Физическая культура в новейшее время
Новейшим временем в истории называется эпоха, наступившая после первой мировой войны и продолжающаяся до наших дней. Она отличается от Нового времени тем, что мировое сообщество после Октябрьской революции в России раскололось на две противоположные социальные системы - капиталистическую и социалистическую
«Среди других форм культуры физическая культура завоевала для себя статус и признание. Физическое воспитание во всем мире получило статус учебного предмета. В медицине признали лечебную физическую культуру, началось изучение психических явлений, происходящих под влиянием физических упражнений и соревнований. Спортивные мероприятия стали оказывать на человека такое же эмоциональное воздействие, как и искусство.
Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.
Возникновение физических упражненийу восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.
При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.
Вторая половина XIX в. - 1917 г. - небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях. Появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания. Создается одна из лучших для того времени система физического образования - система, разработанная П.Ф. Лесгафтом.
В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры.
Приоритетное развитие после Великой Отечественной войны получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. Он стал своеобразным полигоном соперничества двух идеологических систем - социалистической и капиталистической.
После распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного государства принимается новая, принципиально отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.
23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии в Вене избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала олимпийской столицей по праву: 60 крупных стадионов, 30 бассейнов, свыше 1300 спортивных залов, почти 400 футбольных полей, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 200 с лишним кортов и еще много других спортивных баз.
Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного движения относится к концу XIX и началу ХХ вв. Основными историческим предпосылками к этому были экономический и культурный подъем, быстрое развитие производства, военного дела, науки и спорта во многих странах мира.
Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр. Олимпийские игры
К концу XIX в. развитие спорта в мире достигло такого уровня, при котором возникла необходимость обмена спортивным опытом на международной арене. По некоторым видам спорта, пока еще эпизодически, стали проводиться международные встречи. Однако отсутствие единых правил соревнований и норм, регламентирующих их проведение, тормозило развитие интернациональных спортивных связей. Это послужило толчком к созданию международных спортивных федераций и союзов.
Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр.
Международный олимпийский комитет (МОК) –высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 г. по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена
Билет 2.(ответ)
1. Каким понятиям даны определения:
а) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
б) Ловкость
в) Игровой метод
2.Раскройте следующий вопрос:
Гигиенические факторы(режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, инвентаря и др.) являются своеобразным средством физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Естественные силы природы(солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе или в воде (плавание) повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.)
Физические упражнения— основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств
К содержаниюотносят действия, входящие в физические упражнения, а также процессы (психические, физиологические, биохимические, биомеханические и др.), которые развертываются в организме по ходу упражнения и определяют его воздействие на занимающихся.
Формафизического упражнения представляет собою его внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения данного упражнения. Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движений
Билет 3.
1. Каким понятиям даны определения:
а) достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и знаний в повседневной жизни.
б) физическое качество, проявляющееся в способности человека выполнять однократное двигательное действие за минимальный промежуток времени.
в) представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы, для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией».
2.Раскройте следующий вопрос:
Методы физического воспитания
Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин
Зам. директора _____________________М.И. Епифанова
Билет 4.
1. Каким понятиям даны определения:
а) системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, и приобретение таким путем необходимого в жизни (или спортивной деятельности) фонда (1) двигательных умений, навыков и (2) специальных физкультурных знаний
б) физическое качество, проявляющееся в способности выполнять движения с максимально возможной амплитудой.
в) врожденные морфофункциональные качества, предопределяющие двигательную дееспособность
2.Раскройте следующий вопрос:
Принципы физического воспитания
Преподаватель_____________________ Е.С. Лагутин
Зам. директора _____________________М.И. Епифанова
Билет 3.(ответ)
1. Каким понятиям даны определения:
а) ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
б)Быстрота
в) Круговой метод
2.Раскройте следующий вопрос: