Теоретико-методические основы обучения предмету
«физическая культура»
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по предмету « Физическая культура».
Образовательный стандарт -это государственный документ, определяющий минимум содержания образовательной программы.
Образовательный стандарт по предмету « Физическая культура» -это совокупность основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, выражающей идеал и учитывающей возможности личности и системы образования.Образовательный стандарт разрабатывается и утверждается МО и науки РФ. Он определяет продолжительность обучения в общеобразовательной школе ( 11 лет), переход к 4- летнему начальному образовании; введение профильного обучения на старшей ступени школы, определяет ступени образования ( начальная школа, основная, средняя). По предмету « Физическая культура» стандарт включает базовый и вариативный компоненты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ ) КОМПОНЕНТ - стабильная часть общего среднего образования – в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности, состояния здоровья.
Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. На основе базового компонента можно определить степень сформированности здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах.
Федеральный компонент подразделяется на такие разделы как:
- основы знаний о физкультурном образовании;
- способы физкультурной деятельности различной направленности;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- минимальные требования к оснащенности учебного предмета.
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ – обусловлен необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.
Содержание предмета имеет следующую примерную структуру:
Обязательный базовый компонент – начальная школа – 70-80%, основная школа –60-70%, средняя школа - 50 – 60%.
Вариативный компонент - начальная школа – 20-30%;
- основная школа – 30-40%;
- средняя школа – 40-50%.
Изучение Физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей.
1. Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширения функциональных возможностей организма.
2.Формирование культуры движений, обогащения двигательного опыта, приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
3. Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
4. Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании ЗОЖ.
Структура содержания образования по предмету « Физическая культура».
Это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний, двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обуславливает достижение цели данной дисциплины.
Структура содержания образования по физической культуре отражена в ФГОСТ и примерной учебной программе.
Единицы структуры содержания образования именуются блоками.
Первый блок.
Состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности:
- значение физической культуры для нормального роста и развития организма;
- виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;
- место этих видов в двигательном режиме учащихся в учебном году, на каникулах и т.д;
- знания об использовании физических упражнений;
- использование физической культуры в рекреации;
- знания о самостоятельных занятиях физической культурой.
Второй блок.
Блок двигательных умений и навыков, т. е. он представляет собой совокупность двигательных действий, ориентированных на обогащение двигательной подготовленности учащихся. Это основные движения человека ( азбука движений), двигательные действия и их комбинации, составляющие основу техники доступных видов спорта, физических упражнений, включая подвижные игры.
Третий блок.
Включает инструктивные умения и навыки. Это умения и навыки самоорганизации, самоконтроля, самостоятельные и коллективные занятия физической культурой и спортом. В блоке определены содержание, продолжительность, структура, объем, интенсивность физической нагрузки, умение оказывать помощь, страховку, судить соревнования.
Четвертый блок.
В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и подготовительных упражнений, способствующих развитию основных физических качеств, а также социально значимых моральных и волевых качеств личности.
Пятый блок.
В этот блок включены нормы и требования. НОРМА – это конкретные и объективные показатели физической подготовленности. ТРЕБОВАНИЯ – комплекс научно-обоснованных показателей выполнения двигательных действий. Формулировки требований должны содержать выражения: «уметь», « знать», «выполнять». Уровень физической подготовленности входит в это блок как подструктура физического образования.
Шестой блок.
Включает виды деятельности ( его состав зависит от условий данной школы):
- утренняя гимнастика;
- физкультурные минутки и паузы;
- самостоятельные занятия;
- внеклассные формы организации физической культуры и спорта;
- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Структура содержания образования по предмету « Физическая культура» может видоизменяться в зависимости от региональных и местных условий.
Документами, регламентирующими содержание образования по предмету « Физическая культура» выступают:
- базисный учебный план;
- обязательный минимум содержания образования по предмету;
- примерная учебная программа;
- рабочая учебная программа;
- учебник по физической культуре.