На статую играющего в свайку
Юноша, полный красы, напряженъя, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, – тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.
На статую играющего в бабки
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! Раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Стихи эти, представляющие собой замечательный источник для изучения истории физической культуры, интересны глубиной зарисовок, сравнений, отражают симпатии великого поэта к народным играм, не уступающим, по его мнению, состязаниям Древней Эллады. Кстати, и написаны они гомеровским гекзаметром.
Любопытные зарисовки народных состязаний и развлечений содержатся в этнографических материалах. Один из исследователей, например, отмечает, что искусными конькобежцами были туляки. Некоторые из бегунов, сообщает он, с отличной ловкостью выводили на льду «буквы, слова и разные узоры». Среди туляков имелись также прекрасные пловцы и прыгуны в реку «со свай, с моста, со шлюз четырех– или пятисаженной высоты».
Продолжалось культивирование кулачных боев. Правительство предпринимало попытки их регламентации (Указ Екатерины I от 1726 г.). Иногда в Москве устраивались встречи кулачных бойцов с английскими боксерами. «Достопочтенные лорды, – сообщает этнограф А. В. Терещенко, – сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который, быв незнаком с искусством, так метил удачно в бока и лицо, что часто с одного раза повергал тщеславного на землю. С тех пор боксеры перестали мериться с бойцами…»
Среди уральского казачества зимой проводились военизированные игры, в частности, «борьба за снежный город» со стрельбой из пушки и ружей холостыми выстрелами. Взятию снежной крепости предшествовали скачки с джигитовкой и состязания в беге в мешках, бой подушками, сидя на бревне.
На Украине, в Белоруссии, Закавказье, Прибалтике и в других регионах страны, как и прежде, применялись различные физические упражнения, игры и развлечения. Например, в Азербайджане, по данным профессора К. Т. Рзаева, была широко распространена верховая езда, джигитовка, различные состязательные игры. Особой популярностью народа пользовалась борьба «Гюлеш». Тренировки по борьбе проводились в специальных зданиях, так называемых «Зорхана». При шахском дворце жили борцы, музыканты, танцоры и танцовщицы. Феодальная молодежь развлекалась игрой в мяч на лошадях. Игры-состязания обычно завершались любимым зрелищем того времени – борьбой и торжественно обставлялись. В Прибалтике, испытывавшей немецкое влияние, помимо народных средств физического воспитания, в 20-х годах XIX века появились турнерские (гимнастические) организации. У многих народов большой любовью пользовались состязания-праздники. «Жаль, что никто из поклонников национальной немецкой гимнастики… – писал Н. А. Добролюбов, – не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию, там гимнастика процветает; своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически, подвиги отличившихся воспеваются степными Пиндарами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи».[48]
В дворянской среде в XVIII веке пользовались популярностью многие виды физических упражнений: фехтование на рапирах и эспадронах, стрельба из пистолетов, верховая езда, катание на лодках и на коньках, игра в мяч (типа тенниса), плавание, охота и т. п. Для занятий фехтованием создавались специальные залы, приглашались учителя из Франции. Один из них – А. Вальвиль – обобщил свой богатый опыт в изданной в России книге «Рассуждения об искусстве владеть шпагою». Прекрасными фехтовальщиками были А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Так, высшей оценки по окончании Царскосельского лицея Пушкин удостоился по двум предметам: российской словесности и… фехтованию. Он считался одним из лучших учеников А. Вальвиля, преподававшего в лицее. Позднее у последнего брал уроки и М. Ю. Лермонтов, которому искусство фехтования на рапирах спасло жизнь на дуэли в 1840 г.
После десятков лет забвения наблюдается увлечение коньками, оно даже становится модным в начале XIX века. Преподаватель гимнастики военно-учебных заведений Петербурга де Паули в своей книге «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами» отмечает, что «в течение прошедшей зимы не только число катающихся на коньках значительно увеличилось, но даже кадеты и воспитанники прочих заведений начали наслаждаться этим приятным удовольствием». Не случайно А. С. Пушкин воспел бег на коньках в прекрасных строчках:
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих ровных рек…
Для упражнения в стрельбе из пистолетов возникают в ЗО-е гг. XIX века первые стрелковые тиры. В Петербурге и Москве по преимуществу иностранцами создаются частные гимнастические заведения. Их посетители занимались главным образом лечебными и корригирующими упражнениями.
