Срок проведения | Форма проведения | Цель |
Сентябрь |
1 неделя | Рассматривание национальной и современной одежды. Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллина. Игра «Давай познакомимся». Художественно-продуктивная деятельность «Моя любимая кукла» (рисование). Чтение стихотворения А. Ахметкужина «Колыбельная для куклы». | Находить отличия в элементах одежды. Различать жанры произведений рассказ, сказка; осмысливать содержание, характеры персонажей. Дать понятие, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. |
2неделя | Беседа «К нам гости пришли». Рассматривание иллюстраций одежды, какие узоры украшают одежду. Игра с национальной куклой «Семья» (варианты «В гости», «Кафе-бар», «Театр»). | Закрепить название элементов национальной одежды. Показать отличие особенности национальной мужской и женской одежды. |
3неделя | Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Художественно-продуктивная деятельность «Украшение женской головной повязки - харауса». Пересказ башкирской сказки «Петух-батыр». | Закрепить название элементов одежды. Закрепить знание названий элементов башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки. |
4неделя | Беседа «Хлеб – всему голова». Рассказ воспитателя о традиционных башкирских блюдах из муки: баурсак, вак-беляш и др. Чтение стихотворения Д. Юлтыя «В пекарне», Р. Ураксиной «Баурсак». | Уточнить, расширить знания о труде хлебороба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Продолжить знакомить с традиционными башкирскими блюдами – баурсак, вак-беляш и др., о традициях, связанных с их приготовлением. |
Октябрь |
1 неделя | Дидактическая игра «В гостях у подруги». Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (роспись). Рассматривание картины Б. Домашникова «Осень». Рассказывание легенды «В царстве Шульгена». Игра-развлечение «Башкирская ярмарка». | Знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства. Развивать самостоятельность. Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой. Вызвать уважение к труду тружеников Башкортостана. |
2неделя | Беседа с модельером о том, как шьют одежду. Развивающие игры с использованием рабочей тетради. Беседа о труде садоводов и овощеводов. Изготовление салата «Башкортостан». Беседа «Какие традиционные блюда готовят у вас дома?» Подвижная игра «Эстафета сбора картофеля». | Закрепить представление о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Развивать интерес к труду работников швейной промышленности. Научить детей разным способам различения даров полей и садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. |
3неделя | Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (аппликация). Сюжетно-ролевая игра «Мастерская женской одежды», «Дом мод». Неделя «Детской моды» (совместно с родителями). Знакомство с работой башкирского художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет», «Три женщины». | Закрепить знания о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Знакомить с картинами башкирских художников. |
4неделя | Дидактическая игра «В гости бабушка пришла». Беседа о целебных напитках. Кумыс. Рассказывание башкирской сказки «Клубок». Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка. «Клубок» | Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее; с традиционной пищей, которую готовят из молока; с башкирским фольклором. Развивать творчество. |
Ноябрь |
1 неделя | Придумывание сказки по литературному образцу (башкирская сказка «Клубок»). Творческий вечер, посвященный творчеству детской писательницы Фарзаны Губайдуллиной. Беседа о труде скотоводов: «Какую пользу приносит труд скотовода?» Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр». Подготовка к игре – драматизации. | Придумывать сказки, используя литературный образец, используя речевые выразительные средства. Воспитывать интерес и уважение к труду скотоводов, результатам их труда. Обогатить знания детей произведениями башкирского фольклора. |
2неделя | Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами: кубызом, домбырой, кураем. | Закрепить правила и обычаи башкирского гостеприимства. Познакомить с внешним видом и звучанием башкирских музыкальных инструментов: кубыз, курай, домбыра. |
3неделя | Беседа о традиционной пище башкир из молока (творог). Включить в меню детского сада творог. Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка «Лесная девочка». | Продолжать знакомить с традиционной пищей башкир, приготовленной из молока (творог). |
4неделя | Чтение (заучивание наизусть) стихотворения М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай». Рассказ легенды «Легенда о курае». Подвижная игра «Курай» (сл. И мелодия Ф. Гершовой). | Закрепить представления детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай. |
Декабрь |
1 неделя | Рассказывание сказок «Камыр батыр», «Грачиная каша», «Клубок». Развлечение «Поющий родник» (о курае). | Формировать у детей этикетные нормы обращения. Закрепить знания детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай. |
2неделя | Беседа о пословицах. Составление сказок, рассказов или рисование по сюжету пословицы. Придумывание продолжения сказки «Кто сильнее?» Народные игры «Бой с мешками», «Бег в мешках». | Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Развивать литературное творчество детей. Обогатить знания о развлечениях башкирского народа. |
3неделя | Литературная викторина «Путешествие в страну сказок». Беседа по пословицам. Придумывание сказки или рассказа по одной из пословиц. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль». | Закрепить этикетные нормы, правила общения. Продолжить знакомить детей с башкирскими пословицами, легендами. |
4 неделя | Подготовка к Новому году. Изготовление с воспитателем украшений для елки. | Использовать знания об искусстве башкирского народа. |
Январь |
1 неделя | Чтение сказки «Старая мать». Рассматривание иллюстраций предметов домашнего быта: нары, сундук, печь, урза. Изготовление предметов быта для кукольного уголка. | Формировать нормы уважительного отношения к старшим. Знать функции предметов быта: нары, сундук, печь, урза. |
2неделя | Игровая ситуация. Рассматривание предметов домашней утвари, изготовленных из кожи – сосуды, сумки, ведра. Изготовление по трафарету атрибутов из кожи для игры в кукольном уголке. Театрализованная деятельность. Спектакль «Петух-батыр». | Закрепление этикетных правил. Знакомство детей с домашней утварью, сделанной из кожи, со свойствами кожи. |
3неделя | Педагогические ситуации. Рассматривание предметов утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки. | Знакомство с этикетными правилами. Познакомить с предметами утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки, их назначением. |
4неделя | Разыгрывание педагогических ситуаций. Рассказ-беседа «Что такое металл (стекло, фарфор)?» Выставка «Что можно сделать из металла (стекла, фарфора)?» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Посуда» | Самостоятельно выводить этическое правило. Закрепить представления детей о различных материалах, их свойствах. Формировать умение описывать. Воспитывать уважение к человеку – творцу прекрасного, вызвать желание детей делать такие же вещи. |
Февраль |
1 неделя | Беседа «Моя семья». Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья». Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Х. Габитова «Наша семья». | Расширять представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнить знания о родных им людях. |
2неделя | Игра-загадка «Сколько нас?» Чтение стихотворения Ф. Губайдуллиной «Мама принесла малышку». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Вечерние игры». Развлечение «Вечерние игры» (по мотиву народного праздника). | Закрепить имя, отчество родителей; знания о родственных отношениях. Расширять представления детей о древних башкирских праздника. |
3неделя | Рассматривание альбома и рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «В аул к дедушке и бабушке». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Показ гостя». | Дать понятие о том, что у каждого есть семья. Расширять знания детей о древних башкирских праздника. |
4неделя | Чтение стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму», А. Игебаева «Маме моей», Г. Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта». Рисование на тему «Как я помогаю маме». Развлечение «В гостях у сказки». | Закрепить понятие детей о том, что мама – это самый дорогой на свете человек. Воспитывать уважение, любовь и желание заботиться о маме, бабушке. Закреплять знания детьми башкирских народных сказок. |
Март |
1 неделя | Беседа «Наша дружная семья». Чтение рассказа М. Буракаевой «бабушка – солнышко». Чтение стихотворения Ф. Мажитова «бабушка моя», Г. Юнусова «Праздник мам». Составление родословной (шежере) совместно с родителями. Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. Рассматривание картины башкирского художника Л. Тюлькина «Моя мама». | Закрепить понятие «Семья» - это самый родной и близкий круг людей. Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения. |
