Каждая наука оперирует определенными понятиями, в них концентрируются накапливаемые наукой знания.

Необходимо четко различать объект и предмет познания. «Объект познания— любое нечто, на которое направлена или может быть направлена наша мысль; «все, что может быть названо» (А. Черч); предельно общее понятие, охватывающее любые, как реальные, так и воображаемые сущности». «Предмет познания— вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических условиях подлежат познанию. Предмет познания не тождественен объекту. Объект познания есть фрагмент мира сам по себе, а предмет познания есть фрагмент мира для нас…».(Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. — М., 2001. С. 391, 456).

***

Итак, после предуведомления вернемся к нашему поиску содержательных мотивов курса «Обществознание».

А) Цель ―это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Целью познания общества является формирование научной картины мира ―целостной системы представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемой в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Научная картина мира конструируется посредством системы фундаментальных категорий, представлений и принципов науки, прошедших через процедуру эмпирического обоснования.

Категория(греч. kategoria — высказывание, свидетельство) —форма сознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающих наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

***

Б) Смысловые установки при изучении содержания предмета «Обществознание» связаны с раскрытием содержания (распредмечивания) знакового выражения понятий, символов, научного языка науки.

Знак ―материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие), который в процессе общения людей выступает в качестве обозначения, указания, представления какого-либо другого предмета, свойства, отношения и используется для приобретения, сохранения, преобразования, передачи информации.

Знак обладает одним, жестко закрепленным за ним значением, чем резко отличается от символа, который сущностью многозначен и поддается различным толкованиям в зависимости от контекста.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки. Языковые знаки (речь, числа, цифры и др.) не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему с определенными правилами построения, осмысления и употребления. Так, например, цифра есть знак числа, а дорожные знаки классифицируются на «запрещающие», «информационные» и «упреждающие».

Возникновение способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя не с самими предметами, а со знаками, их представляющими, является величайшим событием в истории культуры человечества, связанным с развитием абстрактно-понятийного мышления.

Так:

― при изучении социальной сферы общества содержательно раскрываются понятия «общество как явление», «человек как биосоциальное существо», «структура общества», «семья как социальный институт», «социальные группы» и др.;

―при постижении экономической сферы общества познаются смыслы понятий «рыночное общество», «эволюция капитализма», «экономика производителя», «инфраструктура рынка», «экономика потребителя», «экономика производителя», «предпринимательство и бизнес», «роль государства в экономике» и др.;

―при познании правовой сферы общества раскрываются смыслы понятий «право», «закон и власть», «право и имущественные отношения», «Конституция» «семейное право», «труд и право» и др.;

―при усвоении содержания политической сферы общества происходит погружение в смыслы понятий «власть», «государство», «национально-государственное устройство, «формы правления», «политические режимы», «гражданское общество и правовое общество», «выборы», «политические партии» и др.;

―при освоении содержания духовной сферы общества акцент делается на смыслах понятий: «культура», «религия», «искусство», «наука», относящихся к формам общественного сознания, а также «образование» и «средства массовой информации».

Религия (лат. religio ―благочестие, набожность)― 1)одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия; 2)одна из форм общественного сознания ― это та или иная вера, вероисповедание (например, христианская религия, мусульманская религия, православная религия и др.); 3)форма общественного сознания, выражающая не только веру человека в существование сверхъестественного Начала, которое является для его адепта источником всего существующего, но и выступающая для индивида средством общения со сверхъестественным, вхождения его в мир; 4)исторически выработанный общественный способ человеческого отношения к действительности, предусматривающий деление реальности на доступную (публичную) и скрытую (священную), а также веру в то, что священное составляет суть, основу бытия мира и человека.

Искусство ― 1)в широком смысле ―форма общественного сознания, проявляющаяся ввиде формотворческой деятельности человека, создающего образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями; эта деятельность является частью духовной культуры и всегда была важным средством осознания мира и духовного развития личности; 2)в более узком смысле Искусство имеет несколько значений: а)художественное творчество; б)высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Наука ― 1)форма общественного сознания, человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; 2)система понятий о явлениях и законах действительности; 3)особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет целью исследования на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. Специфическим элементом научного познания является термин(от лат. terminus — предел, граница)— однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и др. Термин является элементом языканауки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного фиксирования данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий. В отличие от слов обыденного языка, термины лишены эмоциональной окраски.

Образование ― 1) результат формирования образов, законченных представлений об изучаемых предметах, то есть обучения ―специально организованного, целенаправленного и управляемого процесса взаимодействия преподавателей и обучающихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучающихся, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2)совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: а)начальное, среднее, высшее и специальное (профессиональное) образование; б) инженерное (техническое), гуманитарное, естественнонаучное образование ―один из показателей социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества;3)социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данной общественной системы.

Средства массовой информации ― 1)социальные институты (пресса, радио, телевидение, Интернет, издательства и т.п.), обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации; 2)средства связи между членами общества, используемые для распространения информации о событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых заявлениях и решениях (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет).

***

В) Ценность ―свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества).

В процессе познания общества важно понимать, что:

а) с помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности;

б) ценности бывают большие и малые, материальные и духовные и т.д.;

в) в том или ином сообществе складывается определенная система ценностей, в которую могут входить различные ценности:

1)смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2)витальные, или жизненные, ценности (здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья и т.д.);

3)общественного признания ценности (социальное положение, неформальное лидерство и т.д.);

4)межличностного общения ценности (честности, бескорыстия, доброжелательности, ответственности, организованности и т.д.);

5)демократические ценности (свободы слова, совести; национальный суверенитет и т.д.);

6)утилитаристские ценности (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т.д.);

г) ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, то есть в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности: чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта;

д) оценочное отношение формируется в акте оценки, которая включает в себя:

―субъект оценки ―это индивид, группа людей, общество;

―оцениваемый предмет (явление);

―эталон оценки―это основание оценки, образец, высшая и совершенная форма предмета (явления), с которой сличаются все иные явления действительности, существующие в рамках конкретной ситуации;

―процесс сличения эталона с оцениваемым предметом (явлением);

―ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются вценностной установке.

Ценностная установка ―это предрасположенность целостного отношения субъекта к определенному объекту оценки (предмету, явлению, событию, человеку и т.д.). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколения в процессе социализации, обучения, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют ее и стимулируют. Осознание индивидами содержания ценностных установок образуют мотив (то есть внутреннее побуждение)деятельности и общения.

Социализация ―процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ―трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Воспитание ― 1)в педагогике ―это специально организованное, целенаправленное и управляемой воздействие семьи, коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных институтах и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; 2)в социальном аспекте ―этосоздание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В процессе воспитания призваны участвовать все институты социальной системы общества; чем более скоординирована их совместная деятельность, тем более успешным является этот процесс. Качество воспитания определяется его целями. Высшей целью воспитания является формирование целостной, экогуманистичной, гармонично развитой личности.

***

Г) Культура(от лат. cultura, возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere ―взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием) ―применительно кдействительности социального бытия ― 1)система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие «тело» культуры, представлены всем многообразием знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества и присущей ему предметной среды, для его социальных связей и типов личности ― всего, что составляет реальную ткань социума на определенном этапе его исторического развития; 2)общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от стадии «дикости» к стадии «цивилизация»; 3)особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.; 4)общая система ценностей и представлений того или иного общественного слоя (субкультура); 5)духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности; 6)категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания (артефакты) и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия. В этом понимании культура ―духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом (Ерасов Б.С.).

NB!Противопоставление феноменов материальной культуры (орудий труда, техники, предметов быта и т.д.) и духовной культуры (произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т.д.) необходимо признавать относительным, поскольку любые феномены культуры являются семиотическими (знаковыми) образованиями. Необходимо помнить, что предметы материальной культуры выполняют в человеческой жизни двоякую роль: служа практическим целям, они в то же время выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они становятся феноменами культуры. (Ю. Лотман).

В процессе познания сфер общества курса «Обществознание» содержательно раскрываются ценностные смыслы культуры в их предметной реализации:

• культура корпоративная― сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях;

• культура личности ―системная характеристика меры универсальности человека, с которой он взаимодействует с окружающим миром и самим собой. Культура личности как полиструктурная система на психологическом уровне включает в качестве основных элементов структуры: а) знания и убеждения, которые составляют центральное звено мировоззрения; б)потребности и интересы, преобразующиеся в ценности; в)волю, умения и навыки, образующие способности личности. Они развиваются и реализуются в процессе творческой деятельности. На деятельностном уровне принято выделять интеллектуальную, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, мировоззренческую, художественную, профессиональную и иные виды культуры личности. Основные сферы жизнедеятельности человека включают производственно-трудовую, научно-познавательную, общественно-политическую, бытовую, досуговую культуру личности;

• культура личности нравственная ―уровень освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей (норм, принципов, оценочных представлений, идеалов) и степень их реализации в поступках, поведении личности. Культура личности нравственная ―единство культуры индивидуального нравственного сознания (культура этического мышления и культура нравственных чувств) и культуры поведения(поступка).