Большое распространение получила верховая езда: редкий дворянин не владел ею. Искусство верховой езды осваивали и женщины, катавшиеся «амазонками», т. е, сидя в особом седле, ногами на одном боку лошади. В Петербурге и Москве создавались манежи-школы, а в парках – дорожки для верховой езды. Высшее мастерство в этом виде спортивных занятий спасло жизнь М. Ю. Лермонтову на Кавказе, когда он сумел уйти от погони трех черкесских джигитов.
В это время начинают проводиться бега и скачки как зрелища на ипподромах. Появляются профессиональные наездники. Отмечается увлечение знаменитыми русскими тройками. Возникают и частные школы плавания – первоначально в Петербурге (первая – в 1827 г. на Неве), Прибалтике, проводятся красочные водные праздники. В 1846 г. в Петербурге создается императорский яхт-клуб, но он служил не столько развитию парусного спорта, сколько для развлечения дворян.
В учебных заведениях – университетах, гимназиях – в отделениях для дворян уделялось известное внимание физическому воспитанию, преподавались фехтование и танцы, в основном для придания внешнего лоска.
Относительно хорошо было поставлено физическое воспитание в Сухопутном (бывшем Шляхетском) корпусе, где готовились не только военные, но и гражданские специалисты. С детьми младшего школьного возраста проводились прогулки, подвижные игры и упражнения на открытом воздухе. Подростки и юноши изучали верховую езду, вольтижировку, фехтование и «мячиковую игру».
Образцово велось физическое воспитание в закрытых учебных заведениях для детей дворян – лицеях, и в частности, в Царскосельском, где воспитывался юный А. С. Пушкин. Лицеист Иван Пущин свидетельствует: «… Вслед за открытием начались правильные занятия. Прогулки три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня. Вставали по звонку в шесть часов. По середам и субботам – танцеванье и фехтованье…» В 1816 г. Николай I утвердил в лицейской программе обучение верховой езде и плаванию[49]. Пушкин преуспевал и в том, и в другом. Досуг лицеистов заполняли иногда турниры по борьбе, о которых поэт вспоминал:
Не правда ли? Вы помните то поле,
Друзья мои, где в прежни дни, весной,
Оставя класс, играли мы на воле
И тешились отважною борьбой…
Где вы, лета забавы молодой?
Наш великий поэт увлекался многими физическими упражнениями. Для усиления нагрузки он ходил с 9-фунтовой тростью, принимал по утрам дома ледяные ванны, в Михайловском приспособил одно из помещений под тир для стрельбы из пистолета. Вот что писал по этому поводу биограф поэта П. Анненков: «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купания, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах».[50]
Даже смертельно раненный на дуэли, упав на землю, он нашел в себе силы приподняться и произвести свой выстрел в Дантеса и не промахнулся: пуля попала в область груди. И еще один факт, свидетельствующий о физической подготовленности и закалке Пушкина. Целых три недели, находясь в Бессарабии, он, дворянин, привыкший к благам своего класса, провел в непростых условиях кочующего цыганского табора. Об этом в своей романтической поэме «Цыганы» поэт вспоминает:
Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,
Смиренной вольности детей.
За их ленивыми толпами
В пустынях часто я бродил,
Простую пищу их делил
И засыпал пред их огнями.
В походах медленных любил
Их песен радостные гулы…
В конце XVIII и 1-й половине XIX века вопросы физического воспитания привлекают все большее внимание педагогов и общественных деятелей. Объясняется это общим подъемом культуры русского общества, возрастанием его запросов в этой сфере, а также развитием педагогической мысли. Уже в эпоху реформ Петра I, когда был сделан значительный шаг вперед в образовании, появляется ряд трудов, в которых предпринималась попытка теоретического осмысления педагогической практики. Среди них сочинение государственного и общественного деятеля, просветителя В. Н. Татищева (1686—1775) «Разговор о пользе наук и училищ». Опираясь на данные философии и педагогики того времени (он был хорошо знаком, в частности, с трудами Дж. Локка), В. Н. Татищев утверждал, что «человек состоит из двух разных свойств: души и тела». В соответствии с этим он делил все науки на науки «душевного богословия» и «телесной философии». Одним из первых в России он подчеркивал связь физического и умственного развития человека: «душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных членов повреждаются и силы ума». В своих трудах В. Н. Татищев высказывает мысль о необходимости включения в планы учебных заведений для дворян дисциплин, изучающих, «яко на шпагах биться, на лошадях ездить и танцевать».
