Екатеринбургский институт физической культуры (филиал)
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке курсовых работ и
Выпускной квалификационной работы
по направлению подготовки
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Екатеринбург
ББК 74.584 (2)
Д 75
Рецензенты:Репина А.И. к.п.н., доцент кафедры ТиМ АФК
Допущено к изданию решением Методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральского государственного университета физической культуры» в качестве методического пособия.
Тимофеева И.В., Салимов М.И. Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы для обучающихся по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – Екатеринбург: 2016. – 57 с.
ББК 74.584 (2)
Д 75
© Тимофеева И.В., Салимов М.И., 2016.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Выполнение и оформление студенческих письменных работ любого уровня сложности (реферат, курсовая работа, диплом) – это важный вид деятельности студента в течение каждого года обучения или за все время обучения в учебном заведении. Выполнение письменных работ предусмотрено планом и обязательно для каждого обучающегося. Самостоятельный анализ источников и литературы, правильное оформление работы – первый и главный показатель уровня научной подготовки студента. Именно в работе над письменным исследованием студент показывает свою готовность вести научно-исследовательскую деятельность, свой профессионализм. На протяжении каждого года обучения студент пишет исследование, причем каждое последующее должно рассматриваться как логическое продолжение предыдущего, если и не с точки зрения содержания, то с точки зрения возросшего профессионального (теоретического и практического) уровня самого исследователя, его умения правильно оформить и защитить работу.
Настоящие методические рекомендации должны помочь студенту ответить на следующие вопросы:
1. Что такое студенческая курсовая работа?
2. Как выбрать тему работы?
3. Как обосновать актуальность темы исследования и определить основные характеристики работы?
4. Как подобрать и описать источники исследования и литературу по теме работы?
5. Какова структура студенческой письменной работы?
6. Как оформить текст, сноски, списки источников и литературы, примечания и приложения к работе?
7. Как представить работу на обсуждение?
Если реферат, прежде всего, призван показать, что студент самостоятельно изучил и осмыслил литературу по выбранной теме, то курсовая работа – более сложное и основательное исследование. Это уже настоящая научная (точнее, научно-практическая) работа. Ее задачи – развитие аналитических способностей студента, умения работать с источниками, привитие навыков серьезного, упорядоченного исследования проблемы. К курсовой работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:
– актуальность, проблемность и новизна выбранной темы;
– полнота раскрытия темы, глубина анализа материала;
– самостоятельность выводов;
– стройность и логичность структуры курсовой работы;
– научный стиль, грамотный литературный язык.
Подготовка курсовой работы
В структуру создания курсовой входят титульный лист, продуманное содержание, сформулированное введение, основной текст, который разбит на определённые главы, а главы – на параграфы, выводы по главам, подведенное заключение, грамотно оформленный список использованных источников.
Последовательность действий при написании студенческой работы определяется индивидуальным опытом, навыком или интересом автора. Поэтому предлагаемый вариант – это не более чем рекомендация тем, кто затрудняется определиться в этом вопросе самостоятельно.
1. Выбор темы. Тема исследования должна быть четко сформулирована в названии работы. При этом необходимо помнить, что формулировка темы (названия) работы должна быть:
- ясной по форме (не допускать двойного толкования);
- содержать ключевые слова, которые репрезентируют исследовательскую работу;
- быть конкретной (не содержать неопределѐнных слов типа «некоторые», «особые» и т.д.);
- содержать в себе действительную задачу;
- быть компактной.
2. Определение источников и литературы – с помощью научного руководителя, методических разработок, каталогов библиотек, а также с помощью справочников и поисковых систем в Интернете. Проблемный анализ научной литературы с обзором существующих точек зрения и формулированием собственной позиции – важная часть исследования и важный композиционный элемент работы. Обзор литературы может быть дан во введении или может представлять собой отдельную главу (например, «Основные теоретические предпосылки исследования»). Он позволяет судить о научной эрудиции автора, глубине проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам цитируемых источников. Список использованной литературы дается в конце работы в алфавитном порядке. Желательно просмотреть все виды научных источников по теме исследования: монографии, учебные пособия, статьи, тезисы и т. д.
