Новые зарубежные системы ФВ в.п. XIX – н. XX в.
Со в.п. XIX в. начинают складываться современные взгляды на ФВ и спорт. Это происходит под влиянием новых знаний в области биологических наук, т.к. ведущей теорией этого времени являлась теория естественнонаучного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, повлиявшими на ФВ, были:
1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;
2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;
3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.
Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.
Развитие ФВ во в.п. XIX в. характеризуется уже не противостоянием гимнастики и спорта, а, наоборот, поиском интегративных форм движений, рационального сближения этих двух направлений.
Среди новых зарубежных систем ФВ прежде всего, следует выделить метод, предложенный венгром Г. Демени, и метод «естественной гимнастики», разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885-1941) с сотрудниками.
Ученый-физиолог Г. Демени (1850-1917)жил и работал во Франции. В 1880 г. он организовал клуб рациональной гимнастики и составил программы для юношей и девушек.
Изучив немецкую и шведскую гимнастики, он выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов (этих же взглядов придерживался и основоположник отечественной системы физического образования П.Ф. Лесгафт).
Демени была разработана следующая система требований при выполнении ФУ:
1. следует избегать статичных, неестественных положений. Скорость движений отдельных звеньев тела должна быть обратно пропорциональна их массе. Движение должны быть естественными и размашистыми, а не «отрывистыми» и «угловатыми»;
2. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой. Мышцы-антагонисты, т.е. те, которые не участвуют в выполнении движений, должны быть расслаблены.
При разучивании упражнений он рекомендовал всегда переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным.
Демени предложил при выполнении ФУ достигать четырех результатов:
1. гигиенического, зависящего от продолжительности и интенсивности упражнений;
2. эстетического, зависящего от характера упражнений и условий, при которых занимаются спортом;
3. экономического, зависящего от качества выполнения упражнения и от его полезности;
4. нравственного, зависящего от «мужественных» способностей, волевых усилий человека.
Движения в спорте Демени подразделял на семь видов: ходьбу, бег, прыжки, лазания, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. У Демени план урока – в семи сериях, каждая из которых содержала одно или несколько упражнений и предусматривала достижение вышеуказанных результатов.
Гимнастика предназначалась и для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.
Он расширяет понятие «гимнастика» до понятия «физическое воспитание».
Метод естественной гимнастики был разработан в н. XX в. на основе научных положений медико-биологических наук. Название системы происходит от рекомендации проводить занятия ФВ в естественных условиях природы, т.е. преимущественно на открытом воздухе. По своей сути этот метод был призван заменить немецкую гимнастику в школах. Гаульгофер и его сотрудники (М. Штрайхер, А. Слама и др.) разработали в соответствии с новыми теориями «трудового и свободного воспитания» варианты «физических нагрузок» на общеобразовательных уроках, «физкультпаузы», а для работающих на производстве – «физкультминутки», для молодежи – внеурочные, секционные занятия по видам спорта.
В основу классификации ФУ был проложен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы, выносливости и др. Были подробно разработаны содержание и структура урока ФВ для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта. Из снарядов широко использовались: брусья, турник (перекладина), препятствия (забор, бочка), шведская стенка.
В «естественной гимнастике», т.о., в полной мере представлена интеграция гимнастических методов со спортивным направлением.
Основатели этого метода рассматривали ФВ не только как средство собственно физического воздействия на организм ребенка, но и как необходимый компонент умственного и морального воспитания, гигиенического образования. Однако основатели этой системы отрицали значение социальной среды в физическом развитии человека, считая, что решающую роль при этом играет наследственность. Этот метод нашел широкое применение в школах Австрии, Германии, Польши, Венгрии, стран Балтии.
Т.о., с к.XIX - н.XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. сама гимнастика становится видом спорта. Происходит слияние двух направлений в ФК – гимнастического и спортивно-игрового. Этот процесс был во многом противоречивым. Например, в Европе в это время существовали конкурентные отношения между гимнастикой и легкой атлетикой. Представители этих видов спорта считали их главенствующими по отношению к другим двигательным увлечениям. Однако и гимнастика, и спорт еще четко не определили границ своих упражнений. Лишь в 1924 г. программа соревнований по гимнастике приобретает современный вид. К этому времени в мире относительно четко определяются границы основных средств ФВ и спорта – гимнастика, спорт, спортивные и подвижные игры и туризм, уточняется перечень видов спорта, относящихся к названным средствам, в т.ч. и спортивная гимнастика.
По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, Но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке важнейшее средство улучшения военно-физических кондиций молодежи. Колониальные войны показали необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. Педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей.
В к.XIX – н.XX в. в Англии возникла система, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение. Его основателем является английский генерал Роберт Баден-Пауэл (1857-1941). Решающую роль в зарождении идеи воспитания английских мальчиков на принципах скаутизма (скаут в переводе – разведчик) сыграло его участие в колониальной войне в Южной Африке. В условиях Африки Баден-Пауэл понял, насколько важно уметь вести военные действия в сложных природных условиях. Эти умения можно с успехом развивать, используя психологические особенности детей. Основной задачей скаутского воспитания была подготовка к военной службе. Их обучали также: искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях. Кроме того, было идеологическое и религиозное воспитание скаутов. Скаутская подготовка с самого начала проходила в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д.
За короткое время эта комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру. Она популярна и в настоящее время.