Эстетическое и нравственное воспитание
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
ЗАДАЧИ:
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.
Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям,
а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания:
ñ формирование эстетических знаний и идеала;
ñ воспитание эстетической культуры;
ñ развитие эстетических чувств;
ñ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
ñ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
ñ формирование эстетического отношения к действительности;
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться по отношению к природе и произведению искусства.
Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек становится способен привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.
Красота природы
красота человека
красота произведения искусства
красота быта
красота труда
красота учебы
красота отношений
ПОДРОБНЕЕ
Эстетическое воспитание —
процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.
Задачи
1 формирование способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.
2 воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.
3 сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.
4 формирование устойчивого эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного в быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.
МЕТОДЫ
Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы.
Методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания.
Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
Другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности.
Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции.
Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.
СРЕДСТВА
В процессе эстетического воспитания используют
художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.
Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве,
организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами,
Посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей.
Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни.
ФОРМЫ.
Внешкольные:
Посещение музеев, концертов... /восприятие/
Посещение кружков, студий (театральных, хореографических, цирковых...), школ (художественных...) /творчество/
Внутришкольные:
Уроки литературы, музыки, живописи, истории... /восприятие/
Уроки технологии (декоративно-прикладное искусство), физкультуры; кружки (театральный и др.) /творчество/
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Нравственность- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.
Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями.
В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.
Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Нравственное воспитание– процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Нравственное воспитание- это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
Результатомнравственного воспитания является нравственная воспитанность.
Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
Специфика процесса нравственного воспитания:
ñ обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
ñ своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
ñ включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.
Нравственное воспитаниеличности ребёнка – одна из самых важных задач школы.
И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности...
Задача нравственного воспитаниясостоит в том, чтобы
социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка,
такие, как долг, честь, совесть, достоинство.