3. Ознакомление с источниками и литературой – чтение текстов и их осмысление. При конспектировании научных источников важно выбрать такой метод обработки информации, который поможет в написании работы. Одним из возможных способов является составление информационных карточек, на каждой из которых выписана цитата, выходные данные издания с обязательным указанием страницы. Эти записи должны быть подробными, чтобы в дальнейшем зафиксированные данные помогли автору курсовой работы правильно оформить сноски и список литературы. Информация, полученная из научных источников, может использоваться прямо (в виде прямых цитат) или косвенно (внутри авторского текста в переработанном виде, то есть в форме расширенного пересказа содержания источника без кавычек с обязательной ссылкой на него).
Для самостоятельного изучения литературы необходимо выделять типы и виды литературы:
- Библиографические указатели – периодически издаваемые тематические или отраслевые перечни всех выпускаемых книг;
- Реферативные журналы – отраслевые перечни выпускаемой научной периодики с короткими рефератами статей;
- Тематическая периодика – издания по определенной тематике, выходящие с определенной периодичностью;
- Официальные издания – публикуемые от имени государства и его органов материалы законодательного, нормативного или директивного характера. При использовании таких текстов в работе они становятся источниками информации и доказательной базой;
- Научные издания – издания, содержащие результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований (монографии, статьи в журналах и научных сборниках, материалы конференций);
- Учебные издания (учебники, учебные пособия, курсы лекций) – систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела;
- Справочники, словари и энциклопедии – издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, не предназначенные для сплошного чтения, дающие возможность быстрого получения самого общего представления о предмете и начальных сведений об имеющейся по этому вопросу литературе. После изучения литературных источников (иногда параллельно с ним) идет работа с эмпирическим материалом. Это может быть сбор информации в статистических органах, редакциях, общественных и иных организациях, изучение событий и явлений, связанных с избранной темой, исследование материалов газет, различных документов и т.д. Изучать эмпирический материал помогают такие социологические методы исследования, как контент анализ, интервью, наблюдение (в том числе включенное) и т.д. Обработка больших массивов информации может осуществляться при помощи специальных компьютерных программ. Но мало просто получить необходимые данные. Надо систематизировать, сопоставить, осмыслить их, выделить главное и отбросить ненужное. Только после того, как из разнообразных сведений начинает складываться цельная картина, основная структура, все элементы которой логично связаны между собой, есть смысл приступать непосредственно к написанию курсовой работы.
4. Составление рабочего, чернового плана работы – примерное определение целей и задач работы, а также этапов и сроков ее выполнения. Составить хорошо продуманный, структурированный и развернутый план – значит сделать половину работы. Структура любой работы, как правило, включает три части: введение, основную часть и заключение. Безусловно, на этом этапе работы студентам необходимы консультации с научным руководителем.
5. «Проработка» источников – подбор цитат по теме исследования.
6. Написание текста основной части работы по главам и разделам.
7. Проработка литературы для написания характеристики источников и обзора литературы.
8. Написание Заключения.
9. Оформление списка используемых источников, оглавления, титульного лист. 10. Составление Приложений
11. Переплет работы, сдача научному руководителю.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА НА 2 КУРСЕ (ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ) И 3 КУРСА (ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Строится на основе анализа источников литературы по избранной теме. Главное требование к работе - ее содержательность, знание литературы, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, использование методов классифицирования, внешнее оформление.
Во введении отражаются актуальность выбранной темы, мотивация ее выбора, цель и задачи исследования. Анализ источников литературы выступает как самостоятельный метод исследования. Изучаются прямые и косвенные материалы основной и смежных дисциплин.
Поиск источников литературы по выбранной теме осуществляется студентом самостоятельно. Необходимо изучить соответствующие главы учебников и методических пособий: «Теория и организация адаптивной физической культуры» / Под общ. ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005; «Частные методики адаптивной физической культуры» / Под общ. ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003; затем дополнительные источники - монографии, статьи из журналов «Адаптивная физическая культура», «Лечебная физическая культура для дошкольников и младших школьников», «Физическая реабилитация для взрослых и инвалидов», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе», «Дефектология», «Иппотерапия» и др., материалы конференций, авторефераты диссертаций. Публикации специализированных журналов и авторефератов диссертаций отражают современное состояние исследований на области АФК.
