Как сформировать новый молодежный стиль жизни, выражающий ценности

Свободы, справедливости и патриотизма?

Анциферова Наталья Геннадьевна, Курск

Направления, методы и формы организации гражданского и патриотического воспитания

Современной молодежи

Современный молодой человек в силу различных, в том числе противоречивых, обстоятельств стоит перед дилеммой выбора целей: благородных, но нелегких или сомнительных, однако легко достижимых. На этот выбор могут повлиять школа, а особенно авторитетный учитель, осознающий, что идеал – это не только цель воспитания, но и путь, по которому должен идти его воспитанник, т.е. тот, кто проповедует естественный юношеский идеализм, умеренный прагматизм и желание трудиться вместе со своим поколением на благо страны.

Ныне важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Для этого нужны умения и навыки, определяющие отношение к обществу и демократический климат в среде своего общения, желание и готовность осуществлять социально полезные действия, приумножать богатства страны. Одним из приоритетов воспитания должна стать гражданственность с ее установкой: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования.

Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Таким образом, говоря сегодня о ментальных основах подготовки будущего специалиста, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. гражданина-патриота.

Искони духовной основой патриотизмабыло самосознание русскогонарода, формировавшееся под многовековым влиянием православной церкви. Для христианского патриотизма характерны соборность, преобладание духовного начала над материальным, общего над личным. Земля для русских людей – не просто территория, это категория нравственная, соединяющая прошлое и будущее народа. Отечество – святыня. По мнению отечественного философа И.П. Святогора, патриотизм есть чувство нравственное, и оно не мотивируется политической идеологией, хотя и может определять ее содержание.

Удивительно, что вопрос о преподавании основ православной культуры стал остро именно сейчас. Ни у кого до сих пор это не вызывало возражений. По нашим данным, абсолютное большинство родителей и педагогов приветствуют преподавание такого предмета. Любят его и школьники.

Основы православной культуры – предмет не сугубо религиозный, а культурологический, причем преподается он на строго добровольной основе. Его критики намеренно смешивают понятия, пугая людей обязательным введением «Закона Божия».

Никто не в силах отрицать, что становление нашей страны неразрывно связано с православием. И если мы хотим понимать родную историю, культуру, мы должны знать основы православной духовности.

Не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов, так как достижения русской культуры – неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы.

Высказывается предложение вместо основ православной культуры ввести курс религиоведения, в котором давалось бы «равноудаленное», скептическое представление обо всех религиях мира. Но, следуя этой логике, школе нужно отказаться и от отечественной истории или литературы как самостоятельных предметов либо уделять им не больше внимания, чем истории и литературе Новой Зеландии – государства, безусловно, интересного, но от России все-таки далекого.

Высветить духовно-нравственный облик, способствовать осознанию молодежью черт характера русского народа и его формированию – задача нашей педагогической науки. Позиция автора заключается в признании того, что новое поколение россиян, как и прежнее, должны отличать любовь и преданность своему Отечеству, коллективизм и товарищество, любознательность и трудолюбие. Новые социальные ориентиры вызвали к жизни и требуют поддержки и развития таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность, стремление к самосовершенствованию и др.

Стратегическая задача образования и педагогической науки – отражать запросы общества и конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в рыночные отношения, но достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу.

Сегодня наполнение воспитательно-образовательного процесса национальным содержанием имеет свои проблемы. Назовем те, что представляются наиболее существенными:

Первая. Включение национально-духовных традиций, культурных достижений, накопленных предшествующими поколениями, в содержание учебно-воспитательного процесса, да и просто в контекст наших реалий, предполагает современное их прочтение и интерпретацию. Это нелегкая задача, так как порой речь идет буквально о переводе национальной культуры прошлого в другую «знаковую» и «смысловую» систему – адекватную сегодняшним символам. Но задача эта все-таки решаема.

Разумеется, потребуются дополнительные педагогические усилия, использование новых методических средств, что сопряжено с определенными трудностями. Но если эту задачу не решить, мы не сможем «достучаться» до сознания своих детей, тогда на нас ляжет ответственность за начавшееся отторжение их от культурного, в том числе литературного, наследия, за бездуховность, рождающую опасения за нравственное здоровье общества, в котором будет жить подрастающее поколение.

Если обозначенную задачу не решить, духовная культура нашего прошлого в скором времени утратит черты реальности, будет (во многом она уже стала) предметом интереса узкого круга любителей и профессионалов.

Вторая. Воспитание «в национальной культуре» означает воспитание «в отечественной истории». Мировой опыт показывает, что утрата народом своих национально-культурных основ равносильна не только потере своего прошлого («выпадению» из истории), но и лишению себя будущего. В этом смысле развитие есть только там, где есть такое прошлое, которое продолжает жить в настоящем и будущем, составляя историческую память народа. Утрата последней обрекает его на существование, которое нельзя отнести к культурной категории.