Культура поведения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура основывается на мировоззрении и воплощает результаты воспитания. Внешняя культура проявляется в соблюдении этикета как совокупности правил поведения, регулирующих внешние выражения человеческих взаимоотношений (формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежды, правила учтивости, вежливости, такта и т.д.).

Мировоззрение― совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение. В форме мировоззрения общественное сознание в целостном виде воздействует на индивида, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в способ жизнедеятельности, в смысловую жизненную позицию.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1)Познавательный ― базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний складывается конкретно-научная и универсальная картина мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2)Ценностно-нормативный ―включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные программы и т.д., выполняющие функции социальных регуляторов общественного и индивидуального поведения.

3)Эмоционально-волевой ―социально-психологические установки индивида и общества, формирующиеся на основе интериоризации (перехода извне внутрь), превращения в личные взгляды, убеждения, верования, знания, ценности, идеалы, нормы того или иного сообщества, народа, эпохи.

4)Практический ―выражающийся в актуализации обобщенных знаний, убеждений, верований, ценностей, идеалов и норм, реальной готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельства;

• культура мышления ― 1)высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. Культура мышления представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач; 2)совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека. От их усвоения и применения зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения.

Культурному, то есть ясному, четкому и последовательному, мышлению противостоит хаотическое, путаное, алогично-иррациональное мышление. Культура мыслиявляется синонимом бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку самому себе и всему окружающему. И, наоборот, иррационально-хаотическая мысль свидетельствует либо о психическом расстройстве личности, либо об ее подверженности воздействию бессознательных страстей и эмоций, либо просто об отсутствии эмоциональной культуры.

Наличие культуры мышления необходимо соотносить со следующими признаками человеческого ума:

― последовательность движения мысли, соблюдение законов и правил логического следования;

― мысль должна двигаться по логике рассматриваемого предмета, постигая его закономерность. В этом случае достигается совпадение логики нашего ума с реальными характеристиками предмета (как следствие, необходимо избегать одну из классических ошибок как в устной, так и в письменной речи ― подмены понятий!). Такое достижение предмета дает диалектика как содержательная логика;

― мысль должна двигаться по противоречию в сущности предмета. В таком случае мысль обнаруживает проблемный, творческий характер. Такое движение обеспечивается категорией как формой содержательного мышления.Способность мыслить категориями (понятиями) сосредоточена в диалектике ― методе мышления, основанный на законах: а)единства и борьбы противоположностей, б)отрицания отрицания, в)непрерывной изменчивости природы, и постигающий действительность в ее противоречивости, цельности и развитии. Мышление категориями и достижение творчества ― очень важный признак культурного мышления;

― культурная мысль должна подняться над частными точками зрения и отдельными парадигмами ума. В этом случае мысль становится способной двигаться в межпарадигмальном пространстве и формировать основы любой теоретической позиции. Подобную способность называют рефлексией и ею, в первую очередь, обладает философское мышление. [Парадигма(греч.paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе. Изменение парадигм является научной революцией, исследованию которых, в частности, посвящена фундаментальная работа Т. Куна «Структура научных революций»];

― культура мышления должна включать в себя нравственные измерения. Неясность жизненной позиции дает неясность ума (!), проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены и логически (!);

• культура общения― разновидность человеческой деятельности, направленной на формирование между людьми оптимальных отношений, в основе которых должны быть принципы гуманизма и социальной справедливости.

Культура общения предполагает знание культурных моделей поведения (общих образцов, этикетных предписаний, стратегий) и умение их адекватно применить в конкретной ситуации. Базируется на принципах: равенства, уважения, доброжелательности, доверия, толерантности, альтруизма, тактичности, деликатности;

• культура речи― умение человека открыто и сознательно использовать в публичном выступлении (речи) те элементы единой системы языковых средств, которые позволяют ему наилучшим образом обеспечивать в каждой конкретной ситуации достижение цели выступления (речи). Ошибочно отождествлять понятие «культуры речи» с понятием «правильность речи, или «нормативность языка», потому что абстрактной правильной речи, пригодной для любых ситуаций, для всех случаев жизни, быть не может. Речь есть проявление сиюминутного, непосредственного взаимодействия людей. Поэтому она всегда связана не только с целью высказывания и его содержанием, но и с теми конкретными условиями (временем, местом, обстоятельствами), в которых происходит речевое общение людей. Не следует забывать, чтоотношение речи к мышлению есть отношение формы к содержанию. Сказанное предопределяется правилом, согласно которому построение речи определяется законами грамматики, а процесс мышления ― законами всеобщих связей (!);

• культура труда― качественная характеристика деятельности человека, создающего новые или воспроизводящего существенные материальные или духовные ценности, отличающиеся высоким профессиональным уровнем;

• культура экологическая― совокупность способов деятельности людей, направленных на сохранение и улучшение природных условий существования общества. Культура экологическая по своей направленности является прежде всего способом воссоединения общества и природы с целью преодоления экологического кризиса и сохранения человечества во всей его природно-исторической целостности как явления многомерного;

• культурная антропология(от греч. antropos ― человек и logos ― слово, понятие, учение) ― отрасль обществознания, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Ближе всего соприкасается с этнографией (энтологией), исследующей характерные, традиционные черты культуры народов. Широко использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические этапы.

Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: а)сознание, б)язык, в)изготовление орудий, г)социальность, д)использование знаков и символов, е)закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах. Культура рассматривается при этом не сама по себе, а в контексте поведения и взаимоотношений людей, как инструмент адаптации к среде, воздействия на нее, коммуникации, познания, актуализации сущностных сил человека.

Адаптация(от лат. adapto ― приспосабливать, прилаживать, устраивать; в средневековой латыни ― adaptatio ― приспособление) ― термин, обозначающий в биологии процесс приспособления живого организма к условиям существования посредством изменения строения и функций, а также реально возможного изменения некоторых условий среды. В физиологии обозначает процесс физиологической настройки организма (органа) соответственно изменениям внешней среды.

Адаптация социокультурная― взаимодействие личности или социальной группы со своей социальной средой, в качестве которой выступают другие личности, социальные группы, социальные институты, общество в целом, характеризуемые своими культурными чертами. В ходе этого взаимодействия личность (группа) усваивает действующие в обществе культурные нормы, правила, образцы, ценности и стереотипы, традиции, обычаи и нравы и т.п., меняя свой менталитет и приспосабливаясь к актуальной культуре, входя в нее (см. социализация).

Культурная антропология помогает осознать единство и многообразие человечества, обобщить и систематизировать опыт различных народов, связанный с решением хозяйственных, медицинских, педагогических, экологических проблем;

• политическая культура ―представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического полведения всех членов общества.

Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы:

1) познавательный элемент, включающий в себя: политические знания, политическую образованность и способы политического решения;

2) нравственно-оценочный элемент, состоящий из: политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей;

3) поведенческий элемент: политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-поведенческой деятельности, политическое поведение;

• правовая культура― социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура ― разновидность социальной культуры, представляющая собой сложное многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры общества и правовой культуры личности:

1. правовая культура общества― уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения.

Как часть общей культурыправовая культура характеризуется следующими чертами: а)состоянием правосознания; б)эффективностью деятельности правовых институтов-норм и институтов-организаций; в)уровнем совершенства законодательства и состояния законности в стране; г)степенью развитости юридической науки и юридического образования; д)соотношением общечеловеческого и национального в праве;

2. правовая культура личности― знание и понимание права. Правовая культура личности тесно связана и опирается на правосознание ― совокупность представлений, взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву.

Основные элементы правовой культуры личности: а)правосознание человека; б) правомерное и законопослушное поведение; в) правовая активность личности.

Анализ правовой культуры необходим для выделения и описания правовых ценностей, идеалов и образцов, к которым должны стремиться законодатель, правоприменитель, гражданин и общество, для поиска путей и средств достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека;

• управленческая культура― совокупность ценностей, знаний, умений, отношений и норм права в сфере менеджмента.

К основным элементам управленческой культуры относятся:

а)управленческие знания (теория управления), а также соответствующее сознание, чувства, настроения;

б)общественные отношения, прежде всего управленческие и организационные, в которых материализуются знания, нормы, ценности общества и которые в процессе социализации личности становятся достоянием культуры каждого;

в)нормы и установления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения);

г)творческий характер управленческой деятельности, позволяющий переводить нормы и ценности общества в мотивы личностного управленческого поведения, в формирование личности как самостоятельного субъекта управления;

• экономическая культура общества ― это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура общества предполагает:

― уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

― непринятие настроение уравниловки;

― создание и развитие социальной среды для предпринимательства и др.

• Экономическая культура личности ― это органическое единство сознания и практической деятельности личности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

В структуре экономической культуры личности можно обозначить наиболее важные элементы: а)знания и практические умения, б)экономическую направленность, в)способы организации деятельности, г)нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание. Экономические знания ― совокупность экономических представлений о производстве, распределении, обмене и потреблении экономических (материальных и духовных) благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Экономическое мышление позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементов экономической культуры является экономическая направленностьличности, компонентам и которой выступают потребность, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности. По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры личности;

• языковая культура― сознательная, целенаправленная забота о литературном языке, культивирование литературного языка с его экологией (то есть идеалом речи) и эстетикой (то есть литературными

Наши рекомендации