Физические упражнения средневековых крестьян и горожан.
В средневековых городах ФК использовалась горожанами, прежде всего для защиты от разбойников и мародеров. С этой целью создавались добровольные фехтовальные и стрелковые братства, которые собирались в определенные дни для совместных тренировок и в случае тревоги выступали на защиту города.
Горожанами стран Европы культивировались соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов. Например, лондонская молодежь устраивала на пасху бои на воде. Летом юноши упражнялись в прыжках, стрельбе из лука, танцах, борьбе, метании камней и пользовании щитом. Широкое распространение получили различные игры с мячом. Так, футбол когда-то был зимней игрой английских крестьян. Его сущность составляла вера в то, что в определенный день в конце зимы можно избавиться от опасностей, порчи, если их запихнуть в кожаный узел (рубец) и вытолкать из деревни. Целью было как можно дальше отогнать от своих земель зло, олицетворенное в мяче еще до того, как он порвется. Никаких ограничений в количестве игроков и правилах игры не было. В условиях города в эту игру играли представители различных городских кварталов, в которых жили обычно представители одной профессии. Мяч надо было забросить в ворота чужого квартала. Однако малая площадь для игры заставляла ограничивать число игроков, а сама игра в центре города мешала нормальной жизни. Все это заставило выделять отдельные площадки для игры за пределами городских стен и ставить на них условные ворота. Постепенно вводились правила, запрещающие грубые приемы.
Любимой формой соревнований среди корабельщиков и рыбаков по всей Западной Европе стали схватки лодочников с шестами. Соревнованиями руководили «арбитры».
В Венеции и других речных городах проводились схватки за захват символического моста.
В Испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии – кулачному бою и борьбе, В Новгороде – также кулачному бою, в Швейцарии – стрельбе из лука и борьбе, в городах Священной Римской империи и Нидерландов – фехтованию и борьбе.
Большую роль играли зародившиеся еще в древние времена зрелища, в ходе которых происходили поединки с животными. Однако по-настоящему с ФК были связаны только бои быков в Испании и Южной Франции. В них сочеталась ловкость тореадора и мастерское владение, почти жонглирование оружием.
Крестьяне не создавали учреждения и организации в воспитательных целях. У сельского населения были популярны народные игры, метание камней, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, состязания в беге, кулачном бое и охотничьи состязания. Мероприятия становились регулярными благодаря тому, что повсюду они привязывались к перерывам в сельскохозяйственных работах, к большим религиозным праздникам, ярмаркам, свадьбам. Игра, похожая на русскую лапту, пришла из Индии через Ближний Восток посредством торговли и ее спутников. Кроме того, ее привезли переселявшиеся в направлении Европы группы индийских племен. В Европе эта игра распространилась главным образом среди сельских жителей, учащихся и цеховых подмастерьев.
В период позднего средневековья возрождаются античные идеи в области ФВ. Появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система ФВ человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них В. Фельтре – итальянский гуманист, Т. Кампанелла – итальянский утопист, Т. Мор – английский гуманист и писатель, И. Меркуриалис – итальянский врач, Ф. Рабле – французский гуманист, А. Везалий – бельгийский профессор медицины, У. Гарвей – английский врач, Я.А. Коменский – чешский педагог-гуманист и др. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и в основном сводятся к следующему:
1. Отвергалось отношение к познанию человека как к «тюрьме души», т.е. напротив, проповедовалось, что возможно познать анатомо-физиологические, психологические особенности человеческого организма.
2. В ФВ детей ведущая роль отводилась игровому методу.
3. Предлагалось возродить и распространять опыт ФВ античности. В педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.
4. Отмечалось, что естественные силы природы способствуют ФВ.
5. Признавалось, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием.
6. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.
Витторино да Фельтре (1378-1467) создал в Северной Италии «школу радости», в которой было духовное, физическое и нравственно-эстетическое развитие учащихся. В ней дети горожан, крестьян и феодалов учились бегу, верховой езде, плаванию, прыжкам, стрельбе, фехтованию, математике, музыке. В личном доме Фельтре жили одновременно до 70 талантливых крестьянских детей. Он не допускал телесных наказаний и широко использовал народные игры, развивающие ловкость и изящество манер.
Иероним Меркуриалис (1530-1606) стал автором первого учебного пособия по ФВ – «Об искусстве гимнастики», который в течение 200 лет был основным руководством в этой области знаний. Все упражнения он делил на три группы: «истинные» для укрепления здоровья, «необходимые» для общества, но не очень нужные для укрепления здоровья, и «атлетические».
С именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) связывают становление современной педагогики как науки. В работе «Великая дидактика» он пишет, что правильно подобранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий ФУ. Он еще не говорит о специальных уроках ФВ, но оно органично включается в режим школьного дня. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: «…Сначала показывать упражнение, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни».
В педагогике Коменского роль ФУ не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и эстетическое воспитание. Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий ФУ способствовало созданию современного ФВ в школе.
Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения не оказали существенного влияния на практику ФВ того времени, т.к. они, во-первых, значительно опережали то время; во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против ФВ. Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье, нежели в школе. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии. Например, игры подразделялись ими на «достойные» и «не достойные» свободных граждан, исходя не из воздействия этих упражнений на детей, а из сложившихся в обществе традиций. Пренебрегали они и ФВ женщин. Но в целом, их идеями и деятельностью создавались предпосылки для дальнейшего развития процесса ФВ.
Выводы:
1. В средние века ФВ еще более обособляется от трудовой и военной деятельности. В раннем феодализме влияние на ФВ оказывали различные религиозные направления, которые в основном негативно относились к нему.
2. В период феодализма продолжали развиваться системы ФУ, основанные на местных традициях.
3. Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.
4. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации ФВ.
5. К с. XVII в. появляются первые попытки введения ФВ в режим школьного дня.
6. Многие современные виды спорта зародились в XVII и XVIII столетиях в Европе, главным образом в Англии. Несмотря на запреты церкви, широкое распространение в обществе получили крикет, гольф, гребля, бильярд, теннис и родственные ему игры с ракеткой. Среди селян большой популярностью пользовался тогдашний футбол. Богатые люди по-прежнему предпочитали охоту и стрельбу по мишеням.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины изменения форм ФК в период средневековья по сравнению с рабовладельческим?
2. Чем определялись различия ФК классов и социальных слоев населения в период средневековья?
3. Прогрессивная роль гуманистических идей Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле?
4. Особенности развития ФК в Азии, Африке, Америке в период средневековья. (Самостоятельное изучение в форме рефератов и последующих докладов на семинарских занятиях).
Лекция 5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ.
План: