Стандартизация социальной ответственности российского бизнеса как технология развития культуры бизнеса и управления
Бизнес – это сознательная и организованная сила, одна способная поднять экономику и благосостояние населения. Все это важно для становления гражданского общества, для налаживания цивилизованного диалога между бизнесом, властью и обществом.
Современные преобразования в социальной жизни затрагивают основы существования и функционирования российского общества. Отсутствие государственной концепции эффективного социального управления, стратегической социальной доктрины, действенной социальной политики крайне обостряет проблему регулирования процессов жизнедеятельности общества, что вызывает социальную напряженность, падение уровня жизни многих социальных групп. В связи с этим бизнесу необходимо выходить за рамки своего предприятия и вносить вклад в то, чтобы не допустить социального взрыва в масштабе государства.
Поэтому, в настоящее время, серьезный бизнес все чаще старается показать свое «человеческое лицо» – понятие «репутация» становится таким же весомым как «прибыль», «эффективность производства».
Ориентируясь на мировые стандарты, российские бизнесмены вынуждены осваивать и такое довольно новое для них явление, как социальная ответственность бизнеса, которое подразумевает неразрывность экономических принципов компании и социальной ответственности перед обществом.
Ответственность перед обществом – это отличительная черта цивилизованной бизнес-элиты, выделяющая ее среди многочисленных претендентов на это звание.
Социальную ответственность бизнеса необходимо рассматривать как многомерную конструкцию:
1. Корпорация как гражданское лицо должна соблюдать законы, нормы общественной жизни.
2. Корпорация как производитель должна производить безопасные надежные товары, устанавливать справедливые цены.
3. Корпорация как работодатель, должна заботиться о материальном положении работников, о недопущении их дискриминации.
4. Корпорация как субъект управления ресурсами должна эффективно использовать ресурсы и соблюдение экологического баланса территории, на которых расположено предприятие.
5. Корпорация как объект инвестирования должна защищать интересы инвесторов и давать правдивую информацию о своем положении.
6. Корпорация как конкурент не должна участвовать в нечестной конкуренции и необоснованном ограничении конкуренции.
7. Корпорация как участник социального развития должна стимулировать и поддерживать инновации, и признавать ответственность за воздействие на качество жизни окружающих.
Быть социально ответственными в современном мире объективно необходимо, а главное, выгодно – растет капитализация, укрепляется устойчивость и привлекательность бизнеса.
Сегодня для российского бизнеса (в основном, крупного акционированного) внедрение корпоративной социальной ответственности по международным стандартам может стать крупным шагом вперед, причем потенциально очень прибыльным, поскольку может привести к существенному росту капитализации. Необходимо начинать движение в данном направлении, иначе разрыв в уровне корпоративного управления по сравнению с ведущими странами будет только увеличиваться. Конечно, в первую очередь это касается фирм, для которых важны вопросы стратегического развития, международных рынков сбыта и, безусловно, собственного имиджа в России и за рубежом. Государственные структуры должны поддерживать такие устремления отечественных компаний. Страна не может быть устойчиво развивающейся, если в ней нет устойчиво развивающегося бизнеса. Необходимо, чтобы начинающаяся эйфория по поводу экономического роста сменилась более взвешенным государственным подходом к оценке его экологической и социальной цены.
В последние годы в России наблюдается объективно возрастающий интерес к социальной ответственности.Это связано как с хорошо известными политическими причинами, так и заинтересованностью бизнеса найти общий язык с властью всех уровней и обществом в целом, повысив, таким образом, свою устойчивость. С другой стороны, власть поддерживает эту деятельность, справедливо полагая, что прогрессивные представители бизнес-элиты помогут решить хотя бы часть острейших социальных проблем общества. Так во вступительном слове Президента РФ В.В. Путина на заседании Правления ТПП РФ на тему: «О социальной ответственности бизнеса в современной России» подчеркнул, что опыт последних лет показал: «бизнес не может и не должен уходить от решения социальных проблем», а также выразил надежду, что «в недалекой перспективе бизнес будет все больше и больше принимать участие и в социальных программах государства в целом».
Как видим, вопросы социальной ответственности бизнеса вышли на государственный уровень, переговоры между властью и бизнесом начались. Бизнес готов заниматься социальными проектами, для этого ему нужна поддержка общественности и государства. Без четкой государственной политики по развитию социальной стратегии, в том числе и по развитию корпоративной социальной ответственности, нельзя говорить об эффективном решении проблем, остро стоящих перед обществом. Именно государство должно задать тон и определять приоритеты этой деятельности. Таким образом, социальная сфера станет точкой пересечения бизнеса, общества и власти.
Все это еще раз доказывает, что настало время определиться с понятием социальная ответственность бизнеса, определить комплексныйподход и ввести соответствующую отчетность бизнеса при поддержке и координации на уровне государственной власти. Развитие культуры бизнеса должно также сыграть свою положительную роль в расширении сотрудничества России с различными странами, как в сфере бизнеса, так и на уровне международных отношений.
Комплексный подход предусматривает стандартную и независимо верифицируемую отчетность по трем направлениям: устойчивое развитие производства, экологическая политика, социальная политика.
Важным условием успеха в рассматриваемой области является принцип добровольности отчетности бизнеса по социальной ответственности (СО) в условиях активной поддержки и косвенного регулирования со стороны законодательной и исполнительной властей (по примеру развитых стран мира). Государственный подход в этом случае заключается во всемерной поддержке практики отчетности отечественных компаний по СО, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных стандартах и содержании СО. При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга.
Развития социальной ответственности бизнеса в России требует их скорейшего обсуждения и развития на федеральном и местном уровнях власти.
Так концепция развития социальной ответственности вРоссии должна включать следующие общие моменты:
1. Социальная поддержка занятого на предприятиях персонала, а также наиболее нуждающихся групп населения. В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности к ответственности предпринимателей перед собственным персоналом и нуждами страны. Одновременно власть должна подавать примеры роста собственной социальной ответственности, предусмотренной российской Конституцией и законодательством. Следует разработать единое понимание категорий социальной ответственности бизнеса и власти, а также социальной благотворительности.
2. Капитальные вложения и мероприятия по внедрению современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика на этом уровне включает вложения и мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также на реализацию благотворительных акций экологического характера местного и общенационального масштаба.
3. Социальная политика подразумевает вложения и мероприятия фирм по социальному развитию собственного персонала и благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоев населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта и т.д.
Отчетность по социальной ответственности в его комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму корпоративного менеджмента и культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации компаний. Использование отчетности по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в стране показывают, что любые промежуточные варианты отчетности лишь затягивают процессы прогрессивных изменений по рационализации управления в российском бизнесе и его скорейшей интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение компаниями ОКСО по международным стандартам существенно повысит их конкурентоспособность на международных рынках.
При этом государственным органам власти следует активно поддерживать корпоративную социальную ответственность, проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для предпринимателей, постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности отечественных компаний. Властным структурам всех уровней следует активно поддерживать КСО именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса, как в собственное производство, так и в общественно полезные мероприятия благотворительного характера.
Органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями развить законодательные аспекты поддержки КСО, в частности разработать свод рекомендаций, законодательные и нормативные акты, которые должны пройти процедуру уточнения и одобрения на различного рода рабочих конференциях, семинарах, «круглых столах» и ежегодных общероссийских форумах по СО.
Необходимо активно поддерживать международный обмен опытом в области СО как одной из наиболее значимых форм социального партнерства, привлекая к этой работе компании, а также различных представителей гражданского общества, в первую очередь некоммерческие структуры, занимающиеся проблемами СО, общественные организации и СМИ.
Шутенко Николай Дмитриевич, Москва