Частная беседа, Лос-Анджелес, 23 июля 1975 года.

Прабхупада: В наше время женщину не обучают, как стать целомудренной женой. В этом недостаток цивилизации. Раньше женщину учили только тому, чтобы хранить верность своему мужу, и это все. "Нари-рупам пати-вартах" - "Красота женщины - в ее преданности мужу". И все... Если женщину учат не разговаривать ни с какими другими мужчинами за исключением своего мужа, в этом - её красота. Это увеличивает ее красоту и престиж. Таково ведическое знание.

Джайатиртха: В современном обществе этот стандарт нереален.

Прабхупада: Да, поэтому нет гармонии. Все страдают, несмотря на так называемое образование. Все несчастливы.

Раньше женщину учили только тому, как стать и оставаться верной своему мужу. Шрила Прабхупада хочет, чтобы женщины получали такое обучение - как стать целомудренными женами.

Уязвимое место современной цивилизации в том, что женщинам не дают подобного обучения. Красота женщины - в ее верности мужу. Ее нужно учить не предаваться легкомысленно разговорам с любым мужчиной, кроме своего мужа. Тогда ее духовная красота и престиж увеличатся. Это ведическое знание.

Данный момент, что женщину следует учить не быть словоохотливой с другими мужчинами, является чрезвычайно важным. Мне очень повезло, что Кришна дал мне очень целомудренную жену. Свободные беседы с юношами и мужчинами до и после замужества наиболее опасны. Юную девушку надлежит воспитывать застенчивой. Для нее привыкнуть разговаривать с юношами - значит утратить стыд. В таком случае, в соответствии с ведическими стандартами, девушка становится нецеломудренной. Шрила Прабхупада сказал, что из-за смешения юношей и девушек разрушатся все добродетели.

Если девушка привыкла до замужества свободно разговаривать с парнями, то и выйдя замуж она будет продолжать делать это. Она будет свободно разговаривать с мужьями других женщин и неженатыми мужчинами. В любом браке бывают периоды трудностей в общении между супругами. Может возникнуть какое-то разногласие, и жена может временно быть недовольной своим мужем. В таком состоянии, если она будет следовать своей плохой привычке свободно разговаривать с другими мужчинами, она привлечется ими. Ей может показаться, что она сделала ошибку, выйдя замуж, что муж является причиной ее проблем и что с другим мужчиной так легко найти общий язык. Она может запросто бросить своего мужа и сменить его на кого-нибудь другого. В результате, се дети будут страдать из-за разбитой семьи; как следствие - общество все больше деградирует. Важно, чтобы женщины обучались понимать стандарты целомудрия.

Это строго регулировалось Шрилой Прабхупадой. При жизни его и под его непосредственным руководством в 70-е годы в ИСККОН в этом вопросе недоразумений не было. Брахмачари и брахмачарини не разговаривали друг с другом, если не было необходимости что-то сказать ради служения. В храмах ИСККОН были запрещены и не терпелись свободные разговоры между незамужними девушками и парнями. Так печально видеть в наши дни, что во многих храмах и общинах молодежь (не просто второе поколение ИСККОН, а даже более молодые американские брахмачари и брахмачарини) не придерживается данного стандарта. Мне приходилось наблюдать, как прямо в храмах брахмачари и брахмачарини вели длинные беседы, будучи при этом без присмотра старших. А однажды во время проведения лекции но "Шримад-Бхагаватам" подростки, как я видел, свободно смешивались друг с другом и обменивались фразами прямо у входа в храм в Алачуа. Это очень печально, и я знаю, что Шриле Прабхупаде такое поведение молодежи не нравилось.

Иногда это переходит все границы. Например, я видел, как приблизительно 5-6 девушек (уже созревших для брака), лет по 13-16, сидели вместе и ели. К ним подошел парень (возможно, лет 15-16). И вот он сел в центре, начал смеяться и шутить. Все девушки хохотали и свободно разговаривали с парнем. Родители же девушек ничего не предпринимали. Подобным образом отреагировали и родители парня. К сожалению, и учителя, и руководство храма.

А что следовало бы сделать в такой ситуации, если бы мы серьезно отнеслись к наставлениям Шрилы Прабхупады? Что нужно предпринять, если мы серьезно относимся к следованию брахманическим стандартам? В данной ситуации отцу (или матери) любой из тех девушек следовало бы подойти к парню и прямо сказать ему, что в ИСККОН запрещено разговаривать парню или мужчине с любой матаджи, особенно если это незамужняя девушка, достигшая половой зрелости. Если бы обнаружилось, что парень все равно продолжает так себя вести в храме, тогда нужно было бы запретить молодому человеку посещать храм до тех пор, пока он не будет в состоянии контролировать себя.

А как следовало бы поступить руководству храма? Поддержать сделавшего замечание парню на все 100%; а если же от родителей замечания не последовало, то его должно было сделать руководство храма. Для политики храмов ИСККОН принципиально важно проводить в жизнь правила и строгие стандарты, которые Шрила Прабхупада давал своим последователям, членам нашего общества. Любой храмовый руководитель, который считает, что можно изменить стандарты, следовать которым учил нас Шрила Прабхупада, заслуживает того, чтобы его сместили с должности. Не следует поощрять любого члена ИСККОН практиковать выдуманный им образ жизни (тем более на территории наших храмов), если он не желает следовать стандартам Шрилы Прабхупады. Приветствуется посещение храмовых программ только в том случае, если есть намерение следовать правилам, которые нам дал Шрила Прабхупада (по крайней мере, находясь на территории храма).

К сожалению, не во всех общинах преданные поддерживают тот стандарт в общении между мужчинами и женщинами, который Шрила Прабхупада ожидал от своих последователей.

Во время моего пребывания в храме Лос-Анджелеса в 1995-1996 годах я как-то раз на лекции по "Шримад-Бхагаватам" упомянул, что брахмачариням и брахмачарйам вообще негоже общаться между собой. Я отметил, что когда ИСККОН возглавлял Шрила Прабхупада, такое общение было запрещено и его не терпели. В тот же день одна матаджи сказала мне, что я не нравлюсь брахмачариням из-за моих слов. Одна из них сказала, что если она не будет иметь возможности разговаривать и общаться с брахмачари, то, возможно, уйдет из храма. Боюсь, что если бы ИСККОН в то время руководил Шрила Прабхупада, то именно так и пришлось бы сделать девушке - уйти из храма, поскольку Шрила Прабхупада не пошел бы на уступку в этом вопросе. Я продолжаю рассматривать эту тему, поскольку, исходя из того» что я видел в некоторых храмах и общинах ИСККОН, считаю се наиболее проблематичной. И эта ситуация (но крайней мере, в США) нуждается в исправлении. Иначе, как сказал Прабхупада, все будет потеряно.

Наши рекомендации