Частицы шаманского тела, спасающие людей от болезней

Настоящий шаман (прежде чем стать таковым) должен хворать. Затем он трижды подвергается рассеканию. Мне не доводилось слышать, что при этом шамана кладут на свежую бересту.

Сами шаманы обычно рассказывают: «голову отделяют в кладут на верхнюю полку якутской юрты, все конечности отрезают, а мясо, разрубив на кусачки, распределяют между всеми родами гибели и смерти».

Старики говорят про целительную силу шамана: он помогает только при том условии, если источник данной болезни (злой дух, злое начало, которое причиняет болезнь) получил свою долю — частицу его плоти («буорчата»— от «буорса»- «скрошенное в порошок сухое мясо с притяжательным окончанием. Может быть, другие, знающие якутский язык поймут, иначе это слово, которое постоянно фигурирует, когда речь идет о частицах тела шамана, получаемых бесами? Г. К.).

Когда становится большой шаман, то его род вымирает. Его умирающих родственников, будто бы, употребляют наколья плотины (через реку?)... у избранных шаманов должна быть вода (река смерти)...

Те люди, которые готовились к шаманскому призванию, потом оставили эту мысль, обычно говорят — «у меня не хватило костей, поэтому (духи) вернули».

МАТЬ-ЗВЕРЬ ШАМАНА

Мать-зверь у якутских шаманов — бык, а у тунгусов, говорят, — олень. До смерти шамана его мать-зверь приходит только три раза.

У лучших, избранных шаманов, рассказывают, имеется три самострела, (настороженные против других шаманов. Те из последних, которые попадут под выстрелы (речь идет о мать-звере), умирают.

Мне приходилось слышать о какой-то средне-вилюйской шаманке — Алысардаах (от «алысар» — окунь), которая, будто бы, родила рыбу окуня.

Самсонов Спиридон.

Мархинский улус.

6 марта 1925 г.

СВЯЩЕННОЕ ДРЕВО ШАМАНА

Рассказывают, что у шамана бывает особое дерево, где он находит защиту и укрывается, будучи побежденным при состязании с другим шаманом.

ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ

У якутского шамана мать-зверь (иньэ кыыла), говорят, голубо-пестрый бык, а у тунгусского — пятнистый олень. Этот зверь, будто бы, обитает очень далеко. Говорят, что мать- зверь играет роль, когда шаман борется (рассказчик употребляет слово— «харсар», что значит—бодаться, и употребляется в отношении борьбы только рогатых зверей: быков, оленей и сохатых. Г. К.) с другим шаманом. Затем, мать-зверь показывается только раз — перед самой смертью шамана.

Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не умирает своею смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами (досл. — «поедается, пожирается» другим шаманом).

ШАМАНСКИЕ САМОСТРЕЛЫ

У шаманов, будто бы, имеются настороженные луки, самострелы. У плохого шамана имеется только один самострел, у хорошего же должно но быть три. Кроме того, говорят, что они имеют какие-то пики, рогатки.

ДВЕ ШАМАНСКИЕ СОБАКИ

Сами шаманы рассказывают, что у них бывают две собаки (невидимые их слуги). При камлании именуют их—«Хардас» и «Бётёс». У кровожадного шамана (т. е. вдохновляемого злыми духами) эти собаки, будто бы, убивают скот и людей. Взрослых людей не убивают.

Рассказывают, что некоторые шаманы имеют медведя и волка и показывают их при камлании. Волк и медведь, вероятно, бывают только у шаманов — ставленников злых духов, преисполненных жажды крови («абаасы ойуна»). У шаманов, поставленных светлыми духами, волка и медведя не бывает. Эти шаманы и не борются друг с другом.

Михайлов Степан.

Кэнтикский наслег

Верхне-Вилюйского улуса.

4 марта 1925 г.

СТРАДАНИЯ ШАМАНА

Рассказывают сами шаманы, что тело большого шамана три раза подвергается рассеканию, а маленького— раз. В это время он сам, будто бы, лежит, борясь со смертью. Говорят, что в ту пору собираются духи.

При рассекании голову его снимают и втыкают на верхушку шеста, а тело его (досл. — мясо), разрезав на мелкие кусочки, делят между всеми собравшимися... их, говорят, бывает уйма (рассказчик почему-то слово «бесы» заменил словом «люди» Г.К.). Если кому из них достанется мясо и ноги, то этот шаман будет вылечивать болезни ног, если кто из них съест мясо ушей, шаман будет вылечивать ушные болезни. Если частицы его тела не достались тому или другому бесу, то шаман и не должен камлать. Он может побороть только тех бесов, которые покушали его мясо.

ВОЗВЕДЕНИЕ ШАМАНА НА ГОРУ

Шаманы рассказывают: «После рассекания тела приводят на хребет под названием — «Кёмюс — Джирбиит— Гора». Самого большого шамана ставят у самой вершины горы, среднего — на середине. С вершины горы видны все пути—дороги (по-видимому, речь идет о путях разных болезней), а средний шаман их видеть не может. Поставив тут шамана, со всех четырех сторон приставляют острые рогатины». Затем, будто бы, имеются две пики... Заставляют его нагнуться над одной серебряной пикой так, чтобы острие пики приходилось как раз в лоб шамана. Тут один человек (дух), весь в белом одеянии заставляет, будто бы, произносить слова клятвы: «Не будупитать никаких дурных мыслей на людей и скот, созданный творцом...» Если он на вопрос — «Будешь ли ты дурно думать на человека, который будет обижать, угнетать тебя?»— ответит — «Буду гневаться и дурно думать о нем!», то, говорят, бьют его в затылок, так, чтобы он столкнулся лбом в острие пики.

Затем, другой человек, весь в черном, приставив его лоб к острию черной пики, заставляет клясться по иному, говоря — «Созданных богом людей и скот пожирай и уничтожай!» Если он не будет давать на это утвердительного ответа, не будет изъявлять согласия, то опять наказывают его ударами.

Когда шамана подвергают рассеканию, то он, говорят, лежит в состоянии беспамятства и безразличия ко всему окружающему.

Наши рекомендации