Это находилось в соответствии с идеалом молодого человека того времени, изложенным в руководстве для дворянской молодежи «Юности честное зерцало»: «Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими достатками придворным человеком быть».
Оживление педагогического движения в России, наблюдавшееся в 60-е гг. XVIII столетия, в известной мере связано с именем И. И. Бецкого (1704—1795). Он много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с постановкой образования в этой стране. По заданию Екатерины II подготовил доклад, который был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Стремясь создать «новую породу людей» – образованных, гуманно обращающихся с крестьянами дворян, а также разночинцев («третий чин людей»), наряду с умственным и нравственным воспитанием уделял большое внимание физическому воспитанию, основными средствами которого считал чистый воздух, а также «увлечение невинными забавами и играми». Педагоги, по его мнению, должны добиваться «целости здравия и крепости сложения» учеников.
В истории отечественной и мировой науки и культуры особое место занимает ученый-энциклопедист и просветитель М. В. Ломоносов (1711—1765) . Проходит время, но труды Ломоносова не теряют своего значения. Кратко, но емко сказал о нем А. С. Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Среди многочисленных областей знаний, глубоко им исследованных и обогащенных новыми выводами, находится и медицина. И это не случайно. В Германии, в Магдебурге, куда он был направлен как лучший ученик Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов учился на двух факультетах – философском и медицинском. Это позволило ему прийти к выводу о том, что медицина – «полезнейшая роду человеческому наука». Придавая особое значение профилактике болезней, он считал, что движения «вместо лекарства служить имеют…»
В переведенную им на русский язык статью физика, академика Г. В. Крафта «О сохранении здравия» Ломоносов вложил немало собственных мыслей. В качестве некоторых из средств сохранения здоровья в статье назывались правильный образ жизни, гигиена, режим питания. М. В. Ломоносов стремился найти пути, помогающие сохранить здоровье в экстремальных условиях (например, во время высокоширотных экспедиций).
Смену занятий в течение дня – например, переход от одних экспериментов к другим – рассматривал как средство отдыха, восстановления сил.
Среди планов, которые не успел осуществить ученый, было обращение к правительству о принятии мер по развитию физического воспитания в стране и написание статьи об Олимпийских играх.
Оригинальные мысли в области оздоровительного значения физического воспитания высказал академик А. П. Протасов. В 1765 г. он сделал два доклада в Российской Академии наук: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».
Идеи использования физических упражнений в целях профилактики заболеваний получили научное обоснование в труде профессора военной гигиены М. Я. Мудрова (1776—1831) «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или Наука сохранять здоровье военнослужащих».
Крупным педагогом-просветителем был Н. И. Новиков (1744—1818). Он много сделал для создания школ и народных училищ, издания журналов, учебной литературы. В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков опубликовал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». В этом труде, оставившем заметный след в русской педагогике, Н. И. Новиков разрабатывает вопросы физического, нравственного и умственного воспитания. Он отмечает, что «здоровье и крепкое сложение тела весьма споспешествуют нашему удовольствию и что в молодости лежит основание как здоровья и крепости, так слабости и болезней тела». Отсюда его высокая оценка физического воспитания: «Сию часть воспитания, – говорит он, – называют ученые физическим воспитанием; а первая есть она потому, что образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места». Важнейшими средствами физического воспитания он считает игры, прогулки, гигиенические условия, в которых живет и учится ребенок. Н. И. Новиков – один из первых теоретиков и пропагандистов физического воспитания в России.
Важное место в истории русской общественной и педагогической мысли занимает А. Н. Радищев (1749—1802) — выдающийся философ, враг крепостничества и самодержавия, зачинатель революционно-демократической мысли в России. Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». За свои убеждения он был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь, в Илимский острог на «10-летнее безысходное пребывание».
