Художественно-Эстетическое Воспитание
Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
В разных возрастных группах программа предусматривает:
• развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);
• формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
• развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;
• обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
• развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;
• приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
В программе представлен новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», включающий самостоятельную художественную и познавательную деятельность ребенка, праздники и развлечения как основу творчества детей и формирования их интересов.
В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды, выделены направления работы по ее созданию.
Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игровым строительным материалом в младших и средней группах, в старшей и подготовительной группах к этому добавляется работа с бумагой и природными материалами), основными задачами обучения которому являются развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.
Игровая Деятельность
Игра является ведущим видом деятельности и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровых действий с игрушками и предметами-заместителями. Все виды игр должны широко использоваться в организации познавательной, художественно-эстетической деятельности и в социализации детей.
К семи годам дети должны научиться самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять установленные правила.
Структура Программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического развития детей, определены задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и в повседневной жизни.
В программе даны примерные универсальные режимы дня для каждой возрастной группы.
Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
В дошкольных группах занятия проводятся с 1 сентября по 1 июня.
В летнее время проводится одно занятие в день (в течение недели – 3 физкультурных и 2 музыкальных занятия).
В группах раннего возраста занятия проводятся весь год.
Для каждой возрастной группы даны примерные перечни занятий с учетом санитарных норм[1].
C детьми:
• первой младшей группы рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8-10 минут;
• второй младшей группы – 10 занятий продолжительностью до 15 минут;
• средней группы – 10 занятий продолжительностью до 20 минут;
• старшей группы – 13 занятий продолжительностью до 25 минут;
• подготовительной к школе группы – 14 занятий продолжительностью до 30 минут.
Занятия по дополнительному образованию, если они предусмотрены планами работы ДОУ (иностранный язык, хореография, ИЗО и др.), проводятся по согласованию с родительским комитетом: во второй младшей группе – 1 занятие, в средней и старшей группах – 2 занятия, в подготовительной к школе группе – 3 занятия в неделю. По продолжительности дополнительные занятия такие же, как и обязательные.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, должны закрепляться в процессе повседневного общения с детьми, во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности.
В программе перечень занятий дан на месяц.
Любой раздел программы предполагает решение разных задач. Например, на занятиях по изобразительной деятельности предполагается предметное, сюжетное рисование, декоративное рисование, рисование по замыслу. Для удобства планирования легче чередовать эти виды занятий в течение месяца: первая неделя – предметное рисование, вторая неделя – сюжетное рисование и т. д. Однако это формальный подход. Известно, что для успешного формирования нового навыка зачастую необходимо провести подряд несколько занятий с наименьшим интервалом времени между ними.
Авторский Коллектив
Научные редакторы– М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.
Антонова Анна Викторовна– доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, автор раздела программы «Знакомство с искусством».
Арапова-Пискарева Наталья Александровна– автор раздела программы «Формирование элементарных математических представлений».
Веракса Николай Евгеньевич– доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, автор раздела программы «Возрастные особенности психического развития детей».
Гербова Валентина Викторовна– кандидат педагогических наук, автор разделов программы «Развитие речи» и «Художественная литература».
Губанова Наталья Федоровна– кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Коломенского педагогического института, автор раздела программы «Игровая деятельность».
Дыбина Ольга Витальевна– доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, автор раздела программы «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение. Явления общественной жизни».
Зацепина Мария Борисовна– доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, автор разделов программы «Музыкальное воспитание» и «Культурно-досуговая деятельность».
Комарова Тамара Семеновна– доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, автор разделов программы «Эстетическая развивающая среда», «Сенсорное воспитание», «Трудовое воспитание», «Изобразительная деятельность», «Конструирование».
Лямина Галина Михайловна– кандидат педагогических наук, соавтор разделов программы «Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года)» и «Вторая группа детей раннего возраста (от года до двух лет)».
Петрова Вера Ивановна– доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, автор раздела программы «Нравственное воспитание».
Соломенникова Ольга Анатольевна– кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования, автор раздела программы «Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений».
Степаненкова Эмма Яковлевна– кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Московского педагогического государственного университета, автор раздела программы «Физическое воспитание».
Теплюк Светлана Николаевна– кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики Российской академии образования, автор разделов программы «Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года)» и «Вторая группа детей раннего возраста (от года до двух лет)».
Первая Группа Детей Раннего Возраста
(От Рождения До Года)