История гуманитарных технологий

Гуманитарные технологии и

Глобальное лидерство России

Под общей редакцией А.Е. Волохова

Материалы Летней школы аспирантов

Москва, 28 – 30 июня 2005 г.

Москва – 2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ»

Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России. Сборник статей по итогам Летней школы аспирантов / под общей редакцией А.Е. Волохова – М.: НИ «ВШУ», 2005. – 128 с.

© Национальный институт «Высшая школа управления»

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Дмитрий Петров, Главный редактор журнала "Со-Общение"

Признавая важность и необходимость традиционных политических методов и вооружений (межконтинентальные ракеты, авианосцы и десантные соединения, конечно, все еще нужны и важны), мы утверждаем, что в сегодняшнем мире, в котором глобальное противостояние все больше уходит именно в область «тонких» сил, в пространства «холодных» войн, важность и актуальность ГТ выросла неизмеримо уже даже по сравнению с 1995 годом, когда был написан «Реванш» в холодной войне».

Гуманитарные технологии преодоления расовой, этнической и религиозной нетерпимости в российском обществе

Некрасов Алексей Владимирович, Воронеж

Православная аксиология как способ преодоления расовой,

Практика межпоколенного взаимодействия

Как способ развития толерантности молодежи

К пожилым людям

В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях “отцов” и “детей” может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер.

В современном российском обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне. В таких условиях пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. Отношение общества к старикам – показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Общество столкнулось с проблемой старого возраста, и странным парадоксом – возникли проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни.

Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи.Частые контакты между поколениями стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.Практика межпоколенного взаимодействия – это не только сфера развития навыков общения с пожилыми людьми, но и способ формирования морально-устойчивой, толерантной личности.В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХПРАКТИК МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В современном обществе развиваются различные межпоколенные практики, предусматривающие систематическое и преднамеренное взаимодействие между пожилыми и молодыми людьми в обществе. Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Практики взаимодействия поколений затрагивают множество социальных, экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и пожилых людей.Межпоколенные практики можно разделить на три основных группы:1. Пожилые люди, предоставляющие услуги детям и подросткам.2. Дети и подростки, предоставляющие услуги пожилым людям.3. Дети, подростки и пожилые люди, обслуживающие людей других возрастов.Практики первого типа применяются, как правило, в детских садах, школах, колледжах. Пожилые люди делятся своими знаниями и опытом с детьми, тем самым, обеспечивая ценную помощь преподавателям, воспитателям, родителям и обществу в целом. Пожилой человек может быть наставником, воспитателем, няней, взрослым другом или тренером. Во всех случаях он служит положительным образцом для подражания. Результатом таких программ для детей и подростков является повышение успеваемости в школе, повышение самооценки, а также дети получают ценный жизненный опыт, пожилые же, в свою очередь, получают возможность разделить свой жизненный опыт и передать навыки молодому поколению, а также возможность конструирования новых, полезных социальных ролей.Программы, в которых дети и подростки предоставляют услуги пожилым людям, обычно предназначены для больных стариков или тех, которым необходима ежедневная помощь в ведении домашнего хозяйства. Дети и подростки могут выполнять несколько функций: посетители, компаньоны или помощники, преподаватели. Они могут посещать пожилых людей как индивидуально, так и в группе. Дети и подростки могут читать для пожилых людей, ставить им музыку, обмениваться впечатлениями, сопровождать их на прогулки, писать письма. Общаясь с детьми, пожилые люди находят в них заинтересованных, благодарных слушателей. Также дети и подростки могут работать вспомогательным персоналом в специализированных санаториях, социальных службах и больницах.Для применения данной практики необходим координатор, который принимает на работу добровольцев и обучает их необходимым навыкам. Компаньоном или помощником может стать учащийся средней школы или студент колледжа, так как эта работа достаточна сложна для младших детей. В обязанности помощника входит посещение врача вместе с подопечным, уборка дома, посещение пожилых людей, страдающих деменцией. Такие виды услуг могут оказывать студенты, изучающие геронтологию, физиотерапию, социальную работу, сочетая теоретические знания с практикой.

В некоторых межпоколенных практиках молодые люди могут выполнять функции преподавателя, например, подросток может научить пожилого человека пользоваться компьютером, обучить иностранному языку.

В нашей стране имеется богатейший опыт позитивных межпоколенных взаимодействий: движение "тимуровцев", просуществовавшее более 60-ти лет; общественная работа пенсионеров, включающая шефскую работу с трудными подростками, организацию досуга детей, подготовку и проведение праздников улиц; работа клубов по интересам. Буквально 20 лет назад основной формой общественно-полезной деятельности пионеров была тимуровская работа, которая включала: бескорыстную помощь ветеранам войны и труда, семьям военнослужащих, заботу о малышах, пожилых людях, больных и инвалидах.

Примером третьего вида практик межпоколенной деятельности может служить ассоциация "Бабушкина забота" города Москвы. Эта организация объединила женщин пенсионного возраста, которые беспокоятся о будущем своих внуков. Первая задача данной ассоциации – восстановить связь поколений через построение родословного Древа. Знание о своем родословном Древе является бесценным подарком для внуков, а само построение Древа служит важным средством воспитания последующих поколений. Пожилые люди являются носителями семейной истории, о которой невозможно узнать из других источников. Чтобы заняться историей рода школьники обращаются к генеалогии, изучающей происхождение и родственные связи родов и отдельных лиц на протяжении многих поколений, так как попытки узнать что-либо у родителей чаще всего остаются без ответа. Такая программа очень актуальна для нашей страны, потому что оторванность от корней приводит к разрыву поколений.Деятельность "Бабушкиной заботы" в другом направлении привела к созданию "Школы добра", где детей учат терпимости, мирному сосуществованию, эмпатии и сочувствию.Развитие межпоколенных взаимоотношений сегодня очень важно в связи со сложными социально-психологическими условиями воспитания детей в семьях, стоящих на грани развода, в неполных семьях и тех, где родители ведут аморальный образ жизни. В таких семьях, как правило, нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, росту детского бродяжничества, наркомании. Бабушки и дедушки могут взять на себя обязанности родителей.Практики межпоколенного взаимодействия положительно влияют как на молодых, так и на пожилых людей. Межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие пожилых людей, повышают их жизненную активность. Дети начинают более полно понимать изменения, происходящие с возрастом и не бояться своего старения. Дети, которые развиваются и взаимодействуют с пожилыми людьми, приобретают способность видеть в них личностей, а не стереотипные образы, а также они могут изучать историю со слов старшего поколения, которое представляет культуру и образ жизни прошлых лет. Контакт с больным пожилым человеком может подготовить детей к заботе о своих родителях и пожилых людях в будущем.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

ПРАКТИКИ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

На базе Тверского машиностроительного колледжа, в рамках диссертационного исследования, реализуется практика межпоколенного взаимодействия под названием «С добрым сердцем и открытой душой», основанной на хорошо проработанной теоретической базе по проблемам старости и старения и представляющей собой часть общей государственной политики в области социальной геронтологии.

Цели практики:

- активизация социальной роли студенческой молодежи в решении проблем пожилых и старых людей;

- повышение социальной активности людей пенсионного возраста.

Задачи практики:

- воспитание толерантности молодежи по отношению к пожилым и старым людям;

- преодоление эйджизма в поведении молодежи;

- привлечение людей пенсионного возраста к общественным мероприятиям района и города;

- оказание психологической помощи пожилым людям в преодолении кризисного возрастного барьера и в адаптации к новому социальному статусу «пенсионер».

Направления работы:

Работа волонтеров

2.1. Создание команды волонтеров из числа студентов Тверского машиностроительного колледжа

2.2. Адресная помощь пожилым и старым людям

- совместная работа с райсобесом и дворовыми комитетами ближнего Заволжья по выявлению одиноких, престарелых людей, нуждающихся в помощи;

- оказание помощи по ведению домашнего хозяйства, ремонтные работы, уборка территории и т.д. группой волонтеров;

- помощь в создании семейных фото- и видеоальбомов, компьютерная реставрация старых фотографий;

- помощь одиноким, пожилым людям, находящихся на стационарном лечении в ОМСЧ №1 г. Твери по согласованию с администрацией больницы.

Психологическое направление

3.1.подготовка волонтеров к работе через курс лекций «Психологические аспекты работы с пожилыми и старыми людьми»

3.2.психологические консультации по проблемам старости и старения.

