Формы организации физического воспитания в школе.
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организационных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.
уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
А. Утренняя гимнастика до учебных занятий.
Б. Физкультминутки и физкультпаузы на уроках.
В. Игры и физические упражнения на удлиненных переменах.
Г. Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:
1) спортивные секции по видам спорта;
2) секции общей физической подготовки;
3) секции ритмической и атлетической гимнастики;
4) школьные соревнования;
5) туристические походы и слеты;
6) праздники физической культуры;
7) дни здоровья, плавания и т.д.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:
а) содействовать успешному и полному овладению материала программе по предмету «Физическая культура»;
б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выделять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;
в) обеспечивать здоровый, активный и содержательный отдых.
Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
Билет 11 .
1. Каким понятиям даны определения:
а) это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка.
б) сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах
в) сформировать полноценное двигательное умение
2.Раскройте следующий вопрос:
Общая характеристика спорта
Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин
Зам. директора _____________________М.И. Епифанова
Билет 12 .
1. Каким понятиям даны определения:
а) двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования
б) это состояние полного физического ,психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов
в) Сущность состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на отдельные части.
2.Раскройте следующий вопрос:
Основы спортивной тренировки
Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин
Зам. директора _____________________М.И. Епифанова
Билет 11.(ответ)
1. Каким понятиям даны определения:
аОтрицательный перенос
б)Этап начального разучивания
в) Этап углубленного разучивания
2.Раскройте следующий вопрос:
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Матвеев, 1977):
1-я группа— виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;
2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
5-я группа— виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
6-я группа— многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
Билет 12.(ответ)
1. Каким понятиям даны определения:
а)Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
б)Здоровье
в) Метод целостно-конструктивного упражнения
2.Раскройте следующий вопрос:
Термин «тренировка» происходит от английскогослова training, означающего упражнение.
Цели и задачи спортивной тренировки.Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Средства спортивной тренировки. Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения -это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта
Специально подготовительные упражнениявключают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей
Общеподготовительные упражненияявляются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена
Методы спортивной тренировки. В спортивной тренировке под термином методследует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:
1)общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Принципы спортивной тренировки.Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.
Билет 13 .
1. Каким понятиям даны определения:
а) Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
б) Техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.д.
в) Учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком, преимущество одного потока — в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений.
2.Раскройте следующий вопрос:
Планирование, контроль и учет в подготовке спортсмена
Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин
Зам. директора _____________________М.И. Епифанова
Билет 14 .
1. Каким понятиям даны определения:
а) это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
б) время повышенной чувствительности организма к различным факторам среды, когда некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после него.
в) ускорение процессов роста и созревания
2.Раскройте следующий вопрос:
Общая характеристика оздоровительной физической культуры
Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин
Зам. директора _____________________М.И. Епифанова
Билет 13.(ответ)
1. Каким понятиям даны определения:
а)Расчленено-конструктивный метод
б)Метод сопряженного воздействия
в) Поточный метод
2.Раскройте следующий вопрос:
Цель контроля - сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Методы контроля: 1) сбор мнений спортсменов и тренеров;2) анализ рабочей документации тренировочного процесса; 3) педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (хронометрирование, пульсометрия и т.д.);4) тесты (контрольные испытания).
Виды контроля: оперативный, текущий и этапный.
Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоянием спортсмена, готовностью к выполнению очередного упражнения и т.д.
Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.
Комплексный контроль включает:1) контроль за результатами соревнований в циклах подготовки; 2) измерение и оценка эффективност
Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д.
Формы учета: 1)этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым); 2) предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов; 3)текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Текущий учет предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Оперативный учет – разновидность текущего.
Основные документы учета вспортивной школе: журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно- методических установок, определяющих конкретный отрезок времени, конкретные задачи, подбор средств, методов, организационных форм, материально-технического оснащения.
Формы планирования на этапах многолетней спортивной подготовки: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
Документыперспективногопланирования: 1)учебный план;2) рабочую программу;3) многолетний план подготовки команды;4) многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Кдокументам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Билет 14.(ответ)
1. Каким понятиям даны определения:
а) Абсолютная сила
б)Сенситивный период
в) Акселерация
2.Раскройте следующий вопрос:
Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные формы и виды занятий физическими упражнениями должны обеспечивать как минимум следующие эффекты:
1) профилактику гипокинезии и гиподинамии за счет увеличения жизненно необходимого объема движения и нагрузок;
2) расширение резервных возможностей основных жизненно важных систем организма (прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой);
3) повышение общей неспецифической устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям.
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания обязывает: