ФОРМАТ ВЫПОЛНЕНИЯ: письменно или в печатном виде в формате А-4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
- навыки работы с картой, различными источниками информации;
- умения выделять главное
- обоснованность и четкость изложения подготовленных ответов;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: зачет
ЛИТЕРАТУРА
3. Америка. Общий обзор. Латинская Америка. – М.6 Мысль, 1989.
4. Ионцев В.А. Экономика народонаселения и демографии. – М.: 1998.
5. Латинская Америка: Справочник. – М.: Политиздат, 1980.
6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003
7. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны /С.Б.Лавров, Н.В. Каледин - М.: 2002
ТЕМА №6: Австралия – это все самое, самое …
ЦЕЛЬ: сформировать представление о стране
Ожидаемые результаты:
Результат 1 - | уметь давать оценку ЭГП страны | |
Результат 2 - | уметь определять характерные черты населения. | |
Результат 3 - | уметь определять влияние природных условий на развитие хозяйства. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу дайте краткую экономико-географическую характеристику Австралии
План экономико-географической характеристики страны:
5)Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т. п.).
6)Характерные черты современного политике- и экономико-географического положения.
7)Природные условия и ресурсы и их хозяйственная оценка.
8)Характерные черты населения: численность, особенности размещения, воспроизводства, демографической политики, полового, возрастного, этнического и религиозного состава, темпов и уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, особенности сельского расселения, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
9)Структура и особенности национального хозяйства.
10)Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры.
11)Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы и их особенности.
12)Характерные черты развития транспорта.
13)Характерные особенности непроизводственной сферы.
14)Внешние экономические связи: главные экономические партнеры, структура и основные статьи экспорта и импорта.
15)Внутренние различия: природное, историческое и экономическое районирование страны и характерные черты главных экономических районов.
16)Проблемы и перспективы развития страны.
17)Вывод о развитии страны.
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ: 2 часа
ФОРМАТ ВЫПОЛНЕНИЯ: письменно в тетради
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
- навыки работы с картой, различными источниками информации;
- умения выделять главное
- обоснованность и четкость изложения подготовленных ответов;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: игра «Брейн-ринг»
ЛИТЕРАТУРА
5. Ионцев В.А. Экономика народонаселения и демографии. – М.: 1998.
6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003
7. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны /С.Б.Лавров, Н.В. Каледин - М.: 2002
Самостоятельная работа по дисциплине «География»
Тема: Зарубежная Европа
Задание 1
Охарактеризуйте минеральные ресурсы Европы. Заполните таблицу:
Полезное ископаемое | Страна | Наиболее крупные месторождения |
Нефть | ||
Природный газ | ||
Каменный уголь | ||
Железная руда |
Задание 2.
На рисунке надпишите главные города Франции по заглавным буквам их названий
Задание 3.
Приведите примеры районов зарубежной Европы, относящихся к следующим типам:
Тип района | Название | Страна | Региональная политика |
Высокоразвитый район | |||
Старопромышленный район | |||
Отсталый аграрный район | |||
Район нового освоения |
Укажите, какая региональная политика характерна для каждого из этих типов районов.
Задание 4.
По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке. Напишите названия их столиц:
1) ________________________ 2) ________________________ 3) ________________________ ________________________ | 4) ________________________ 5) ________________________ 6) ________________________ |
Задание 5.
Установите соответствие:
Субрегионы | Страны | |
3. Северная Европа 4. Западная Европа 5. Южная Европа 6. Восточная Европа | 59. Финляндия 60. Австрия 61. Португалия 62. Румыния 63. Литва 64. Нидерланды 65. Греция 66. Ирландия |
Тема: Зарубежная Азия
Задание 1.
Сравните страны зарубежной Азии со странами зарубежной Европы по размерам территории. Подберите европейские страны-аналоги к тем государствам Азии, которые перечислены в следующей таблице:
Страны Азии | Площадь, тыс. км2 | Страны Европы | Площадь, тыс. км2 |
Таиланд | |||
Япония | |||
Филиппины | |||
Республика Корея | |||
Кувейт |
Назовите страны зарубежной Азии, аналогов которым по размерам территории в зарубежной Европе нет.
___________________________________________________________________________________
Задание 2.
Напишите в скобках названия стран, столицами которых являются перечисленные ниже города:
Столица | Страна |
Анкара | |
Багдад | |
Бангкок | |
Дакка | |
Дамаск | |
Кабул | |
Манила | |
Янгон | |
Ханой | |
Эр-Рияд |
Задание 3.
Перечислите 10 стран, в которых ведется добыча нефти:
5) _____________________________ 6) _____________________________ 7) _____________________________ 8) _____________________________ 9) _____________________________ | 10) ______________________________ 11) ______________________________ 12) ______________________________ 13) ______________________________ 14) ______________________________ |
Задание 4.
По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке. Напишите названия их столиц:
2) ________________________ 3) ________________________ 4) ________________________ ________________________ | 5) ________________________ 6) ________________________ 7) ________________________ |
Задание 5.
Обведите кружком номера тех утверждений, которые относятся к следующим странам зарубежной Азии:
1. Индия | ||||||||
2. Индонезия | ||||||||
3. Китай | ||||||||
4. Монголия | ||||||||
5. Саудовская Аравия | ||||||||
6. Сингапур | ||||||||
7. Шри-Ланка | ||||||||
8. Япония |
Утверждения:
5. Страна занимает первое место в мире по численности населения, по добыче угля и железной руды, по производству телевизоров, велосипедов, по сбору риса хлопка.
6. Страна, в которой сформировался крупнейший в регионе мегалополис и находится самый большой город мира.
7. Страна, для которой характерно отсутствие единого экономического центра при сосредоточении экономической жизни в четырех крупнейших городах.
8. Страна, занимающая первое место в мире по запасам и добыче нефти.
9. Небольшое по территории государство, столицей которого является город- порт, занимающий по грузообороту первое место в мире.
10. Самая большая внутриконтинентальная страна мира.
11. Островное государство, специализирующееся на производстве и экспорте чая.
Государство, которое до конца Второй мировой войны было главным центром колониальной империи Нидерландов
Тема: Африка
Задание 1.
Приведите примеры стран Африки
Страны, которые не имеют выхода к морю | Островные страны |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Задание 2.
По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке. Напишите названия их столиц:
7) ________________________ 8) ________________________ 9) ________________________ ________________________ | 10) ________________________ 11) ________________________ 12) ________________________ |
Задание 3.
Заполните таблицу:
Субрегионы | Страны | Столицы |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Тема: Северная Америка
Задание 1.
Заполните пропуски в следующих предложениях:
1. Северная Америка в составе США и Канады занимает территорию __________________________ с населением _______________________.
2. По размерам территории США занимают среди стран мира _______место. В их состав входят________ части .
3 Выгодность ЭГП объясняется прежде всего ____________________________________________________________________________.
4. По государственному строю США - _____________________________________________________________________________
Задание 2.
На картосхеме даны контуры трех мегалополисов США. Нанесите их названия и крупнейшие города, расположенные в пределах каждого из них. На основе полученной картосхемы сделайте выводы.
Задание 3.
Укажите, какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по сборам: пшеницы, кукурузы, хлопка-волокна, южных фруктов и цитрусовых: Айова, Висконсин, Иллинойс, Калифорния, Канзас, Миссисипи, Небраска, Северная Дакота, Флорида, Южная Дакота.
Заполните таблицу.
Сельскохозяйственные пояса | Географическое положение | Штаты | Главные сельскохозяйственные культуры |
Тема: Латинская Америка
Задание 1.
По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке . Надпишите названия их столиц
1) ________________________ 2) ________________________ 3) ________________________ ________________________ | 4) ________________________ 5) ________________________ 6) ________________________ |
Задание 2.
Заполните таблицу:
Субрегионы | Страны | Столицы |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Вопросы к дифференцированному зачету
«География»
3. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.
4. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
5. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.
6. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.
7. Рациональное и нерациональное природопользование.
8. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.
9. Типы воспроизводства населения.
10. Состав и структура населения.
11. География религий мира.
12. Основные направления и типы миграций в мире.
13. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.
14. Урбанизация как всемирный процесс.
15. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.
16. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации.
17. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
18. Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.
19. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
20. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России.
21. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
22. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
23. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
24. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.
25. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества
В помощь студенту-заочнику.
Аудиторные занятия служат для сообщения новых знаний, для развития навыков и умений, необходимых в вашей профессиональной деятельности. Основной формой занятий для студента-заочника является лекция. На эту форму работы отводится большая часть времени по сравнению с другими видами учебных занятий
Лекция имеет много достоинств. Это очень экономичный способ передачи знаний, студенты могут получить значительный объем, глубокую по содержанию информацию за непродолжительное время (1,5 часа). Информация дается в обобщенном виде, излагаются наиболее важные, существенные стороны научной темы, раскрывается связь с практикой и определяются перспективы дальнейшего исследования. Очень важно, что на лекции происходит живое общение с преподавателями, что позволяет активизировать познавательную деятельность студента и обеспечить хорошее восприятие и осмысление учебного материала.
Лекции связаны с другими учебными занятиями: семинарами, практическими работами, готовят к ним.
