В сфере бизнеса и управления в России
как результат профессиональной подготовки в ССУЗе
Образование является одной из сфер социальной деятельности и зависит от многочисленных условий и факторов. Различные перемены в экономике страны предъявляют свои требования к образованию. Не составляет исключение и современность, когда от административно-командных подходов к управлению в обществе осуществляется переход к сбалансированному управлению на основе разграничения полномочий.
Значимыми элементами современных систем управления является человек и его организации. Через взаимодействие людей друг с другом осуществляется процесс управления.
При управлении современной техникой, технологическими, экономическими, социальными процессами субъект управления либо не может, либо ограниченно влияет на управляемые процессы.
Управление является преимущественно человеческой функцией, которая направлена на человека и осуществляется, прежде всего, по отношению к человеку. Объектом управления являются отношения “человек - техника”, “человек - человек”, “человек - природа” и т.д.
Так, производственный процесс предполагает приложение специальных усилий по обеспечению согласованности, координации деятельности людей в достижении спроектированных результатов. В отношениях между людьми одни выступают как руководители, принимающие решения, другие – как исполнители, реализующие принятые решения.
Лидер в переводе с английского – ведущий, т.е. это член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидер может быть формальным и неформальным, но готовым к осуществлению какой-либо деятельности, являющейся целью и результатом соответствующей профессиональной подготовки.
Конкурентная борьба, характеризующая нынешний рынок труда, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует учебным заведениям новые подходы к качеству образования.
Необходимость готовить выпускников ССУЗов к выполнению организаторской и управленческой деятельности подтверждается и проведенными мною исследованиями. Так, на вопрос: “Нужно ли готовить выпускника к выполнению организаторской и управленческой деятельности как к самостоятельной профессиональной деятельности?” 71,3% выпускников 2004 года и 82,7% выпускников 2000 года ответили утвердительно.
Выпускники 2000 года, имеющие стаж работы, считают, что организаторская и управленческая деятельность являются составной частью профессиональной деятельности специалиста (63,8% опрошенных), а 47,1% опрошенных выпускников 2004 года, не имеющих опыта работы, считают организаторскую и управленческую деятельность необходимой только в некоторых конкретных ситуациях.
Разногласия обусловлены широкой информированностью одних и недостаточным опытом других. На вопрос: “Готов ли стать лидером?” 40,9% выпускников 2004 года и 57% выпускников 2000 года ответили “Да”.
Как показывают исследования, готовность значительной части специалистов взять на себя управленческие полномочия довольно низка. По моему мнению, для преодоления этого кризиса управления необходимо осуществлять целенаправленную управленческую подготовку и повышение управленческих аспектов профессиональной квалификации специалистов.
Современные выпускники должны не только знать свою специальность, но и уметь организовать деятельность подчиненных. Для этого им нужно быть информированными о современном состоянии управленческой деятельности, владеть соответствующими теоретическими знаниями и способами осуществления организаторских функций. В сфере бизнеса и управления особое место отводится лидерам. Готовность современных лидеров к профессиональной деятельности в сфере бизнеса и управления должна рассматриваться как компонент готовности выпускника к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности – это способность субъекта результативно выполнять свои профессиональные функции.
Содействие студентам в процессе профессиональной подготовки и развитие их готовности к организаторской и управленческой деятельности – одна из центральных задач учебно-воспитательного процесса. Эта задача тем успешнее решается, чем полнее учитываются психологические особенности и качества личности выпускника, создаются специальные условия развития готовности студентов к профессиональной деятельности.
Готовность студентов к профессиональной деятельности является показателем полноценной технологической подготовки, а ее формирование – результатом длительного процесса обучения.
Слагаемыми готовности к профессиональной деятельности являются специфические и неспецифические возможности будущих лидеров. Неспецифические возможности характеризуются поддержанием внутреннего равновесия, мобилизацией своего опыта, волей, активным применением средств и способов, общих для решения многих задач. Специфические возможности выражаются в особом профессиональном развитии устойчивых качеств и свойств личности (направленности, способностей, характера и т.д.).
Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности проходит в несколько этапов: зарождение, становление, зрелость и преобразование. Этап зарождения готовности лидеров к профессиональной деятельности происходит в период обучения личности в общеобразовательной школе. Основными движущим факторами здесь является профориентационная работа в школе и участие личности в трудовой деятельности на уроках, в кружках технического творчества. Основанием для формирования готовности к профессиональной деятельности в сфере управления выступает сформировавшаяся мотивационная готовность. Становление готовности к профессиональной деятельности происходит в процессе освоения профессиональных образовательных программ, когда активно развивается теоретическая готовность. Поэтому необходимо в новых экономических условиях готовить новых специалистов, которые будут лидерами в полном смысле этого слова. Для управления бизнесом необходимы самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
При этом следует отметить, что такие формы, как различные виды производственной практики, семинары, тренинги в определенной мере направлены на формирование практической готовности лидеров к профессиональной деятельности в сфере бизнеса и управления. Этап зрелости наступает в процессе непосредственной профессиональной деятельности.
Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – это выявление типовых задач и их трансформация в учебно-производственные, выбор форм организаций учебного процесса и методов обучения.
Я полагаю, что если использовать этот принцип в учебном процессе, то студент уже на начальном этапе получает умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности в сфере бизнеса и управления, но и способствует развитию лидерских качеств. Особенно моделирование деятельности специалистов в сфере бизнеса в учебном процессе актуально сейчас, когда для многих промышленных предприятий практиканты являются обузой, студенты психологически настроены на временное пребывание на предприятии и не соотносят себя с производственным процессом; сложности с поиском мест производственной практики; отсутствует ранее действующая система трудоустройства, предприятия не заинтересованы принимать на работу молодых специалистов, поскольку на рынке труда имеется большое количество свободных высококлассных специалистов.
На мой взгляд, все это служит основанием для модернизации образования в профессиональной школе. Я считаю, необходимо готовить студентов-лидеров, ориентируясь на социальный заказ, определенный работодателем, руководствующимся тенденциями, складывающимися на профессиональном рынке труда.
В настоящее время существует большое количество методов обучения, с помощью которых можно решить задачу подготовки хорошего специалиста. Разумеется, наиболее продуктивными для подготовки лидера к профессиональной деятельности являются активные методы, которые способствуют становлению таких качеств, как организаторские, умение решать производственные задачи, планирование и анализ своего и коллективного труда, применение компьютерной техники, применение методов управления, самостоятельное повышение квалификации, реализация профессиональных функций и т.д.
Одним из эффективных методов формирования готовности лидера к профессиональной деятельности является организация работы учебной фирмы, в основе которой должна лежать самостоятельная работа студентов. Учебная фирма – имитация деятельности реально действующего предприятия или организации, охватывающая все аспекты деятельности: управление, делопроизводство, работу с поставщиками, работу с кадрами, работу бухгалтерии, рекламу, снабжение, сбыт, складской учет.
Организационная структура учебной фирмы способна полно воспроизводить реальную. В учебной фирме представлены подразделения, соответствующие основным управленческим функциям любой организации: планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел снабжения, отдел сбыта и маркетинга, отдел кадров, канцелярия, производственный отдел. Студенты на практике ведут необходимые документы, осуществляют анализ хозяйственной деятельности, составляют приказы, ведут личные дела сотрудников, переписку.
Производственный процесс осуществляется виртуально, а управление (документооборот, бухгалтерский учет и т.д.) – реально. Располагаться фирма должна в помещении с оборудованными рабочими местами (оргтехника, программные средства, методическая литература и др.). Общее руководство осуществляет преподаватель, который консультирует или советует.
Учебная фирма как целенаправленная деятельность подразумевает интегрированное обучение, развитие умений самостоятельно решать проблемы, реализовывать теоретические знания в практической деятельности.
Нет сомнения, что человек, не умеющий выполнять свои непосредственные обязанности организатора производства, не может участвовать в управлении производством, в оптимизации жизни и деятельности управляемого коллектива.
Если у выпускника развита в достаточной мере только производственно-исполнительская готовность к управлению, то из него получится работник, у которого интересы ограничены профессиональной сферой, а управленческая деятельность не будет иметь значимых мотивов. Если развить только коммуникативную сторону, то это так же не означает готовности студента к выполнению управленческих обязанностей. У работника в этом случае может проявиться желание карьеризма, а не государственная позиция в ходе управления. Этому должна способствовать целенаправленная работа по организации самоподготовки, самовоспитанию студентов, проведение семинаров по темам: “Научись работать над собой”, ”Определи, к чему стремишься”, ”Проектирование карьеры” и т.д. Только при гармоничном развитии готовности к профессиональной деятельности активная жизненная позиция распространяется на все сферы жизни будущего лидера и становится ведущим фактором его деятельности.
Специалисты среднего звена являются фундаментом, на который опираются хозяйствующие субъекты в соей работе: не все бизнес-процессы целесообразно обслуживать работникам с высшим образованием. Выработка у студентов организаторских и управленческих способностей является интегративной проблемой в системе СПО и составной частью формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности вообще и в сфере бизнеса и управления в частности.
Фаерман Михаил Исаакович, Ярославль