начертание правил фехтовального искусства» (1843 г.).

Т.о., в России этого периода существовали довольно передовые взгляды отечественных ученых, педагогов, просветителей на вопросы ФВ. Однако, большинству из них не удалось реализовать свои идеи в области ФК.

4. Физическая подготовка в русской армии и учебных заведениях.

ФВ распространялось в основном на российскую армию, от состояния ФК которой напрямую зависела судьба страны. Создание системы военно-физической подготовки в русской армии началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского «потешных» отрядов, позднее преобразованных в гвардейские полки. Военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Учились штыковому бою, взятию крепостей, преодолению препятствий, рвов.

Петровские преобразования потребовали квалифицированных кадров. В Москве открылась школа математических и навигационных наук (1701), в которой физическая подготовка была введена в качестве обязательного школьного предмета. Затем, в 1712 г. в связи с переносом столицы России из Москвы в Петербург, она была переведена в этот город и в 1719 г. преобразована в Морскую академию. В 1703 г. в Москве открывается гражданская гимназия, а в 1732 г. в Петербурге – Кадетский корпус. Во всех этих учебных заведениях к основным средствам ФВ относились верховая езда, фехтование, плавание, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

В 1718 г. основана «Невская флотилия» - первый клуб парусного и гребного спорта. В бесплатное пользование было роздано 141 судно.

Даже в условиях крепостнической России и засилья иностранного влияния П.А. Румянцеву и А.В. Суворову все же удалось создать самую передовую по тому времени систему военно-физической подготовки войск. Они выступали против немецкого влияния и жестоких наказаний в армии. В это время еще отсутствовал «регламент» по обучению приемам с оружием и строю. И хотя в руководствах говорилось о пользе систематических упражнений в беге, верховой езде, плавании и преодолении препятствий, но все же главное внимание обращалось на парадные приемы и муштру солдат.

П.А. Румянцев (1725-1796) требовал от командиров воспитывать у солдат инициативу, смелость и решительность. Он ввел в практику обучения войск лагеря, в которых учили штыковому бою, совершать походы, штурмовать искусственно созданные укрепления и естественные препятствия.

Особая заслуга в сохранении и развитии петровских традиций принадлежит выдающемуся полководцу Александру Васильевичу Суворову (1730-1800), прошедшему путь от солдата до генералиссимуса. Наиболее известные его произведения «Наука побеждать» и «Полковое учреждение». В них он излагал свои взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. Основные факторы боя – наступательная тактика и приоритет человека над оружием. Дисциплинированность, моральная и физическая стойкость в сочетании с выучкой – вот основа суворовской науки побеждать, характеризующейся глазомером, быстротой и натиском. Особое внимание в обучении солдат он уделял штыковому бою, применил при этом новую тактику – умению действовать в совместных военных приемах в строю и воспитанию выносливости. Он первым в армии ввел для солдат утреннюю зарядку, широко практиковал строевые занятия, марши, длительные походы, бег, обучение приемам рукопашного боя, преодоление всевозможных препятствий, погодных условий. Офицерам рекомендовал фехтование и верховую езду. Суворов не разделял боевую и физическую подготовку, а рассматривал это как единый процесс.

Ученики выдающихся полководцев и флотоводцев (Кутузова, Нахимова) стали выделять физическую подготовку солдат, матросов и учащейся молодежи в самостоятельный раздел обучения.

После окончания отечественной войны 1812 г. суворовские методы предаются забвению, но в к. 30-х гг. XIX в. вновь вносятся изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В военных соединениях стали проводиться занятия по гимнастике и фехтованию. В 1838 г. разрабатывается инструкция по применению гимнастики в армии. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья). Но в этот период гимнастика в армии проводилась формально.

После поражения (в 1856 г.) в Крымской войне (с Турцией) были разработаны «Правила для обучения гимнастике в войсках» (1859).

Во в.п.XVIII в. школам стали рекомендоваться и средства ФВ. В изданных в 1782 г. «Правилах для учащихся народных училищ» уже говорилось о необходимости использовать игры для отдыха детей в выходные дни. В 1791 г. для народных школ было издано руководство «О должностях человека и гражданина», в котором рекомендовалось проявлять заботу о физическом развитии детей и их здоровье. Однако эти усилия государства оставались на уровне призывов и деклараций.

В н. XIX в. создается государственная система образования в стране. В 1802 г. учреждено министерство народного просвещения. В 1804 г. принят Устав учебных заведений, в котором четко прослеживались интересы дворянства, помещиков и купцов. Но и эта реформа не внесла существенных изменений в постановку ФВ в учебных заведениях. В приходских и уездных училищах по этому уставу ФВ детей даже не было предусмотрено. В гимназиях и университетах ФВ числилось как необязательный предмет – его рекомендовали проводить там, где есть возможности, средства, помещение, а этих условий в большинстве учебных заведений не было. Несколько лучше ФВ было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях – лицеях. Там занимались фехтованием, гимнастикой и другими ФУ.

Т.о., благодаря деятельности великих русских полководцев в условиях крепостнической России все же удалось создать самую передовую по тому времени систему военно-физической подготовки войск.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем было обусловлено возникновение ФУ у восточных славян?

2. В чем выражались и чем определялись самобытные формы ФВ феодальной России?

3. Деятельность и труды каких отечественных ученых, мыслителей и полководцев сыграли значительную роль в последующем развитии ФВ в стране и его естественно-научных основ?

4. Почему, несмотря на наличие передовых идей в области ФК, в России до к. XIX в. не удалось создать отечественную систему ФВ?


Наши рекомендации