В повседневной жизни человек может не проявлять черты, свойственные той или иной фиксации, однако при фрустрации он регрессирует к той стадии, на которой наблюдалась фиксация либидо.

путем идентификации с родителем своего пола.

В результате происходит окончательное становление инстанции Сверх-Я.

Иными словами, ребенок принимает родительские запреты в качестве исходящих от себя самого, формируя тем самым в своей психике надзирающую инстанцию, препятствующую проявлениям опасных желаний и импульсов.

Все три личностные инстанции сформированы у человека к 5–6 годам.

Отношения между Оно, Я и Сверх-Я, установившиеся в это время, определяют основу личности индивида.

Психическая энергия, будучи оторванной от сексуальной цели, направляется на усвоение новых социальных ценностей, общечеловеческого культурного опыта, на конкретные, социально приемлемые занятия: спорт, общение с друзьями, учебу, познание.

Итак, по З. Фрейду, психическое развитие индивида связано с процессами преобразования сексуальной энергии и ее перемещением от одной зоны к другой.

При этом ранний опыт, травматические переживания в детстве, фиксация либидо создают модели поведения, сохраняющиеся на протяжении всей жизни, и предопределяют личностное развитие человека, образование тех или иных невротических симптомов.

Критика.

Во-первых, теория преувеличивала влияние сексуальных переживаний на развитие.

Во-вторых, Фрейд не изучал детей непосредственно, а строил свою теорию на воспоминаниях своих взрослых пациентов.

В-пятых, будучи основанной на проблемах взрослых людей с подавленной сексуальностью, теория не работала в рамках культур, отличающихся от викторианского общества XIX в.

++++++++++++++++++++

Теорией развития в контексте психоаналитической традиции занимались многие ученые (А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, М. Кляйн, М. Малер и др.).

Но наиболее значительным вкладом в нее стала эпигенетическая теорияЭ. Эриксона (1902–1994).

концепция Э. Эриксона сильно отличается от классического психоанализа.

Во-первых, Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, акцентирует внимание не на Оно, а на развитии Я (Эго) индивида,

поэтому его считают представителем эго-психологии [Хьелл, Зиглер, 2000].

По Э. Эриксону, Эго выступает не только посредником между импульсами Оно и требованиями Сверх-Я.

На каждой стадии Эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества.

Во-вторых, Эриксон не признает сексуальность в качестве основной детерминанты развития.

Модель развития личности Э. Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной.

Он полагает, что социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее важен, чем биологический и физический аспекты [Эриксон, 2000].

В-третьих, если Фрейд подчеркивает значимость влияния родителей на развитие личности ребенка, то Э. Эриксон – исторические условия, особенности культуры и общества, в которых формируется Эго ребенка.

Центральной проблемой развития, по Э. Эриксону, выступает поиск собственной идентичности.

Э. Эриксон указывает, что развитие необходимо рассматривать в связи с особенностями культуры, в которой оно протекает,

В книге «Детство и общество» Э. Эриксон представил модель развития личности в течение всего жизненного цикла,

состоящую из восьми стадий психосоциального развития («восемь возрастов человека»).

Психосоциальное развитие, по Э. Эриксону, подчинено эпигенетическому принципу,

согласно которому все органы и системы живого существа развиваются в определенные промежутки времени и в заданной генетически последовательности.

Возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей («эпи» в переводе с греческого означает «после», «над»).

Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду обществом (вызов общества развивающейся личности) и которая должна разрешиться для того, чтобы человек перешел на следующую стадию.

Кризис, по Э. Эриксону, – поворотный пункт, особый момент в человеческой жизни, «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой» [Обухова, 2001, с. 97].

Таким образом, задачи развития, сформулированные в виде дилемм, способны принимать как положительное, так и отрицательное значение, причем оба этих полюса представляют крайности и поэтому нежелательны.

Успешное разрешение кризиса предполагает достижение сбалансированной пропорции между полюсами в пользу позитивного компонента.

Это ведет к формированию психосоциальной силы, или добродетели, встраивающейся вЭго и способствующей здоровому развитию личности в дальнейшем.

Если кризис получает неудовлетворительное разрешение, тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент.

Неразрешенная задача переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя, по Э. Эриксону, все-таки возможно.

Здоровое развитие личности во многом сводится к становлению и развитию эго-идентичности,

представляющей собой чувство целостности, неповторимости и индивидуальности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Э. Эриксон признает взаимодействие телесных, психологических и социальных процессов и сил.

Одним из важных механизмов развития личности Э. Эриксон считает ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, которые на каждой стадии отличаются своей спецификой и соответствуют тому или иному социальному институту (семья, школа и т. д.) или социальным принципам (закон и порядок).

Ритуал развивается как взаимодействие ребенка со взрослым, как взаимный способ понимания друг друга, предполагающий эмоциональное проживание осуществляемых действий и обеспечивающий устойчивое восприятие окружающего мира, снижение его неопределенности.

Ситуация, в которой возникает ритуал, изначально характеризуется напряжением, вызываемым ее непониманием ребенком.

Для ее преодоления взрослый создает стабильную систему поведения, которая переводит ребенка из ситуации неопределенности в устойчивую, повторяющуюся ситуацию ритуала (например, ситуация укладывания спать, приучение к горшку, ситуация отношений между учителем и учеником и др.).

Ритуализация, как и психосоциальный кризис, содержит позитивный и негативный компоненты.Негативный полюс – ритуализмы, в отличие от ритуализации это стереотипное, только формальное взаимодействие, для которого характерен бездушный автоматизм.

С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий является результатом биологического созревания.

Содержание развития человека определяется тем, что ожидает общество, к которому он принадлежит, какие задачи оно ставит;

индивидуальное своеобразие развития зависит от того, как ребенок, а впоследствии и взрослый человек решает эти задачи, справляется с социальными вызовами общества.

Успех на предыдущих стадиях влияет на возможность успеха на последующих, но не предопределяет его.

В то же время неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на неуспех в следующем периоде жизни.

Наши рекомендации