Формы организации физического воспитания в школе.

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организационных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

А. Утренняя гимнастика до учебных занятий.

Б. Физкультминутки и физкультпаузы на уроках.

В. Игры и физические упражнения на удлиненных переменах.

Г. Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

1) спортивные секции по видам спорта;

2) секции общей физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристические походы и слеты;

6) праздники физической культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

а) содействовать успешному и полному овладению материала программе по предмету «Физическая культура»;

б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выделять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

в) обеспечивать здоровый, активный и содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Билет 11 .

1. Каким понятиям даны определения:

а) это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка.

б) сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах

в) сформировать полно­ценное двигательное умение

2.Раскройте следующий вопрос:

Общая характеристика спорта

 
 

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 12 .

1. Каким понятиям даны определения:

а) двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования

б) это состояние полного физического ,психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов

в) Сущность состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на отдельные части.

2.Раскройте следующий вопрос:

Основы спортивной тренировки

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 11.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

аОтрицательный перенос

б)Этап начального разучивания

в) Этап углубленного разучивания

2.Раскройте следующий вопрос:

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Мат­веев, 1977):

1-я группа— виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена. К данной группе относится большинство ви­дов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых со­ставляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и каче­ством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специально­го оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамо­дели, автомодели и др.);

5-я группа— виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логичес­кого обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа— многоборья, составленные из спортивных дис­циплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Билет 12.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а)Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

б)Здоровье

в) Метод целостно-конструктивного упражнения

2.Раскройте следующий вопрос:

Термин «тренировка» происходит от английскогослова training, означающего упражнение.

Цели и задачи спортивной тренировки.Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив­ным состязаниям, направленная на достижение максимально воз­можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обус­ловленного спецификой соревновательной деятельности и гаран­тирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные сторо­ны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физичес­кая, тактическая и психическая.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие ос­новные задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечиваю­щих успешное выполнение соревновательного упражнения и дос­тижение планируемых результатов;

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4) обеспечение необходимого уровня специальной психичес­кой подготовленности;

5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Средства спортивной тренировки. Основными специфическими средствами спортивной трени­ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения -это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта

Специально подготовительные упражнениявключают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей

Общеподготовительные упражненияявляются преимуществен­но средствами общей подготовки спортсмена

Методы спортивной тренировки. В спортивной тренировке под термином методследует по­нимать способ применения основных средств тренировки и со­вокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тре­нера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1)общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие метод стро­го регламентированного упражнения, игровой и соревнователь­ный методы.

Принципы спортивной тренировки.Принципы спортивной тренировки представляют собой наи­более важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные дан­ные и передовой практический опыт тренерской работы.

Билет 13 .

1. Каким понятиям даны определения:

а) Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

б) Техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.д.

в) Учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком, преимущество одного потока — в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений.

2.Раскройте следующий вопрос:

Планирование, контроль и учет в подготовке спортсмена

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 14 .

1. Каким понятиям даны определения:

а) это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

б) время повышенной чувствительности организма к различным факторам среды, когда некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после него.

в) ускорение процессов роста и созревания

2.Раскройте следующий вопрос:

Общая характеристика оздоровительной физической культуры

Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин

Зам. директора _____________________М.И. Епифанова

Билет 13.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а)Расчленено-конструктивный метод

б)Метод сопряженного воздействия

в) Поточный метод

2.Раскройте следующий вопрос:

Цель контроля - сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Методы контроля: 1) сбор мнений спортсменов и тренеров;2) анализ рабочей документации тренировочного процесса; 3) педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (хронометрирование, пульсометрия и т.д.);4) тесты (контрольные испытания).

Виды контроля: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоянием спортсмена, готовностью к выполнению очередного упражнения и т.д.

Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Комплексный контроль включает:1) контроль за результатами соревнований в циклах подготовки; 2) измерение и оценка эффективност

Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д.

Формы учета: 1)этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым); 2) предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов; 3)текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Текущий учет предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Оперативный учет – разновидность текущего.

Основные документы учета вспортивной школе: журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно- методических установок, определяющих конкретный отрезок времени, конкретные задачи, подбор средств, методов, организационных форм, материально-технического оснащения.

Формы планирования на этапах многолетней спортивной подготовки: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

Документыперспективногопланирования: 1)учебный план;2) рабочую программу;3) многолетний план подготовки команды;4) многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Кдокументам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Билет 14.(ответ)

1. Каким понятиям даны определения:

а) Абсолютная сила

б)Сенситивный период

в) Акселерация

2.Раскройте следующий вопрос:

Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные формы и виды занятий физическими упражнениями должны обеспечивать как минимум следующие эффекты:

1) профилактику гипокинезии и гиподинамии за счет увеличения жизненно необходимого объема движения и нагрузок;

2) расширение резервных возможностей основных жизненно важных систем организма (прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой);

3) повышение общей неспецифической устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания обязывает:

Наши рекомендации