Символов и культурных норм?

Салин Павел Борисович, Москва

Экономическая сфера жизни.

Бедность – основа не только культурной бездарности, но и многих социальных бед: преступности, беспризорности, что никак не может позволить сделать нашу страну мировым лидером в области стилей, стандартов и культурных норм.

Для этого экономика должна быть переориентирована с экспорта сырья на внутреннее экономическое развитие. Какие мероприятия необходимы:

1) Снижение цен на энергоносители (газ, электроэнергия, нефтепродукты) как фундамента экономики.

2) Увеличение зарплаты (окладов) работников бюджетной сферы (учителей, врачей) от 10000 рублей в месяц.

3) Реальное увеличение зарплаты работников, выраженное не столько в номинальном ее росте, сколько в изменении долей распределения доходов: доля зарплаты работников в структуре расходов компаний должна составлять не менее 30-40%, а не 10-20%, как в настоящее время в России. Для этого необходимо изменение трудового законодательства, где была бы прописана минимальная ставка в распределении доходов компании на рабочую силу, а также закона «О профсоюзах», чтобы были созданы независимые профсоюзы, которые бы работали на процент от зарплаты работников и отстаивали их интересы. Такое распределение доходов позволит не только повысить зарплату работникам, но и действительно заинтересовать их в результатах своего труда.

4) Говоря об экономическом развитии и повышении стандартов жизни, нельзя не обратить внимание на инфраструктуру городов и сел: дорог, газо-, теплосетей и водоснабжения. Необходимо ввести программы дорожного строительства, тепло-, газо-, водоснабжения и осуществлять финансирование и контроль за расходованием средств в рамках этих программ. Таким способом, бюджетные средства будут расходоваться по целевому назначению. Если не навести порядок в этих сферах, то говорить о России, как о мировом лидере, нельзя.

5) У нас самая большая территория, огромные ресурсы – и самые маленькие квартиры. И даже такие квартиры недоступны для многих. И что это за стандарт – квартира? Мировой стандарт, стандарт страны-лидера – дом. В России с ее ресурсами и территорией это возможно.

В настоящее время высокие цены на жилье сделали его недоступным для многих россиян. Даже ипотека не является решением проблемы, поскольку через 20 лет за квартиру, купленную в кредит, необходимо отдать в 2-3 раза больше. Единственным выходом в решении жилищного вопроса является самостоятельное строительство дома. Поэтому нужна поддержка частного жилищного строительства. Организовать государственную программу частного жилищного строительства можно таким образом: муниципальные образования строят инфраструктуру поселков, население покупает участки за реальную цену, государство поощряет застройщиков путем освобождения их от налога на доходы на сумму купленных стройматериалов.

Культурная сфера.

Необходимы высокие стандарты в культуре, прежде всего, в бытовой.

Нужно ввести цензуру на фильмы и передачи с криминальной темой, со сценами насилия. Во-первых, эти фильмы и передачи создают негативное настроение среди людей. Во-вторых, какой пример дают эти фильмы молодежи: показывают, как хорошо живут те, кто грабит и убивает, кто более наглый и не имеет совести?

Также негативно на воспитание молодежи оказывают такие передачи, как «Дом», «Большой брат», которые не являются лучшими образцами для подражания. Все они снижают стандарты взглядов молодежи на жизнь.

Эти стандарты касаются и шоу-бизнеса. На эстраду необходимо выбирать не тех, кто может заплатить, а тех, у кого есть вокальные данные. Лидером какого культурного стиля может стать Россия, если в России поют жены и прочие родственники бизнесменов? А в Великобритании, например, чтобы сформировать группу SPICE GIRLS или FIVE, претенденты прошли отбор из 3000 человек. О какой победе на Евровидении или другом конкурсе может идти речь в таком случае? Ведь стандарты любой экономически развитой страны – качество и красота.

Лидером какого культурного стиля может стать Россия с фильмами про ментов, киллеров и криминал? А потом возникает вопрос: почему ни одного российского фильма нет на Каннском фестивале или другом международном фестивале. А потому, что миру не нужны наши убогие фильмы с бездарными актерами и актерской игрой. Этот стандарт никому не нужен.

Необходимо искать таланты среди молодежи, давать им шанс показать себя – вот путь выхода страны на новый культурный уровень, когда таланты сами покажут себя и сформируют высокие стандарты.

Говоря о высокой бытовой культуре, надо сказать о влиянии рекламы. На население негативно влияет реклама пива. Многие молодые люди воспринимают ее буквально. В результате сейчас редко увидишь молодого человека или девушку, которые вечером прогуливались бы без пива или сигареты. Буквально три-четыре года назад это было редкостью.

Если нужно, чтобы страна была лидером в производстве стилей и стандартов, то сначала эти высокие стандарты нужно привить, культивировать среди населения, особенно среди молодежи и детей. А потом это даст свои всходы.

Ведь любой культурный, научный, экономический подъем наблюдался тогда, когда та или иная сфера становилась приоритетом массы людей, государства, элиты, корпораций. Например, расцвет древнегреческой культуры проходил при стечении двух составляющих: экономического подъема Греции и заинтересованности элиты в развитии греческой культуры и искусства. Культурный подъем средневековой Италии был обусловлен интересом к искусству итальянцев, знати и аристократии.

Поэтому нужна пропаганда высоких стандартов. Для молодежи нужно пропагандировать, в первую очередь, здоровый образ жизни, прививать любовь к спорту. Необходимо оборудовать спортзалы в школах и вузах современными тренажерами, спортивным инвентарем. Программа физической подготовки в школах и вузах устарела. Необходимо подготавливать молодежь, используя тренажеры, а не прыгая через козла или наматывая круги по спортзалу. Пропаганду надо вести с помощью телевидения программами о спорте. Также необходимо развивать массовые виды спорта. Разработать программу «Дворовая площадка»: в каждом дворе оборудовать площадки для игры в баскетбол, волейбол, зимой – в хоккей. Оборудовать комнаты для игр: настольного тенниса, шахмат, шашек и других настольных игр (но только не для компьютеров), куда мог бы прийти любой желающий ребенок после занятий или в выходные дни. Это отвлечет молодежь от бессмысленного времяпровождения.

Говоря о молодежной политике, нельзя не сказать о детях. Здесь можно сказать в целом о демографической политике. Причина низкой рождаемости – экономическая. Если ввести пособие при рождении ребенка 10000 рублей и 2000 рублей ежемесячное пособие – ситуация с рождаемостью улучшится. Женщине, имеющей детей в возрасте до 14 лет, сократить рабочий день на 2 часа с сохранением прежней заработной платы. Улучшению демографической ситуации в стране будет способствовать установление культа семьи: разработка программы: «Норма – 3 ребенка».

Во-вторых, необходимо вести борьбу с беспризорностью, главным образом за счет стимулирования усыновления детей из детдомов, в том числе с помощью пособий, а также телевизионной пропаганды. Но для борьбы с беспризорностью нужно устранить корни этого явления.

Нельзя не затронуть тему российской армии. Армия должна быть воспитанницей защитников Отечества. Поэтому в армии должна быть отличная физическая подготовка солдат. Причем сейчас армии ведущих стран мира ориентируются не только на техническое снабжение войск, но и на физическую подготовку. Не зря в армии США перешли от термина «физическая готовность» к термину «физическая подготовка» и усилили спортивную подготовку солдат. Причем подготовку солдат можно значительно удешевить. Например, устраивать имитированные военные ситуации с помощью пейнтбола или страйкбола. Это гораздо дешевле и безопаснее, чем с применением холостых патронов. Российская армия должна соответствовать самым высоким стандартам. И основа для этого – контрактная армия, и подготовка в ее рядах действительно профессионалов своего дела.

Итак, в совокупности меры по экономическому росту России и повышению культурных стандартов приведут к тому, что страна будет мировым лидером в области производства стилей, стандартов и культурных норм.

Технологии развития

ТРЕНИНГИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

(для всех категорий респондентов)

Цель тренинга для действующих специалистов – развитие коммуникативных деловых навыков, ориентированных на взаимодействие в коллективе и с клиентами, для остальных категорий – повышение общих коммуникативных навыков.

Блок первый.

Блок второй.

Ведение переговоров.

1. Способы формирования доверия по отношению к оппоненту.

2. Эмпатический способ формирования доверия. Составляющие эмпатии. Способы эмпатии. Упражнения на развитие и понимание эмпатии.

3. Калибровка партнера.

4. Подстройка по позе, жестам, мимике, голосу, дыханию, темпоритму, ценностям.

5. Ведение партнера.

Блок третий.

Занятие по конфликтам.

1. Достижение целей в конфликтах. Использование конфликтов. Эффективный конфликт.

2. Схема преодоления конфликтов. Эмоциональная составляющая. Способы урегулирования собственных переживаний.

3. Способы анализа конфликтных ситуаций. Техника «Объемное видение».

4. Стратегии поведения в конфликте. Обоснование выбора стратегии поведения в конфликте.

Публичная речь.

• Техника голоса и речи.

• Непринужденность и уверенность оратора, управление стрессом.

• Постановка на публике.

• Энергетика и сила речи.

• Психологический контакт с аудиторией.

• Композиция и строение эффективной речи.

• Приемы убеждения, внушения, использование манипуляций.

• Оригинальность, выразительность и артистизм.

Техники скрытого внушения.

• Шаблон неопределенности

• Косвенные сообщения

• «Встроенные» сообщения и скрытые команды

• Прямые внушения

• Использование метафор

МОТИВАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ.

В первую очередь рассчитан именно на действующих управленцев.

Задача мотивационного тренинга: научить руководителя использовать естественные, природные мотивы своих сотрудников и преобразовывать их в увеличение объема продаж, повышение качества продукта, совершенствование работы офиса, создание новых проектов.

Этапы тренинга.

Погружение в стихию.

• Демонстрация действия стихийных мотивационных сил. Исследование феномена мотивации. Мотивация как направленность, мотивация как энергия.

• Использование этих сил в реальности.

• Деловая игра из мира современного бизнеса с применением полученных знаний и навыков.

Управление стихией.

• Систематизация и классификация стихийных мотивационных сил.

• Развитие навыков эффективного использования стихийных мотивационных сил. Выявление внешних стимулов, автоматически побуждающих человека к определенным действиям.

• Мотивирующая сила договора. Факторы, побуждающие выполнять и не выполнять контракты. Определение удельного веса стихийных сил при заключении и выполнении договора.

• Элементарные мотивационные механизмы: территоризм, соперничество, паразитизм.

Слияние со стихией.

• Развитие навыков использования механизмов мотивации по отношению к другим людям и себе. Способы самомотивации. Тренировка в формулировании эффективных самоисполняющихся предсказаний.

• Мотивационные эффекты комфорта и дискомфорта.

ТАЙММЕНЕДЖМЕНТ. (существуют модификации для каждой из трех категорий респондентов)

В программе:

1. Таймменеджмент как инструмент для достижения результатов.

2. Концепция эффективного использования рабочего времени. Что такое эффективная организация времени и как она отражается на результатах работы предприятия и личной эффективности.

3. Роль планирования в организации деятельности предприятия и жизни человека.

· Как эффективно расставить приоритеты и выполнить дела, ведущие к достижению поставленных целей.

· Функциональное и календарное планирование.

· Сокращение и делегирование дел.

· Структурирование деловой информации.

· Оптимизация наличного времени.

· Подход к планированию времени при решении очень крупных задач.

· Как уменьшить влияние «похитителей времени»?

· Как научиться говорить «нет», когда это необходимо?

· Сохранение необходимой информации.

У российской молодежи

(быть россиянином – престижно)

Творогов Андрей Евгеньевич, Москва

Идеология победителей.

Пример 1: Построение конструктивного имиджа системы власти.

Президент России три раза проводил «прямые линии» с населением. Подобное мероприятие преследовало вполне очевидные политические цели. Однако, с одной стороны, полученный массив данных может быть использован для оценки общественного мнения в регионах, в том числе и при оценке деятельности конкретных должностных лиц (губернаторов и их команд).[9] С другой стороны, множество вопросов, задаваемых напрямую Президенту, не входит в компетенцию федеральной власти. Соответственно, было бы неплохо, если бы несколько общественных движений взяли на себя исполнение части обращений, работая и на свой имидж и на улучшение восприятия государственной власти в целом.