В его литературной деятельности много внимания уделялось вопросам воспитания подрастающего поколения. В своем основном труде «Путешествие из Петербурга в Москву» он изобразил тяжелую картину страданий крестьянских детей, лишение их элементарных условий для физического и духовного развития. Радищев ратовал за такое воспитание подрастающего поколения, которое помогло бы развить силы ребенка и сделать его истинным сыном Отечества, патриотом. Физическое воспитание, как и умственное и нравственное, подчинены у Радищева именно этой цели. Систематическое физическое воспитание, тесно связанное, в частности, с трудовым, по мнению Радищева, способствует приобретению навыков и качеств, необходимых в жизни, труде, защите общественных и личных интересов. Оно содействует закаливанию организма, преодолению «робкой нежности», укреплению здоровья и продлению жизни. В главе «Крестцы» своего «Путешествия…» он рекомендует учить детей быстро бегать, поднимать тяжести, плавать, не утомляясь, ездить верхом, стрелять. Это также необходимо, как умение «водить соху, вскопать гряду, пользоваться косою и топором, долотом и стругом».
Идеи А. Н. Радищева закладывали социально-педагогические основы теории физического воспитания в нашей стране и получили развитие в трудах выдающихся мыслителей и просветителей В. Г. Белинского (1811—1848) и А. И. Герцена (1812—1870). Хотя они специально не разрабатывали вопросы физического воспитания, однако в своих трудах высоко оценивали его значение в системе всестороннего и гармоничного образования и воспитания молодого поколения. Их отношение к физическому воспитанию определялось прогрессивным мировоззрением, критикой существовавшего строя, верой в лучшее будущее народа, что пронизывало все их творчество и общественную деятельность. Решая с материалистических позиций вопрос о природе сознания, о соотношении в человеке души и тела, Белинский отмечал, что «духовную природу человека не должно отделять от его физической природы, как что-то особенное и независимое от нее», ибо «духовное… есть не что иное, как деятельность физического». И далее он подчеркивал: «Ум – это человек в теле, или, лучше сказать, человек через тело, словом, личность».
В. Г. Белинский и А. И. Герцен отстаивали идею гармоничности воспитания молодого поколения. По мнению Белинского, «развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний». Ратуя за физическое воспитание как составную часть педагогики, А. И. Герцен восклицал: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь Ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога». Взгляды на физическое воспитание выдающихся русских мыслителей вытекали из их трактовки общей цели воспитания, состоящей в подготовке всесторонне развитой – физически, умственно и нравственно – личности.
Физическое воспитание ребенка должно начинаться в семье и носить, по словам Белинского, «отпечаток здоровья, веселости, живости, ясности»; прививать детям правила общественной и личной гигиены, развивать силу, ловкость, смелость и другие физические и нравственные качества при учете анатомо-физиологических особенностей детского возраста.
Одно из средств физического воспитания Белинский и Герцен видели в народных играх и физических упражнениях. Это связано с большим интересом, который они проявляли к народной физической культуре.
А. И. Герцен высоко оценивал роль детских коллективных игр как для физического развития подрастающего поколения, так и для нравственного воспитания, развития общественных стремлений и наклонностей.
Идеи передовых русских мыслителей в области воспитания, в том числе физического, отличают гуманизм, демократизм, неиссякаемая вера в творческие силы народных масс, в будущее России.
Таким образом, XVIII и первая половина XIX века характеризуются значительными изменениями в практике и теории физического воспитания. Подъем экономики и культуры Русского государства расширил возможности для развития физической культуры и спорта, прежде всего среди дворянства. Реформы Петра I приводят к введению физического воспитания в учебные заведения. Таким образом, физическое воспитание впервые в нашей стране получает государственную регламентацию. Однако сословный характер воспитания приводит к тому, что физическое воспитание преподается главным образом в учебных заведениях (или отделениях при них) для дворян.
Происходит создание основ прогрессивной русской национальной системы военно-физической подготовки войск, что связано с деятельностью Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова. Одновременно передовая часть русского общества ведет борьбу против насаждения в России иностранных методов военно-физической подготовки войск и физического воспитания.
Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы, продолжавшие культивировать разнообразные игры и физические упражнения. Возникают частные школы плавания, гимнастики, фехтования, услугами которых в тех условиях пользуются представители господствующих классов. Новое развитие получает естественнонаучная и педагогическая мысль в области физического воспитания, особенно в трудах М. В. Ломоносова, а позднее в работах и деятельности русских просветителей А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена.