Алгоритм организации коллективного творческого дела
Предварительная работа инициативной команды учителей: определение роли творческого дела в жизни макрогруппы, постановка возможных задач, разработка вариантов ТД как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного ТД.
Совместное с учениками планирование жизни макрогруппы на значительную перспективу как последовательная цепь ТД. Информация и провокация идей на общем сборе макрогруппы ведущими из числа участников – вспомогательные вопросы, сопоставление мнений, развитие и обобщение предложений, выработка стратегииТД.
Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка вариантов в Советах ТД.
Проведение ТД: осуществление плана со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла.
Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного по микрогруппам, выход на сбор макрогруппы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений.
Совместный анализ ближайших последствий ТД: совместное определение результативности для участников близкого и дальнего окружения.
Алгоритм организации творческой деятельности в микрогруппе имеет свои особенности. основная состоит в том, что функции инициатора, организатора и контролера выполняет временная инициативная группа. /ВИГ/
Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ученика, и два-три ничем не выдающихся ученика. /Это позволяет раскрыться в качестве руководителей с высокой степенью ответственности выпадающим из общего поля активности ученикам/.
Другая особенность: ВИГ – временное объединение, в связи с чем каждый ученик в классе получает несколько возможностей проявить свои организаторские способности, а понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность.
1. Выборы ВИГ происходят на классном часе, примерно за неделю до предполагаемого ТД. На первых порах они происходят под руководством учителя, в дальнейшем потребность в нем отпадает.
Выборы могут происходить по трем сценариям:
- собственные кандидатуры учениками – классный руководитель следит за уравновешенной компоновкой ВИГ
- ученики предлагают в состав ВИГ своих товарищей
- классный руководитель сам назначает членов ВИГ
ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератром идей, разработчиком программы ТД, организатором учеников микрогруппы, контролером и аналитиком ТД.
2. ВИГ остается после классного часа и приступает к разработке ТД: придумывает название, эпиграф, девиз, составляет программу и план действий.
3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов – членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определенные задания.
4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД,
5. Совместная подготовка ТД. ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильую помощь ответственным.
6. Проведение ТД. ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам.
7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД. Прекращение работы ВИГ, Создание новой ВИГ.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ АЛГОРИТМОВ
Совместное планирование.
ñ Общие сбор (общее собрание, слет делегатов) - «старт», на котором составляется план общего дела или целого периода жизни (с помощью вопросов-задач типа: Что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?);
ñ конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;
ñ анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? И т.п.);
ñ разведка дел и друзей — предварительная и массовая (по таким, например, маршрутам, как «класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья»;
ñ «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).
Текущая организаторская деятельность:
ñ работа советов дел (из представителей всех первичных объединений и друзей дела);
ñ работа командиров сводных объединений добровольцев;
ñ текущая разведка дел и друзей;
ñ десант совета коллектива в отстающие классные коллективы для совместной ударной работы, обучения на совместном опыте;
ñ «молнии», стенные, радио-, световые, «живые» газеты, посвященные ходу выполнения плана;
ñ общий сбор (общее собрание) «по тревоге», на котором обсуждаются экстренные вопросы текущей жизни;
ñ смотры дружбы между классными и школьными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом;
ñ чередование творческих поручений мини-группам, каждая из которых по очереди, в течение двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своем классе и окружающей жизни («хозяева класса» или «вахтенные», «друзья книги», «затейники», газетчики» - выпуск стенной газеты, «физорги», «цветоводы» или «друзья природы», «журналисты» - выпуск устного журнала, «мудрейшие» или «смекалистые» - выпуск ребусника или проведение викторины и т.д.)
Совместное обсуждение и оценка сделанного:
ñ общий сбор (общее собрание) — огонек, на котором (сначала по первичным коллективам, а потом сообща) обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам-задачам такого типа: Что нам удалось и почему? Что не удалось и почему? Какие уроки извлечем на будущее?);
ñ анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научил сам? И т п.);
ñ «монии», стенные, радио-, фото-, световые, «живые» газеты, посвященнын итогам сделанного;
ñ линейки с творческими рапротами;
ñ общий сбор (общее собрание), на котором сначала по первичным коллективам (или по классам), а затем — сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде и составляется план дел на новый период.