В результате актививизируется «обратная связь» между народом и элитой, постоянный «дамоклов меч» общественного мнения, объективная оценка которого будет давать истинную картину деятельности губернаторов и их команд, должны способствовать:

· Преодолению непродуктивных стереотипов мышления региональной элиты (боязни «выходить в люди» и формирования современного стиля управления регионом (открытость и доступность власти обществу);

· Преодолению стереотипов о «вездесущей коррупции». С одной стороны, по опубликованным материалам «прямых линий» житель региона может сделать прямой вывод о том, что его голос пробился сквозь «бюрократические препоны». С другой стороны, чиновник любого уровня (вплоть до директора ЖЭКа – Потрошителя) находится под постоянным прессингом и вынужден заботиться о своем имидже, работая и на авторитет системы власти в целом.

Пример 2: Опыт переоценки исторических ценностей через посредство размышлений о будущем.

История может быть линейной или спиралевидной только в абстракции. Вывод о неполноте отражения действительности в любой формализованной знаковой системе следует напрямую из аргументов Геделя (о невозможности доказательства базовых, аксиоматических положений в алгебре или геометрии исходя из их собственных средств). Всегда необходима внешняя оценка, чтобы любая идеология или наука развивалась во взаимодействии с внешней средой, смотрелась на фоне ее конкурентоспособно. Соответственно любая идеологическая конструкция, претендующая на объяснение «смысла истории» хромает, а в отсутствии развития впадает в застой и неизбежно разрушается, что подтвердила на практике коммунистическая идея марксистко-ленинско-сталинского образца. В начале данной работы уже были сказаны некоторые слова о идеологии и ее роли в жизни общества и государства (в рамках исторического подхода). Здесь следует произнести следующую фразу: «История это не наука о прошлом, это наука о будущем!».

Настоящее – постоянно исчезающий и в то же время постоянно становящийся миг на пересечении прошлого и будущего, бесконечно малая величина, которая может иметь нефеноменологическое выражение только посредством свойства человеческого сознания – его «поточности».

В восприятии каждого конкретного человека настоящее всегда «позади» (в силу пропускной способности мозга в 50-500 двоичных единиц информации в секунду на уровне сознания и возможность держать информацию в уме о примерно семи не связанных друг с другом объектах). «До-настоящее» – это, прежде всего, событие (череда событий), с которых он отсчитывает свою повседневную реальность, рамки, которые ее определяют. Чем старше человек и больше у него негативный жизненный опыт – тем больше пропасть между «подлинным настоящим» и «до-настоящим», соответственно более ярко выражена «ностальгия по прошлому», но только как по тем временам, когда человек был моложе, полнее сил и оптимистично смотрел на мир, когда «девки были моложе, а жизнь слаще». Аналогичная закономерность справедлива и по отношению к целой стране, как интеграции единых судеб индивидов. Современные люди живут «призраками прошлого», находятся в плену у навязчивых стереотипов (1985, 1991, 1993, 1998 гг. и т.п.). К примеру, более 60% современных чиновников и предпринимателей (даже те, кто вышел из «комсомольцев») начинали свою карьеру и становились как личности в период брежневского «застоя». Можем ли мы говорить о хорошей «наследственности» и «нравственно-идеологической закваске»?

Молодежь лишена «застойных стереотипов» (другое дело, что она страдает болезнями совсем другого уровня, например «идолопоклонничеством перед Западом»). У нее промежуток между «до-настоящим» и «настоящим» минимален. Чаще всего активный представитель этой социальной группы мыслит категориями «после-настоящего», будучи свободным от сковывающих инициативу коррупционных клиентелло-патронатных установок прошлого.

Можно предложить общественному движению заниматься не только и не столько вопросами собственно истории на уровне «настоящее – до-настоящее», а «настоящее – после-настоящее», т.е. способствовать генерации позитивных творческих идей, хотя бы на уровне абстракции, фантазии. Здесь можно поспособствовать изданию статей, журналов, книг, брошюр о «возможном будущем». Человеку необходима светлая идея, образ, цель, мегапроект, ради которого он должен вкалывать и вкалывать, улучшая повседневное бытие и постепенно приближаясь к идеалу (он может быть и недостижимым в принципе, лишь бы обладал «путеводным» характером).

