Шаман, изображающий быка и наращение им рогов
В старину, когда мне было десять лет, пошел я однажды в Одейцах на камлание шамана Павла. Я помню, как во время камлания шаман вдруг, бросив свой бубен, стал издавать бычий рев и, ставши на четвереньки, обеими руками стал рыть землю. Затем, мне показалось, как над обоими ушами на голове появилось что-то красное, длиною приблизительно с четверть. Говорили, что это рога. Издавая протяжный бычий рев, рогами он стал ковырять землю, было видно, как большие комья глины полетели на стену. До этого он приказал прикрыть горячие угли пеплом и было темновато. Потом рога, как будто, исчезли.
Затем, он попросил у присутствующих нож, но никто ему не дал. Тогда, подставляя свой бубен отверстием вверх, он стал сильно бить в него около выходных дверей, у края матицы. Вдруг, раздался стук в бубен чего-то падающего сверху. И тут же у него в руках очутился нож с черенком. Я сильно испугался и спрятался. С тех пор закаялся ходить на шаманское камлание.
Лукин Александр.
Мытахский наслег
Западно-Кангаласского улуса.
11 февраля 1925 г.
ШАМАН-БЫК И БОРЬБА ЕГО С БЫКОМ-ОСПОЙ
Когда-то в древности жил, говорят, предок всего Мытахского наслега — шаман по имени Наачабыл. Есть, будто бы «Госпожа» (так якуты называют духа оспенной эпидемии, боясь произносить ее собственное имя. Г. К.). Однажды она пришла к этому шаману. И вот они бодались у озера под именем Наачабыл. Шаман превратился в голубо-пестрого быка-пороза, а Госпожа (оспа) тоже оборотилась быком.
Рассказывают, что ни один из противников не одолел другого, оказались равными. Разошлись, будто бы заключив договор больше не встречаться. Госпожа дала подписку никогда не бывать среди потомков шамана.
Среди Мытахских якутов, которые являются потомками этого шамана, оспа никогда, действительно, не бывала.
ГЛАВА IV
Буряты и тунгусы
Легенды о шаманах
Степанов Михаил.
Басаевский улус Ользонского хошуна
Эхирит-Булагатского аймака.
3 ноября 1926 г.
СТРАДАНИЯ БУРЯТСКОГО ШАМАНА
Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки) приходят и учат.
Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным будто и разговариваешь с ними, как с живыми. (Никто из) посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят.
Все эти (приходящие души шаманов) мучают, бьют, режут ножом мясо, вырезают и бросают, колют в живот и требуют, чтобы я стал шаманом.
Когда колют и режут, шаман лежит полумертвый, едва слышно биение сердца, маленько душа есть, руки, лицо делаются синими. Потом понемногу оживаешь, пальцы начинают шевелиться, побольше дышишь.
Бухашеев Булагат.
Булагатсхий хошун
Эхнрит-Булагатского аймака.
28 октября 1926 г.
БУРЯТСКАЯ ЛЕГЕНДА О РАССЕЧЕНИИ ТЕЛА ШАМАНА
Пока человек еще не стал шаманом, его душа (амин) берет утха (те шаманские духи, от которых новый шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулган—собрание, сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали («мiханг отлот тогендо шанат болосо мiха, быйэрэ танжаба»).
(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики.
Когда варят мясо (шамана), посторонним нельзя ходить. Мясо варят утха (духи умерших шаманов- предков).
Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр Ареен. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хонггодар-Шошолок). (Утха говорит ему)—«Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» Согласился.
(И дальше говорит утха): «Теперь мясо твое все обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое) мясо прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать! Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»
Сварили (мясо), приложили к кости (и) он сделался шаманом. Шаманит, везде тащат его, везде хорошо делает, вылечивает.