Тема 1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие "социально-культурная деятельность" складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.

Культурно-досуговая деятельность- составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).

Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся:

-нравственные и эстетические идеалы;

-нормы и образцы поведения;

-языки, диалекты, говоры;

-национальные традиции, обычаи, обряды;

-фольклор;

-художественные ремёсла и промыслы;

-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие

историко-культурную значимость.

Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность – создание культурных ценностей.

Сферы культурной деятельности:

-выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории

и культуры;

-эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая

деятельность в сфере культуры;

-научные исследования в сфере культуры;

-занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным

искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание

личности и группы в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

В разные исторические периоды Социально-культурная деятельность

называлась:

-внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990)

-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с середины 90-х годов).

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение

и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.

Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении "Основами законодательства Российской Федерации о культуре" от 1992 года.

В законодательстве чётко определены понятия: "культурная деятельность",

"культурные ценности", "культурные блага", "творческая деятельность", "культурное достояние", "государственная культурная политика", основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.

Особенности социально-культурной деятельности:

-осуществляется в свободное время;

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;

-характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.

СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.

В рамках закона рассматриваются следующие направления:

- Экономическое - вложение средств в развитие отечественной Культуры,

развитие различных типов учреждений Культуры.

- Гуманитарное - определяет содержание деятельности, изучение и использование

передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной

деятельности.

- Организационно-управленческое - решаются вопросы управления, руководства,

прогнозирования, диагностика.

Отличительные черты социально-культурной деятельности:

-гуманистический характер;

-культурологический характер;

-развивающий характер.

Свободное время - часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для

различных нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению.

В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение средств

массовой информации и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), любительские занятия - личные хобби и занятия в различных объединениях.

Главной задачей организации досуга является - удовлетворение духовных

потребностей личности в сфере досуга.

Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе. Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях. Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).

Главные задачи социальной деятельности:

1. Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании,

для их жизненного самоутверждения.

2. Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.

Досуг - осуществляется в свободное время.

Досуг - эта та часть свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных потребностей.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.

Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней

гармонически развитой личности.

Характерные черты социально-культурной деятельности:

- свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;

- многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных

интересов любых социальных групп;

- сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным

характером воспроизводства;

- творческий характер - это когда сам создаю, сам исполняю;

-репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы ориентированные на общение людей).

Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности,

т.е. включение личности в социально-культурный процесс.

Основные виды социально-культурной деятельности:

- Активный и пассивный отдых.

- Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу,

способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.

- Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.

- Творчество как процесс создания чего-то нового (не возможен без прохождения

уровня 1, 2, 3).

Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.

Наши рекомендации