Соревновательная деятельность и ее структура (определение, виды и системы соревнований).
Соревнования – цель, средство и метод подготовки спортсмена. Это специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.
Соревнованиясоставляют важнейшую отличительную особенность спорта. Содержание соревнований и факторы, обусловливающие высокий спортивный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов.
В составсоревновательной деятельности входят:
1) соревновательные действия (например, в легкой атлетике – бег по дистанции, метание копья и т.п.); 2) комплексные формы поведения спортсмена во время состязания (проявление технической, физической, тактической, психической и др. видов подготовленности).
Сущность соревновательной деятельности - установление сильнейших спортсменов и коллективов и распределении их по ступеням иерархической лестницы - от первого места до последнего. Фазы соревновательной деятельности: предстартовая, процесс соревнования, фаза последствий.
Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса (правил соревнований) под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.
Классификации видов соревнований.
Поцели - собственно спортивные и субспортивные соревнования. Собственно спортивные соревнования (основные) – главные, имеющие официальный статус (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, страны).
Субспортивные соревнования –соревнования отличающиеся частными субдостиженческими функциями (подводящие, контрольные, отборочные, зрелищные, массовые, коммерческие и др.).Подводящие (подготовительные) - служат подготовкой к основным соревнования. Отборочные - проводятся для отбора участников заключительного этапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные соревнования (прикидки) служат средством подготовки спортсменов, для внесения коррективов в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функций спорта.
По составу соревновательных действий. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), а способ выполнения хотя и обусловлен, но не «входит» в результат. В других соревнованиях «результатирует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках).
Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включающие несколько видов. Есть комплексные соревнования, объединяющие ряд видов спорта (например, спартакиады).
Поконтингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности.
Поспособу ведения соревновательного противоборства соревнования бывают с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) и с опосредованным контактом (фехтование),выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Соревнованиябывают очные (участники находятся вместе в одно время) и заочные (проходящие в одно время, но территориально разделенные).
По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье).
По типу судейства (способу определения победителя) выделяют соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, фигурное катание и др.) и с объективными оценками (бег, метания и др.), соревнования с выбыванием проигравшего.
По продолжительности: соревнования с различным числом стартов (матчей), от одного (виды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки).
В международном спорте сложилась определенная система соревнований: Олимпийские игры, региональные игры (Панамериканские и др.); чемпионаты мира, Европы, Кубки мира, Кубки, европейских чемпионов и др. В РФ проводятся соревнования различных масштабов по многим видам спорта: чемпионаты России, краев, областей, городов, районов, производственных коллективов.
Системы проведения спортивных соревнований
Наиболее распространенными системами (способами) проведения спортивных соревнований являются: система прямого определения мест участников, круговая система, системы с выбыванием и смешанная.
1. Система непосредственного определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по большинству видов спорта, в которых результаты соревнующихся участников оцениваются метрическими единицами (легкая атлетика, велосипедный, конькобежный и лыжный виды спорта, плавание и др.) или суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений (акробатика, гимнастика, фигурное катание и др.).
2. Круговая система основывается на принципе последовательных встреч каждогоучастника (команды) со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах. При круговой системе итоговое место участника или команды определяется по количеству набранных в соревновании очков. В игровых видах спорта при равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя могут применяться следующие критерии: - разница забитых и пропущенных мячей или шайб; - количество забитых мячей или шайб; - результат конкретной игры; - жеребьевка. Порядок встреч (игр) по круговой системе определяется жеребьевкой номеров команд или участников. На основании определившихся номеров составляется календарь встреч. Для определения количества игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг используют формулу.
3.Система с выбыванием строится по принципу выбывания участника или команды из соревнования после одного или нескольких поражений. Эту систему чаще называют «олимпийской» или «кубковой», так как она применяется на олимпийских играх и в розыгрышах большинства кубков. Ее достоинство заключается в возможности включить в соревнования большое число участников и провести их в сжатые сроки. Порядковый номер команд определяется с помощью жеребьевки. Для проведения соревнований по системе с выбыванием составляются таблицы встреч, порядковый номер команды в которой определяется жеребьевкой.4. Смешанная система проведения соревнований состоит в последовательном сочетании в одном соревновании двух систем - круговой и с выбыванием, при которой первый этап соревнований проводится по одной системе, а второй - подругой. Эта система облегчает проведение соревнований с большим числом участников, позволяет сократить число встреч и сроки всего соревнования. 5. Блицтурниры - краткосрочные турниры. Соревнования в форме блицтурнира как командные, так и личные, проводятся, на спортивных праздниках, днях открытия и закрытия сезона и т.п. В блицтурнире, например по баскетболу, встречи могут состоять из двух таймов по 10 мин, по волейболу - из одного сета (до счета 8 или 10). Блицтурниры чаще всего проводятся по системе с постепенным выбыванием проигравших команд и участников.
