Формирование толерантности к другим национальностям в процессе установления межличностных контактов
В настоящее время в российском обществе особенно остро встают вопросы, связанные с толерантностью. Проблемы толерантности проявляются во всех аспектах жизни российского народа: социальном, экономическом, политическом, правовом, религиозном и межнациональном. Психологический аспект проблемы толерантности заключается в том, чтобы выявить отдельные факторы, влияющие на возникновение толерантности, а затем проследить механизмы, формирующие ее, и, наконец, установить технологию формирования толерантности. Нам представляется интересным исследование возникновения толерантности в процессе установления межличностных контактов среди представителей разных национальностей.
Возникла гипотеза о возможном решении проблемы толерантности путем ее специального формирования, обеспечивающую глубину возникающих тенденций к толерантности. Такая гипотеза возникла в связи с возможностью использования последних данных связанных с исследованиями по акмеологии, по психологической антропологии и по построению контакта.
Предлагаемая модель состоит из представления о возможности параллельного включения к действующим стадиям контакта (по методике контактного взаимодействия Л.Б. Филонова), т.е. к шести стадиям сближения, ряда особенностей, характеризующих позиции нации в отношениях с другими. Использовать готовые процедуры и технологии вхождения людей в контакт со всеми принципами построения контакта. Используя этот процесс параллельно включить в форму этого процесса в качестве содержания все, что составляет толерантность, с тем, чтобы последовательно, по стадиям формирования контакта возникали те особенности, которые в целом могут составлять полную конструкцию качества толерантности. При этом логика построения динамической модели контакта по форме и по содержанию специфически направлена на формирование толерантности. Используются все позиции и принципы построения контакта:
1. использование 6 стадий сближения;
2. прослеживание стадий по признакам и показателям;
3. использование принципа вызова-стремления к сближению со стороны партнера;
4. преимущественные действия вызывающие построение стадий.
В данном случае одно и то же действие или сходное с этим действие создает коммулирующий эффект (суммируется воздействие и происходит углубление).
В каждой стадии, используя ее динамические возможности, мотивационные и смысловые тенденции, в качестве материала предлагать те конструкции, которые связаны с нациями и с возможностью сближения между нациями.
Таким образом, специальным пунктом толерантности, которая будет составлять специальную позицию, будет являться перечень того, на что нужно ориентироваться при построении углубленного формирования контакта:
а) представление о равенстве каждого индивида;
б) представление об его исключительных возможностях;
в) представление о существовании барьеров, которые необходимо снимать в процессе сближения;
г) представление о возможных специфических логиках каждого индивида разных национальностей;
д) представления о противопоставлениях каждой национальности, ряда особенностей, которые считаются лучшими и выступающими из всех.
Толерантность как терпимость и к границам, и к содержанию и возможность использования те конструкции каждой личности, которые могут рассматриваться как комплементарные, как взаимодополняющие.
Поэтому модель должна предусматривать разделение на те способствующие друг другу конструкции, которые связаны с национальностями, с национальными особенностями (это не сводится к простому перечню того, что обычно вызывает интерес к национальностям).
Конкретные стадии и включение в эти стадии «национального аспекта».
1. Первая стадия «накопление согласий» – стадия предусматривает согласие инициатора контакта со всем, что бы ни предлагал партнер по общению. И с той и с другой стороны должны следовать согласия и возникнуть состояния, когда нерационально и не целесообразно включать защитные механизмы и барьеры. Таким образом, напряженность начальных отношений (как исходное состояние) сменяется расслабленностью (релаксацией), наблюдается эффект принятого начального контакта.
Согласие должно быть получено даже по некоторым бытующим различиям (например, в проблеме религии, даже если контактирующие принадлежат к различным конфессиям, можно «сойтись» на том, что все религии имеют общие корни).
2. Вторая стадия «поиск нейтральных и совпадающих интересов» – стадия содержит систему нейтральных интересов, для того, чтобы обеспечить отключение от привычных напряжений, которые требуют сдержанности и повышенного контроля. В конкретном случае можно узнавать о том, что представляет гордость той или иной нации и чем они выделяются из остальных. На этой стадии так же, как и на первой, необходимо уйти от привычных напряженных ситуаций в сторону релаксации (поговорить о традиционном для этой нации способе проведения досуга).
3. На третьей стадии, которая называется «принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения», стороны не удовлетворяются установлением сходства интересов. Они стремятся углубить отношения и в связи с этим ознакомиться с личностными характеристиками друг друга (в данном случае национальными характеристиками). Происходит обмен презентациями наций в лице контактирующих (тем, что кажется партнерам лучшим). Длительность пребывания в этой стадии существенно значима. Главным, для инициатора контакта на этой стадии, является принятие всех качеств, о которых будет заявлено.
4. Четвертая стадия «выяснение качеств опасных для общения» предусматривает, что возникает попытка обмена тем, что может представляться опасным для возникшего воздействия. Эта стадия, когда высказываются самостоятельно некоторые свои опасные и жесткие свойства. Все подобные отрицательные качества рассматриваются участниками как представляющие опасность не вообще для человека, а именно для данного «союза двух лиц», особенно если до этого отношения развивались благоприятно. Действия в этой стадии рационально вести для того, чтобы определить, что в национальных чертах представляется нетерпимым и, в связи с чем, возникают коллизии между другими нациями. Полученная информация не просто дополняет уже сложившийся облик народа, но и создает более глубокое понимание каждого участника отношений. На данной стадии допустимы несогласия по некоторым спорным национальным вопросам.
5. Пятая стадия названа «определение наиболее значимых воздействий и адаптация к личности партнера». Здесь происходит конкретизация инициатором контакта и положительного и отрицательного в отношении партнера, что было собрано на предыдущих стадиях. При понимании особенностей национальных конструкций важным является подчеркивание инициатором контакта выявленных в четвертой стадии сложных и опасных образований, в виде нетерпимости, упорства, скрытности, недостаточного согласия. Данные образования не только подчеркиваются, но также устанавливаются способы ликвидации этих возможных конструкций. Эффективность взаимодействия в этой стадии повышается в связи с правильным пониманием качеств другого народа и с их принятием.
6. Шестая стадия «взаимосодействие». На данной стадии можно говорить о сформированности у партнера по общению такого качества как толерантность. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. Опыт предшествующего успешного ведения совместного процесса убеждает каждого участника в том, что им нет необходимости отстаивать важность собственных действий и характеристик, поскольку на них никто «не покушается». Созданы и условия и предпосылки для образования общей системы отношений, а также для объединения усилий в проблеме толерантности. И этот партнер по общению становится инициатором контакта с другим представителем своего народа для формирования толерантности.
Таким образом, в психолого-антропологическом плане при реализации конвергентных тенденций индивидов разных национальностей возникает «база толерантности». Вместо правовых признаний «равенства, братства и равноправия» начинает доминировать психологическая приемлемость и интерес к особенностям другой нации.
Петрова Татьяна Алексеевна, Тверь