Отражают ли наши учебники по истории все это богатство интеллектуальной жизни российского общества? Нет. А где-нибудь (кроме как мельком по курсу литературы) мы знакомим с этим духовным наследием учащихся? Нет. Эта проблематика, в лучшем случае, открывается для них в курсе истории русской философии, которая в качестве особого предмета есть лишь на философских факультетах вузов. Хотя спецкурс по истории русской общественной мысли следует ввести во всех гуманитарных, а тем более с педагогическим профилем, учебных заведениях, включая школы, лицеи и гимназии.

Третья. Здесь следует сказать о трудностях национального воспитания в сегодняшних условиях, когда страна оказалась втянутой в процесс распада ранее сложившихся социокультурных и национальных общностей и даже в военный конфликт между прежде жившими в единой стране народами. В этой ситуации акцентирование национальных векторов образования (воспитания) вместе с положительным пафосом содержит реальную угрозу культивирования националистических чувств.

Напрашивается вопрос: достигло ли российское общество по степени зрелости менталитета, состоянию развития базовых социальных институтов, образовательно-воспитательных систем, по качествам семейно-бытового образа жизни людей и другим показателям необходимого уровня самодостаточности своей социальной, морально-этической и духовной целостности?

Ответить на этот вопрос не просто, хотя и наметился переход, скоординированный государственными и общественными структурами гражданской направленности, к поэтапной реализации общенациональной программы воспитания творчески дееспособных, правопослушных и нравственно здоровых российских граждан. В перспективе следует ожидать, что будет обеспечен всесторонне просчитанный баланс инвариантных межведомственных и междисциплинарных ресурсов и специальных профессиональных технологий, в совокупности обеспечивающих самодостаточные механизмы прямых и опосредованных социально-психологических, психолого-педагогических и функционально-управленческих действий по всей федеральной вертикали.

На переходных этапах социального развития методологически оправданным становится принцип преемственности, диктующий историческую взвешенность в вынесении приговора якобы изжившему себя прошлому и абсолютизации новизны и прогрессивности наступающего грядущего. Применительно к области образования и воспитания это требует особой осторожности, предупреждающей действия «Иванов, не помнящих родства», и отвергающей всякого рода прожекты, не подтвержденные экспериментальным образом.

Наиболее известные в последнее время иллюстрации такого рода крайностей являют современные новации некоторых представителей образовательной сферы. Смысл их состоит в попытках представить обновленные стандарты содержания общего образования «отстраненными» от основ научного знания и якобы обогащенными гуманистической направленностью за счет культурологического и эмоционально-мотивационного подходов в их социально-педагогической и дидактической трактовках.

В содержании обучения и воспитания в государственной системе образования должен быть принят и разработан механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценностей. Целесообразно провести коррекцию ориентировочных минимумов образования (образовательных стандартов) по гуманитарным дисциплинам образовательных областей «Филология», «История и обществознание», «Искусство». Предстоит разработать содержание общероссийского стандарта гражданского образования и воспитания, который должен войти специальным разделом в ориентировочные стандарты образования по всем гуманитарным дисциплинам. Молодые россияне должны гордиться государственными символами (гербом, флагом, гимном), державными реликвиями и общенациональными святынями.

В содержании общего образования нельзя допускать подмены базового федерального компонента гуманитарного образования национально-региональным, снижения учебной нагрузки по базовым гуманитарным учебным курсам, направленным на воспитание общероссийской гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического общения в российском обществе, формирующих единую общероссийскую гражданскую общность. В частности, в преподавании словесности следует уделить особое внимание литературному образованию, курсу «Русская литература», имеющему большой воспитательный потенциал в содержании филологического образования, предусмотрев в региональном компоненте курс национальных литератур региона.

В преподавании истории необходимо объективное отражение исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Важно воспитывать у молодежи уважение ко всем нашим соотечественникам, кто честно служил России в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме. Вся без изъятий история нашей Родины – наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества, и к нему должно быть благоговейное отношение.

В учебно-воспитательной деятельности надо стремиться сохранять в сознании учащихся понимание единства культурно-образовательного пространства Российской Федерации с республиками бывшего СССР (прежде всего с Белоруссией, Украиной, Казахстаном и республиками Прибалтики), поскольку там проживают миллионы наших соотечественников, которых объединяет с Россией единство происхождения, исторического опыта, религии и культуры.

В национальных школах всех видов, в том числе в государственных школах с этнокультурным компонентом образования, приоритет должен быть отдан единому общероссийскому гражданскому образованию и воспитанию. Все национальные школы народов России должны воспитывать, прежде всего, граждан России. Сохраняя бережное и внимательное отношение к языку и культуре всех народностей и этнических групп в Российской Федерации, важно наладить издание на языках народов России художественных и публицистических произведений, учебной литературы гражданской, патриотической направленности.

В заключении, определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, сделаем выводы по поводу современного состояния гражданского воспитания и перспектив его развития. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления. Утрата одного из этих слагаемых чревата непредсказуемыми последствиями. Задача органов управления – поддерживать и обеспечивать соблюдение прав граждан, контролировать выполнение законов, без которых формирование гражданского общества невозможно.

Гуреев Максим Вячеславович, Великий Новгород

Наши рекомендации