Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Виды деятельности   Формы занятий
1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов   - беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности, литературные гостиные, - художественные выставки
2.Ознакомление (по желанию) с традиционными религиозными культурами   - уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики», - экскурсии в соборы, - встречи с религиозными деятелями
3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия   - уроки этики, - игровые программы, - внеурочные мероприятия
4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков   - беседы, классные часы, - просмотр учебных фильмов, - изучение курса «Полезные привычки»
5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОУ – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности   - беседы, - коллективные игры, - коллективное обсуждение, - внеклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)  
6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе   - участие в благотворительных акциях, - участие в акции милосердия, - социальные проекты
7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье   - беседы о семье, о родителях, прародителях, - праздники, соревнования «Моя дружная семья», - творческие мероприятия, - выставки «Хобби моей семьи» - составление генеалогического древа семьи, - творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи», «Что в имени моём…»)
8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье   - открытые семейные праздники, - семейные чаепития, - семейные гостиные, - творческие презентации, - творческие проекты, - мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями

++++++++++++++++++++++++++++++++

/ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ/

В современном мире приоритетность нравственного начала становится все менее очевидной.

Успешность и нравственность не только не связаны, но во многом противоречат друг другу.

«Чем вы циничнее, жестче, бесстыднее, тем вы успешнее», - говорил А.Невзоров. /МК, №32 (355), 6-12 августа 2008г, с.12/. Речь в статье шла о журналистике, но то же самое можно сказать и по отношению к любой деятельности.

Борьба за ресурсы, за место на вершине социальной пирамиды требует экспансии, которая может быть остановлена только встречной экспансией со стороны других претендентов.

Считаться с их интересами, проявлять сострадание по отношению к тем, кто отстал или проиграл означает отказываться от своего преимущества в конкурентной борьбе.

Так могут поступать либо юродивые, блаженные,либо слабые, либо люди, для кого духовные ценности являются более значимыми, чем ценности материальные.

Юродство, сумасшествие как модель нравственного поведения слишком экзотична, чтобы служить примером для подражания.

Слабость, нравственность от бессилия также не может привлекать — напротив,

подобная трактовканравственности отвращает от нее —

во-первых, потому, что слабость отталкивает по определению;

а во вторых, потому, что подавляющее большинство людей не бессильны: даже те, кто говорит, например, что не может ударить другого человека, физически могут легко сделать это.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Нравственность в ее реальном проявлении - это

1 способность сильного в той или иной мере отказаться от своего преимущества, от выгоды, которая «сама идет в руки»...

2 Способность остановить собственную экспансию, чтобы оставить жизненное пространство другому: действительно, нравственность категорически противостоит естественному отбору и его цивилизованной дочке — конкуренции...

3 Это также способность не обманывать доверчивого,

4 не уничтожать живое, даже если ты можешь купить себе право на это...

5 Далее, это способность заботиться не только о своих интересах, но и о помощи аутсайдерам, лицам с ограниченными возможностями, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Нравственность — это результат выбора в пользу Другого или в пользу целого.

Сам по себе такой выбор выглядит противоестественным.

Человек, «остановившийся, чтобы дождаться отставшего (на пути к кормушке), вместе с отставшим придет, когда уже все будет съедено;

протянувший руку тому, кто ниже (на пути к вершине), останется вместе с ним у ее подножья —

на вершине оказываются, как правило, те, кто не протягивает руку помощи слабым и отставшим.

Наши рекомендации