Современные научные исследования по адаптивной физической культуре носят междисциплинарный характер и предполагают поиск источников наиболее «свежей» наукоемкой информации. К числу таких источников относятся Интернет-технологии, возможности создания и работы с базами данных, использование электронных таблиц в процессе обработки результатов исследований, оформление научных и методических работ с помощью текстовых и графических редакторов. Для оказания научной и методической помощи студентам по проблемам АФК и смежных дисциплин рекомендуются некоторые базы данных и справочная информация Интернет.
Результаты исследования, проведенного студентом, излагаются в курсовой работе в соответствии с определенными языковыми нормами:
1. Логичность и непротиворечивость повествования (аргументированность и краткость изложения, наличие выводов после каждого раздела).
2. Терминологичность (в работе должен быть свой терминологический аппарат, каждому термину должна быть дана точная формулировка, использование синонимов недопустимо).
3. Отсутствие эмоционально окрашенной, экспрессивной лексики.
4. Повествование ведется либо от третьего лица («в работе изучается...», «необходимо обратить внимание ...»), либо от первого лица множественного числа («мы сделали вывод о...».).
Часто встречающиеся ошибки:
1. Ошибки в употреблении основных терминов:
- отсутствие их объяснения;
- использование синонимов для рабочих терминов.
2. Ошибки формулирования положений:
- голословность (отсутствие аргументации);
- многословие (использование лишних слов; использование слов, не нужных по смыслу; излишне длинные предложения);
- использование слов и словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением;
- употребление цепочки существительных, стоящих друг за другом в родительном падеже;
- частое употребление местоимения «мы», употребление местоимения «я»;
- употребление конструкций типа «мы попытаемся», «нам хотелось показать...»;
- использование большого количества иностранных слов при наличии русских эквивалентов;
- употребление слов не в соответствии с их значением;
- использование канцеляризмов (слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов).
Термины и словосочетания
1. Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Не следует в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя эти понятия тождественны.
2. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени, (я утверждаю, мною открыто и т. п.) Лучше использовать выражения: «Как показал анализ ...», «в основе предлагаемой методики ...», «актуальность проблематики и ее недостаточная изученность позволили сформулировать...», «выявлено...», «установлено...», «вышесказанное позволяет считать...» и т.п.
3. Не стоит злоупотреблять вводными словосочетаниями в начале фразы: «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес», «кроме того», «более того» и др.
4. Не следует в одном предложении использовать однокоренные слова (школа, школьники, школьная программа). Лучше их заменить синонимами (школьники: учащиеся, дети, занимающиеся) или перестроить фразу.
Ссылки на авторов
1. После анализа источника литературы необходимо в скобках указать фамилию автора, инициалы, год издания источника, например: (Федоров Л. П., 1996).
2. При перечислении нескольких источников используется хронологический порядок, например: (Байкина Н. Г., 1990; Сермеев Б. В., 1991).
3. При упоминании фамилии в тексте изложения год публикации указывается после фамилии автора в скобках. Например: В. И. Лях (1996) утверждает, что...
Цитаты
Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, в которой указываются инициалы, фамилия автора и страница.
Например:
- Я.А.Коменский писал: «Ложных знаний не может быть, знания могут быть только неполными» (с. 14). Полное библиографическое описание источника дается в списке литературы.
- В.М. Млзговой, рассмотрев формирование спортивных умений и навыков школьников 12-14 леи с нарушением интеллекта при обучении гимнастическим упражнениям, показал …
- Профессор Н.В. Астафьев с группой ученых разработали…
- Литош Н.Л подробно рассматривая вопрос о многосторонней подготовке умственно отсталых школьников, определила ….
- О.В. Боруцкая акцентирует внимание, что….
Сокращения
1. Допускаются следующие сокращения слов: т.е., и т. д., и т. п., и др., и пр.
2. Недопустимо сокращать сложные союзы и словосочетания типа: так как, так называемый, таким образом, потому что, так что, в том числе.
3. В научной и методической литературе часто употребляются такие сокращенные слова, как ЧСС, ОФП, АФК, ДОУ, ДЦП и др., которые называются аббревиатурой. В тексте работы при первоначальном употреблении пишется полное сочетание слов, а в скобках -сокращенное. Например: частота сердечных сокращений (ЧСС), в дальнейшем используется аббревиатура.