Дореволюционная фантастика, безусловно, содержала в себе ряд позитивных начинаний, однако она была обречена на прозябание в рамках существующего консервативного строя, ориентированного на сохранение традиций и, как бы мы сказали сейчас «завинчивание гаек». Одним из основных столпов советской фантастики, по мнению Сталина, мы бы могли признать «советского графа Толстого». Его произведения, в числе которых бессмертные «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» являются политической фантастикой в полном смысле этого слова. В них отражена бесконечная надежда на восторжествование на земле (и в других мирах – мессианская православная идеология нашла свое отражение и в коммунистических писаниях) царства справедливости и взаимопонимания. Его герои смелы, отважны, сильны духом и обладают пламенным сердцем. Автору приходилось встречать мнения, что некоторые персонажи его произведений были «скопированы» в своих отдельных чертах с истинных революционеров, патриотов и беспримерных идеалистов, таких как, например, Феликс Дзержинский.

Второй толчок советская фантастика получила уже в послевоенные годы, в послесталинский период развития. Конец пятидесятых – это появление повестей братьев Стругацких и выход в свет произведений целой серии авторов, ставших классиками советской фантастики. Их работы были по-прежнему полны оптимизма, веры в безграничные человеческие возможности. Абстрагируясь от неизбежной идеологической мишуры, мы можем сказать, что в их будущем наступило время поступательного развития человечества, торжества идей коллективизма, солидарности, патриотизма и гордости за свой народ и родину – Советский Союз. В самом деле, первая фотонная ракета стартовала на Венеру в августе 1991 года. К этому времени, по мнению Стругацких, человечество практически освоило Солнечную систему, совершив за несколько десятилетий гигантский рывок вперед. К сожалению, для нас памятен другой август другого 1991 года. Кто знает, быть может этими авторами тогда была нащупана иная, альтернативная историческая параллель, идя по которой, страна смогла бы избежать масштабной катастрофы? Увы, история не терпит сослагательных наклонений, как бы не старались создатели всевозможных «альтернативных сценариев». У нас есть только одна реальность, данная нам судьбой.

Следующим пиком в развитии советской фантастики было перестроечное время. Опять люди были исполнены надежд на «светлое будущее», в перечне поднимаемых фантастами тем появлялись новые разделы, на первое место выходили индивидуальные переживания и чувства героев. Однако иллюзиям не было суждено сбыться. Жесткая реальность разбила вдребезги наивные представления. Подобно всей стране вся литературная отрасль находилась в глубоком кризисе. Происходили тотальное ниспровержение и переоценка ценностей, писатели помимо «культурного шока», взбаламутившего стерильный мирок социализма, испытали массовое нашествие чужеродных идеологических ценностей, на уровне культуры впав в «идолопоклонничество перед Западом». Количество массового ширпотреба в фантастике задавило пускай и наивные, но более качественно созданные в литературном плане отечественные произведения. Ряд писателей «новой волны» поддались уловкам постмодерна, предпочтя витиеватый стиль изложения в своих произведениях и работу с сумеречными состояниями человеческой души, что давало повод читателям приобщится к ценностям масскульта в Unreality, способствуя увлечению туманящими сознание и вызывающим чувственные галлюцинации препаратами. Как и все работники массовой культуры, писатели-фантасты имеют свою долю ответственности за охватившую страну белую горячку. Кризис духовных идеалов страшен сам по себе. Но куда как более ужасна дискредитация осевых, векторных ценностей, задающих направление человеку, ориентиры для приложения собственных усилий, учащих «разумному, доброму, вечному». Он обречен топтаться на месте, терзаться в бесплодных поисках жизненной отрады и невозможности реализовать себя в повседневной жизни. Многие авторы «ушли от реальности», забиваясь в скорлупки создаваемых самими миров и загоняя туда читателя. По словам известного чешского писателя Габриэля Лауба, «фантасты – это те люди, которым не хватает фантазии понять действительность».

В данном случае и не только в области фантастики, но литературной, творческой жизни вообще, актуальной становится задача «выбить» постмодерниствующих интеллектуалов и агорафобов из их тепленьких местечек, инобытия нереальных миров и поставить их перед реальностью, жестокой, но справедливой и требующей одного – действия

Наши рекомендации