Изучения истории Татарстана и татарского народа
Учебный предмет «История» включает курсы по всеобщей и отечественной истории. Курс «История Татарстана и татарского народа» интегрирован в содержание предмета по принципу синхронности:
- в 5 классе в курсе всеобщей истории (История древнего мира) изучается древнейший период этнорегиональной истории;
- в 6-ом классе этнорегиональный курс изучается как составная часть истории России в соответствии с изучаемыми темами непосредственно при рассмотрении сюжетов Историко-культурного стандарта.
Интеграция учебного материалапо истории Татарстана и татарского народа в курс «История России» создает условия для более эффективного освоения предмета:
во-первых, рассмотрение исторических тем по региональной и этнокультурной истории в более широком содержательном контексте (всеобщей истории, истории России) позволяет осмысливать существенные связи и взаимодействия государств и народов в историческом развитии;
во-вторых, обеспечивается более осознанное освоение понятийного аппарата предмета на разном историческом материале (всеобщая, отечественная история);
в-третьих, интеграция содержания преодолевает дробность в изучении учебного материала, позволяет избежать дублирования учебного материала, представленного в разных курсах.
Это касается понятийной системы предмета, фактологических аспектов, познавательно-практической деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.
Такая организация обучения создает условия для формирования исторического мышления, развития сравнительно-сопоставительных навыков учащихся при анализе учебного материала из разных исторических курсов и учебных дисциплин, закладывая основу для развития в дальнейшем системного мышления и творческой активности учащихся.
Изучение региональной истории дополняется включением материала по локальной (местной) истории, позволяя учащимся знакомиться с разнообразными и уникальными памятниками и источниками, которые находятся в их ближайшем окружении, среди которых - семейные реликвии, библиотеки, школьные и краеведческие музеи, местные архивы, «устная история». Кроме того, создается возможность для учета национального состава места проживания учащихся и изучения этнической истории и культуры народов Татарстана (чувашей, удмуртов, мари, мордвы).
Такое многоуровневое представление учебного материала создает условия для более предметного осмысления взаимосвязи между историей «малой» и «большой», закладывает основу для понимания идеи закономерности исторического процесса. А использование материалов краеведческго характера позволяет формировать предметно-практические компетенции в контексте применения полученных на уроках теоретических знаний для различного рода исследований, разработки проектов по истории, обретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.
***
При изучении курса «История Татарстана и татарского народа» важно обеспечить реализацию основной цели современного образования – личностное развитие учащегося. Это обеспечивается использованием таких технологий, которые способствуют реализации воспитательного и развивающего потенциала предмета, направленного на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их воображения, памяти и т.д., навыков самостоятельной познавательной деятельности.
В успешном освоении курса «История Татарстана и татарского народа» значима роль внеурочной деятельности, которая позволяет учитывать познавательные интересы учащихся, конкретные условия и возможности образовательной организации, повысить мотивацию к изучению предмета, оптимизировать образовательный процесс. Внеурочная деятельность может включать дополнительные образовательные модули или различные мероприятия, в рамках которых организуются экскурсии, проектно-исследовательская деятельность, исторические игры, практикумы и т.п.
Дополнительные часы на изучение истории Татарстана и татарского народа в 5-6-ом классе могут быть выделены из компонента общеобразовательной организации
В результате освоения курса «История Татарстана и татарского народа» учащиеся должны овладеть знаниями, понятийным аппаратом курса, а также умениями определять место этнорегиональных исторических событий во времени и пространстве, описывать и анализировать эти события, работать с историческими источниками изучаемого периода в контексте этнорегиональной составляющей. При этом важно опираться на знания и умения, приобретенные в процессе изучения истории древнего мира и истории России.