Пример структуры курсовой работы (Приложение А)
Пример титульного листа (Приложение Б)
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯКУРСОВАЯ РАБОТА НА 3 КУРСЕ (ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ) И 4 КУРСА (ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Курсовая работа за 3 курс очной формы обучения и 4 курс заочной формы обучения сопряжена с производственной практикой, на которой проводится первичная оценка функционального состояния пациентов по двигательным тестам и разработкой методики (комплекса) ЛФК.
Принцип составления оглавления в экспериментальной работе такой же, как и в теоретической, но структура работы имеет отличия. Например, экспериментальная работа по теме «Оценка функционального состояния пациентов, страдающих гипертонической болезнью» может иметь следующее оглавление:
ВВЕДЕНИЕ (актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи исследования)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение АКомплекс упражнений при гипертонической болезни
4. Организационно-методический раздел
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.02 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) является завершающим этапом освоения программы подготовки бакалавра. ВКР является видом итоговых аттестационных испытаний, входящих в состав государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВО) направления подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 203, нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации, основной образовательной программой высшего профессионального образования (далее - ООП ВО) направления подготовки, утвержденной Ученым советом Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральского государственного университета физической культуры» в качестве методического пособия. ВКР является заключительным исследованием выпускника, на основе которого Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) выносит решение о присуждении квалификации (степени) «бакалавр».
Основные положения подготовки выпускной квалификационной работы
Итогом подготовки выпускной квалификационной работы является дальнейшее формирование компетенций по основной образовательной программе направления подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), сформированность компетентности в сфере профессиональной деятельности (реабилитационной (восстановительной), компенсаторной, профилактической), в том числе в области педагогической антропологии, сформированность навыков решения задач коррекции, профилактики, оздоровления, обучения и развития в процессе адаптивного физического воспитания, формирования и (или) коррекции физических, психических, социальных и духовных характеристик у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп.
В ходе выполнения ВКР студентом реализуются следующие виды деятельности:
1) выбор темы исследования;
2) изучение теоретической и методической литературы по выбранной теме;
3) анализ теоретического материала по выбранной тематике;
4) сбор эмпирического материала научно-практического характера (исходных данных), необходимого для решения задачи стоящей перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления;
5) статистическая обработка полученных данных, проведение анализа при помощи современных методов обработки информации и информационных технологий;
6) формулировка выводов и разработка конкретных практических рекомендаций для повышения эффективности учебного, оздоровительного, коррекционного и образовательного, тренировочного процесса;
7) овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в работе проблем;
8) оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными требованиями;
9) подготовка доклада, презентации и защита полученных результатов исследования.
Обязанности научных руководителей выпускной квалификационной работы и студента-выпускника
С целью контроля процесса выполнения выпускной квалификационной работы, а также для оказания консультационной помощи за обучающимся закрепляется руководитель ВКР.
Руководитель выпускной квалификационной работы должен:
- оказывать консультативную помощь в процессе выбора темы ВКР;
- разрабатывать совместно со студентом индивидуальный план поэтапного выполнения работы и подготовки выпускной квалификационной работы;
- содействовать в выборе методик проведения исследования;
- осуществлять консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;
- осуществлять консультирование по подбору литературы и фактического материала по теме ВКР;
- осуществлять систематический контроль хода выполнения индивидуального графика подготовки выпускной квалификационной работы в соответствии с разработанным планом (Приложение В);
- осуществлять оценку качества выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (отзыв научного руководителя);
- оказывать консультационную помощь в подготовке ВКР к защите (доклада и презентации).
Процесс научного руководства можно разделить на три стадии:
1. Общие рекомендации по выбору способа проведения исследования, возможных вариантов получения информации, методическая помощь в разработке плана исследования.
2. Выявление недостатков в работе, в обоснованности выводов, в методике проведения исследования, выборе стиля написания, а также выдача рекомендаций по способу их устранения.
3. После получения от студента окончательного варианта работы руководитель ВКР выступает в роли эксперта, который оценивает качество проведенного исследования, степень раскрытия заявленной темы и выполнения рекомендаций, выданных ранее, а также дает заключение о возможности допуска работы к защите.
Руководитель ВКР выполняет консультационную и контролирующую функции и не должен исправлять теоретические и методологические ошибки, допущенные студентом.
