Характеристика принципов построения предметно- развивающей
Среды в ДОУ
Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физическими упражнениями. Мероприятия двигательного режима должны проводиться систематически, создавая условия для полноценного решения задач физического, нравственного, эмоционального и трудового воспитания ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы определенные условия (развивающая среда) в спортивном зале, групповой комнате, площадке дошкольного учреждения.
При организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в процессе развития физических способностей детей по средствам использования оборудования, инвентаря, тренажеров и нестандартного оборудования необходимо поддерживаться следующих принципов:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии: первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было, образовательные задачи.
- принцип активности, творчества: в процессе дошкольного обучения должна быть заложена возможность формирования у детей и проявления взрослости. Обстановка среды должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновения и развития познавательного интереса ребенка.
- принцип стабильности - динамичности: при проектировании развивающей среды не обходимо учитывать то, что определит для ребенка его жизненную среду невозможно.
- принцип комплексирования гибкого зонирования. Среда должна представлять единый комплекс цветовой, звуковой, кинестетической модельности.
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации: постижение детьми категории эстетики начинается со своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных мнений.
- принцип учета половых и возрастных различий детей: представление
возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в
соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и
женственности.
Приложение 5
Примерные вопросы для анализа различных форм работы по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении
Вопросы для анализа утренней гимнастики
1. Подготовленность воспитателя, наличие плана- конспекта, правильность и тщательность его разработки.
2. Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка)
3. Подготовка места и необходимого оборудования и инвентаря, соблюдение санитарно- гигиенических требований.
4. Организация утренней гимнастики: своевременное начало и конец, способы организации детей для выполнения физических упражнений, рациональное использование пространства, раздача и сбор инвентаря.
5. Соответствие упражнений решению оздоровительных задач, возрасту детей, состоянию их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности, последовательность их проведения.
6. Качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и исправления ошибок.
7. Использование музыкального сопровождения.
8. Самочувствие, поведение и настроение детей.
9. Уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений, владение терминологией, объяснения, указания, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за самочувствием; поведением и настроением; владение голосом, культура речи, тон в обращении с детьми, характер ведения утренней гимнастики (уверенно, неуверенно); внешний вид педагога.
Вопросы для анализа гимнастики корригирующей направленности
1. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и требований к месту проведения, к оборудованию и инвентарю, к одежде детей)
2. Организация корригирующей гимнастики: время проведения, длительность, способы организации детей для выполнения физических упражнений, рациональное использование пространства, раздача и сбор инвентаря.
3. Соответствие упражнений возрасту детей, решению оздоровительных задач (для коррекции и профилактики каких заболеваний подобраны упражнения) .
4. Регулирование нагрузки при выполнении упражнений в соответствии с состоянием здоровья воспитанников, возрастом и подготовленностью детей
5. Качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и исправления ошибок, правильность использования методических указаний.
6. Использование музыкального сопровождения (при необходимости).
7. Самочувствие, поведение и настроение детей во время выполнения упражнений.
Вопросы для анализа учебно- тренировочного физкультурного занятия
1. Назовите условия проведения (подготовка места, инвентаря) занятия.
2. Соответствие внешнего вида детей и воспитателя санитарно- гигиеническим требованиям к проведению мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
3. Охарактеризуйте эффективность решения задач физического воспитания:
- качество выполнения упражнений детьми;
- способы организации детей при выполнении упражнений;
- взаимосвязь частей занятия;
- правильность сочетания основных видов движений в основной части занятия, последовательность физических упражнений;
-соответствие методов и приемов обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, использование подводящих упражнений;
- соответствие дозировки и темпа выполнения упражнений возрасту детей, регулирование физической нагрузки;
- самочувствие детей (заинтересованность в результатах, активность, внимание, взаимоотношения с другими детьми).
4. Каков уровень подготовки воспитателя по физической культуре:
- качество показа физических упражнений;
- правильность объяснений;
- подача команд и распоряжений;
- умение видеть всех детей;
- помощь детям при выполнении упражнений;
- умение предупреждать и исправлять двигательные ошибки;
- обеспечение достаточной нагрузки при выполнении упражнений, владение приемами её регулирования;
-характер ведения занятия, педагогический такт инструктора (воспитателя) по физической культуре.