Для рациональной работы на лекции запомните некоторые советы:
- Не старайтесь записать все дословно. В этом случае у вас не будет времени на обдумывание, здесь неизбежны недописанные предложения и пропуски в восприятии лекции.
- Записи должны представлять собой нечто вроде развернутого плана, тезисов, в которых фиксируются наиболее важные, стержневые положения лекции.
- Больше обращайте внимание на главное. Учитесь отличать главное от второстепенного. Однако недостаточно записывать лишь основные, принципиальные положения. Общие положения без примеров и иллюстраций могут оказаться непонятными. Факты, примеры надо записывать, но сжато, иногда бывает достаточно одного слова, намека на факт.
- Если в лекции предлагаются чертежи, сразу же заносите их в тетрадь. Чертежи и зарисовки делайте аккуратно, с помощью линейки (с этой целью можно использовать пластмассовые линейки с различными фигурками, шаблонами).
Важные высказывания, определения, понятия и тому подобное выделяйте по возможности однородными пометками. Для пометок можно использовать не только подчеркивание, но и знаки, ставшие общепринятыми, например ! – «важно», ? – «под вопросом», ОB – «обратить внимание», ПВ – «педагогический выбор» и др.
- Сокращайте слова, в записи используйте значки: скобки, стрелки; они дают возможность меньше писать и больше думать.
- Оставляйте в тетради поля, свободные места. В этом случае запись будет более обозрима. С другой стороны, свободные места пригодятся вам при работе над лекцией после ее записи.
- Используйте красную строку, что свидетельствует пониманию материала.
Запись лекции в последующем требует доработки – выделить главное и установить смысловую связь.
Студент должен обработать свои записи, дополнить материал, используя рекомендованную литературу по данной проблеме.
На учебных сессиях вы примите участие в семинарах по любому изучаемому предмету.
На семинаре происходит обсуждение и объявление определенных проблем, вопросов и их взаимосвязь в форме диалога. Семинары различны и по содержанию, и по методическому построению. На первой сессии они могут быть связаны с лекциями, а позднее как самостоятельно подготовленные в межсессионный период. Семинар требует основательной подготовки. Должны быть обязательны записи и конспекты изученной литературы. Студент имеет так же возможность высказывать свою точку зрения на проблему, установить истину в научном споре, приобрести навык научной аргументации.
Самостоятельно приготовленные рефераты и их защита так же могут стать содержанием семинаров (смотри «Рекомендации для самостоятельной работы с книгой»).
При подготовке к семинару:
- проанализируйте тему семинара, продумайте о цели и основных проблемах, рассматриваемых на семинаре;
- изучите рекомендуемую литературу во время самостоятельной работы, используйте при этом записи лекций;
- запишите возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
Еще одна форма работы, которой должен овладеть студент-заочник – это практические занятия, где особое внимание уделяется выработке профессиональных и учебных навыков. Такие навыки формируются при решении заданий, выполнения упражнений, написании конспектов занятий и уроков, различных мероприятий, составлении календарных перспективных планов, составление психолого-педагогических характеристик на учащихся или дошкольников и т.д. Практические занятия ориентированы на другие формы занятий. К ним необходимо тщательно готовится.
Коллоквиум – вид учебного занятия, на котором вы совместно с преподавателем более детально, чем на лекции, обсуждаете различные аспекты изучаемой темы, совместно определяя пути ее решения. Коллоквиум обычно проходит в виде дискуссии.
Студент учится рассматривать проблему, учится защищать идею, отстаивать ее и проводить в жизнь.
Для студентов-заочников организуется такая форма занятий как консультации, которые находят широкое применение. Они могут быть и индивидуальные, и коллективные. Эта форма учебных занятий поможет вам уяснить некоторые проблемы по учебным дисциплинам под руководством преподавателей. Для этого составлен «график консультаций» по семестрам, где обозначены предметы, даты, время, кабинет и фамилия преподавателя. Консультации помогут уяснить прослушанную лекцию, подготовиться к семинару, к экзамену, при написании рефератов и курсовых работ.
Специфика заочного обучения предполагает очень важную форму занятий – самостоятельную работу, которой отводится 1/3 всего времени на освоение образовательной программы по специальности. Внеаудиторная работа предполагает большую организованность, рациональность от студента и очень часто у студента возникают в связи с этим большие трудности. Цели внеаудиторной работы разнообразны. Они охватывают приобретение новых научных знаний, решение практических задач, написании домашних контрольных работ, выполнение межсессионных заданий, подготовку к классным контрольным работам, написание курсовых работ. С этой целью на отделении разработаны «Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников среднего профессионального образования».