При необходимости дополнительных консультаций по специфическим вопросам возможно назначение консультанта из числа преподавателей.
Также к руководству ВКР могут быть привлечены консультанты – практические работники, специалисты в исследуемой отрасли.
Требования к структуре выпускной квалификационной работы
Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 50 страниц, не включая приложений (приложения в общем объеме работы не учитываются) и списка использованной литературы.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченное самостоятельное исследование по конкретной проблеме и включает в себя следующие основные элементы:
- Титульный лист;
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение (выводы и практические рекомендации);
- Список использованных источников;
- Приложения;
Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением Г.
Содержаниевключает введение, главы, заголовки глав (разделов) и подразделов основной части, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.
Введение – вступительная часть работы объемом не более 3-5 страниц включает следующие элементы: актуальность исследуемой темы ВКР, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза, научная новизна, практическая значимость.
Разработка рабочей гипотезы
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза рассматривается как отправная точка исследования, которая может экспериментально подтвердиться или быть опровергнута. Рабочая гипотеза строится на базе уже известных фундаментальных исследований и проверенных научных фактов. Например, известно, что младший школьный возраст благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект при целенаправленном применении именно в этом возрасте.
Такое предположение может служить гипотезой при проведении исследований с детьми, имеющими нарушения в развитии. Например: «Улучшение координационных способностей младших слабослышащих школьников возможно при условии включения в содержание адаптивной физической рекреации целесообразно подобранных подвижных игр, предполагающих коррекцию двигательных и психомоторных нарушений».
В гипотезе заложены главная идея исследования и ожидаемый результат. Например, в качестве рабочей гипотезы может быть выдвинуто предположение о том, что ранняя индивидуальная коррекция психофизических нарушений средствами адаптивного физического воспитания детей 1-3 лет с задержкой психомоторного развития окажет наибольший эффект на двигательную и интеллектуальную сферу, при условии учета типов конституции и диагностики физического и психического состояния детей.
Гипотеза должна быть достаточно простой, проверяемой в процессе эксперимента, и опираться на веские аргументы. Как подтверждение гипотезы, так и ее обоснованное опровержение, являются научно значимыми результатами исследования.
Завершающим этапом во введении является определение практической значимости планируемой работы.
Практическая значимость исследований заключается в возможности включения полученных результатов в учебно-тренировочный и воспитательный процессы, методику дальнейших исследований, обучения, спортивной тренировки, проведения оздоровительной физической культуры, в организацию подготовки спортсменов и занятий физической культурой.
Все формулировки должны быть краткими, четкими, логически последовательными, с соблюдением принципа субординации цели и задач.
Образец оформления листа «Содержание» (Приложение Д)
Основная часть ВКР (ГЛАВЫ)могут быть представлены теоретическим и практическим разделами, структурируется в зависимости от конкретных особенностей изучаемой темы, включают 3 главы, разделенные на отдельные параграфы. Заголовки глав не должны совпадать с общим названием работы, названия параграфов с названиями глав. В конце каждой главы приводятся основные выводы по материалу данного раздела ВКР.
В 1главе приводится:
обзор источников литературы по изучаемой теме. В ней грамотно и логично должны быть изложены основные идеи по заданной теме из разных источников и сгруппированы по точкам зрения. Глава составляет 12-15 страниц и может подразделяться на параграфы, в зависимости от объема изучаемой проблемы и ее составляющих, и представляет главное звено логической цепочки. В ней, с соблюдением преемственности между параграфами, раскрывается:
- проблема, поставленная во введении;
- подробно и полно характеризуются конкретные вклады различных авторов, школ и направлений в разработку темы;
- выявляются «белые пятна» - пробелы в рассмотрении темы;
- прослеживаются пути ее решения на материалах источников;
- описываются различные точки зрения на проблему;
- высказывается отношение студента к изучаемой проблеме.
Во 2 главе ВКР
описываются организация, методы исследования, экспериментальная методика
Организация исследования предполагает определение:
– места проведения исследования (коррекционные образовательные учреждения, реабилитационные центры и т. п.);
– нозологической группы, возраста, пола и количество испытуемых в опытной и контрольной группах;
– продолжительности и этапов исследования;
Методы исследования:
Важным этапом подготовки ВКР является выбор методов исследований. Выбор методов исследования определяется конкретными задачами научной работы. Перечисляются все методы исследования, затем каждый из методов описывается.