2неделя | Рассматривание родословной и его комментирование. Чтение сказки «Ленивый сын». Праздник «День матери». | Закрепить знание детьми своей родословной (шежере). Вспомнить знакомую сказку. |
3неделя | Беседа «Моя республика Башкортостан». Рассказ легенды «Происхождение башкир». Чтение стихотворения Г. Молодцова «Башкирия». Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картин башкирских художников: А. Ситдикова «Башкирский мед», А. Тюлькина «Аромат меда». Чтение стихотворения Р. Тимершиной «Пчела». Рисование на тему «На пасеке». Подвижная игра «Медведь и пчелы». | Уточнить у детей представления о родной стране, республике, в которой они живут, о природе, богатстве Башкортостана. Познакомит с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Воспитывать уважение к труду пчеловода. |
4неделя | Беседа о родном городе Стерлитамаке. Чтение стихотворения К. Вуколова «Мой город». Слушание песни В. Беляева «Город над Стерлей». Рассматривание иллюстраций (просматривание видеоматериала) «Достопримечательности города». Рассматривание иллюстраций разных типов жилищ: аласык, тирмэ, бревенчатые жилища. Сюжетно-ролевая игра «На пасеке». | Расширить и закрепить представления детей о родном городе. Закрепить представления о достопримечательностях города, познакомит с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее. Находить отличительные особенности в строениях. Закрепить знания о труде пчеловода. |
Апрель |
1 неделя | Рассматривание иллюстрации «Жилище». Изготовить макет бревенчатого дома, юрты, аласыка. Устройство в группе «Мини-музея». Праздник «Первый шаг малыша». Рассказывание сказки «Шумбай». | Обратить внимание на внутренне украшение жилищ, различие в строении, материале и т.п. Показать, какие традиции могут быть в каждой семье. Подготавливать детей к театрализованной деятельности. |
2неделя | Экскурсии по улицам города Стерлитамака. Чтение стихотворений о Стерлитамаке. Рассматривание картин А. Х. Ситдикова «В башкирской избе», А. Э. Тюлькина «Изба Салавата». Игры со строительным материалом, строительство театра. Сюжетно-ролевая игра «Театр». | Рассказать, чьи имена носят улицы города. Сравнивать картины, найти отличие, сходство в оформлении башкирской избы в работах башкирских художников. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях. |
3неделя | Рассматривание иллюстраций «Улицы Стерлитамака». Чтение стихотворения К. Вуколова «На проспекте Ленина». Рисование (аппликация) на тему «Улицы города». Рассказ воспитателя «Что такое сабантуй». Чтение стихотворения З. Ахметзяновой «Сабантуй». | Вспомнить названия улиц, почему улицы названы именем Худайбердина, Блюхера и др. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях на улицах города. Познакомить детей с древним праздником – Сабантуй. |
4неделя | Итоговая беседа об искусстве башкирского народа. Художественно-продуктивная деятельность «Укрась башкирским орнаментом одежду (утварь, жилище)». Чтение стихотворения М. Гали «Сабантуй». Праздник «Сабантуй». | Закрепить знания детей об искусстве башкирского народа. Развивать творчество детей, самостоятельность. Закрепить представления о празднике «Сабантуй». |
Май |
1 неделя | Знакомство с произведениями башкирского художника Б. Ф. Домашникова «Березняк», «Осень», «Снег выпал». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Игры в свободном доме». Развлечение «Игры в свободном доме». Рассказ воспитателя о празднике «День Победы». Чтение стихотворения А. Игебаева «День Победы». | Рассматривание картин, различных по сезону, их сравнение. Обогащать знания детей о древних башкирских праздниках, заинтересовать детей праздником, организовать его в группе. Воспитывать уважение, благодарность ветеранам ВОВ. |
2неделя | Экскурсия в музей. Чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы». Праздник «Играй, гармонь». | Закрепить представления детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Прививать уважение и любовь к башкирскому народу и его труду. Обогащать знания детей о башкирском фольклоре. |
3-4недели | Индивидуальная работа с использованием тетради «Знакомство детей с культурой башкирского народа». Диагностика развития. | Закрепление пройденного за год материала. Анализ результата проведенной с детьми работу. |