1.Методы анализа научно-методической литературы и статистического материала.
2.Педагогические методы исследования и сопряженные с ними методы смежных наук:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- экспертная оценка;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- анализ документального материала (контент-анализ);
- исследование функционального состояния организма - функциональное тестирование (пульсометрия, измерение артериального давления, определение систолического и минутного объема крови, исследование жизненной емкости легких, миотонометрия, теппинг-тест и др.);
-двигательные функциональные тесты-пробы (определение максимальной мощности мышечной работы, определение мощности мышечной работы по тесту РWC170, тест Купера, Гарвардский степ-тест и др.).
3.Различают следующие методы математической статистики:
- кластерный анализ,
- факторный анализ,
- корреляционный анализ,
- регрессионный анализ,
- определение Т-критерия Стьюдента,
- определение F-критерия Фишера и др.
Методика (программа) физической реабилитации
Отражают сущность, методику.
В главе 3 приводятся данные, и основные результаты исследования. Этот раздел должен четко раскрывать творческую мысль автора, включать результаты с необходимыми таблицами, графиками, диаграммами, схемами и т.д. Данные, полученные в ходе исследования, излагаются последовательно, в соответствии с поставленными задачами, результаты иллюстрируются сводными таблицами, диаграммами, рисунками и т.д.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Требования к структуре и правилам оформления текстовой части курсовой работы установлены внутривузовским стандартом СК-СТО.2-008.04-12 «О выполнении письменных работ».
Комплекс требований к оформлению курсовой работы:
- работа выполняется на одной стороне листа бумаги формата А4;
- общий объём курсовой работы занимает 30-35 страниц;
-основные параметры страницы текста: верхнее и нижнее поле –
20 мм; левое поле – 30 мм; правое поле – 15 мм;
-нумерация страниц осуществляется сверху по центру, начиная со второй страницы, титульный лист не нумеруют.
- абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,25;
- в тексте используется шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал – полуторный, режим переноса слов – автоматический;
- все определения во «Введении» (актуальность, объект, предмет, цель, задачи) необходимо писать после абзаца, с заглавной буквы и полужирным шрифтом, размер шрифта 14 Times New Roman;
-всё остальное, что нужно выделить в тексте – обозначить курсивом;
-название основных разделов (заголовки) пишутся прописными (заглавными) буквами по центру, с выделением полужирным шрифтом, без отступа для абзаца (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ). Точка в конце не ставится, переносы не допускаются, интервал – одинарный.
-если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;
-между главой и параграфом, параграфом и текстом делается один пробел (1,5 интервал). Если в названии главы и названии параграфа текст располагается в несколько строк, то между строками необходимо соблюдать одинарныйинтервал. Между параграфами делается два пробела.
-название параграфа записывается с абзацного отступа, выравнивание по ширине, с выделением этого структурного элемента полужирным.
-в конце номера параграфа точка не ставится.
-все заголовки, которые встречаются в тексте работы, оформляются по ширине с абзацного отступа. Заголовки в тексте работы следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Нельзя заканчивать заголовок союзом, наречием, предлогом, прилагательным.
Пример оформления заголовков.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ТАБЛИЦ
Оформление иллюстраций
Ценным дополнением к статистическому анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1». Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом (по центру):
Рисунок 1- Нозологический портрет заболеваемости старших школьников
Рисунок 2- Динамика ЖЕЛ студенток ОМГ и СМГ
Располагать иллюстрации необходимо непосредственно после ссылки на них в тексте (например «...что видно из рисунка 1»), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.
Рисунки подразделяются на схемы, гистограммы, диаграммы, графики. Располагать рисунки необходимо в пределах формата полей. После рисунка нужно дать характеристику данного рисунка: что это (схема, диаграмма, график).
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А.3.
Оформление таблиц
Наряду с текстовой информацией в курсовых работах значительное место занимает и цифровая информация, которая чаще всего оформляется в виде таблиц. Таблицы должны отличаться компактностью и единообразием построения. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. Название таблиц печатается с абзацного отступа через одинарный интервал по ширине. От текста и названия таблицы отступа нет. Текст в таблице, если она текстовая, размещается по ширине, если цифровая –