Спортивный отбор (определение,этапы, критерии отбора).
Спортивный отбор- это комплекс мероприятий позволяющих оценить потенциальную одаренность и прогнозировать спортивные достижения. Это длительный многоступенчатый процесс, имеющий конкретные задачи на этапах.
Спортивная ориентация - система организационно - методических мероприятий, позволяющих наметить специализацию юного спортсмена в определенном виде спорта.
Этапы спортивного отбора:1) спортивная ориентация (первичный отбор). На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критерии спортивной ориентации: рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы; 2) спортивный отбор (вторичный отбор) На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Методы отбора: антропометрические обследования (рост, масса тела, тип телосложения - выявление морфотипа спортсмена), медико-биологические исследования (оценка здоровья, физического развития, физической подготовленности занимающихся), педагогические наблюдения (тесты), психологические и социологические обследования; 3) третий этап. Поиск и зачисление в центры олимпийской подготовки СДШОР, УОР. Проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с последующей экспертной оценкой и тестированием в ходе соревнований; 4) комплектование сборных команд.
Критерии отбора: медико-биологические, педагогические, психологические, социологические.
Спортивный отбор в отдельных видах спорта (на примере волейбола).
Спортивный отбор - это комплекс мероприятий определяющих высокую степень, предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта.
В отборе можно выделить следующие этапы:
1-й этап (начальная спортивная подготовка) - определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности. При отборе детей в волейбол на данном этапе применяются тесты (бег 30 м с высокого старта, бег с изменением направления 6×5 м; прыжок в высоту с места, метание набивного мяча, 1 кг из головы двумя руками ,метание теннисного мяча).
2-й этап - оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы. Проводится диагностика игровой ориентации:игровая одаренность: (тесты: «бегуны», «охота», «разведка», «борьба за мяч»), интересы и уровень притязаний (беседы, наблюдения, тесты), способности к обучению (формула Bryde), медицинская оценка, тестирование физической подготовленности (бег со сменой направления, доставание подвешенного мяча в прыжке и др.); видовой ориентации: тестирование одаренности («Охотники и утки», «Три квадрата»), исследование оперативного мышления (методика «тройка»), измерение психофизиологических показателей (кольца Ландольта, корректурные таблицы и др.).
3-й этап - комплектование команд мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг. Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.
4-й этап - отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.).
Подготовка квалифицированных юных волейболистов осуществляется в основном через сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Одаренные юные волейболисты после окончания ДЮСШ или несколько ранее повышают свое мастерство в группах подготовки команд мастеров. В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тренировки, спортивного совершенствования) в спортивных школах функционируют группы: начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования.Каждый этап обучения имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возраста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбора, перевода из группы в группу и выпуска из школы.
Спортивный отбор в отдельных видах спорта (на примере легкой атлетики).
В легкой атлетике применяется 4-этапная система отбора. На 1- этапе отбираются дети 9-11 лет для предварительной(не связанной с конкретным видом легкой атлетикой) спортивной подготовки. Цель этапа - физическое развитие и физическая подготовленность, формирования интереса к занятиям спортом. На этом этапе привлекается большое количество детей с общей двигательной одаренностью.
На 2- этапе проводится более специализированный отбор в зависимости от требований модельных характеристик в отдельных видах легкой атлетики. Цель этапа: физическое развитие, оценка кандидатов по внешним признакам: длина тела, масса тела, пропорции тела, осанка, строение таза и ног, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног, размер стопы. Вместе с тем исследуются двигательные способности детей: бег на 20м с ходу, бег на 60м с высокого старта, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, бросок набивного мяча, бег на 300 м, наклон вперед, становая динамометрия. Осуществляется медицинский осмотр, особое внимание обращается на состояние опорно – двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
На 3 этапе – начальной специализации, детей ориентируют на конкретный вид легкой атлетики. На данном этапе осуществляется углубленный медицинский осмотр. Проводятся контрольные упражнения, которые характерны для отбора в отдельные виды легкой атлетики (например, для юных прыгунов применяют – бег на 30 м/с ходу, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, прыжок вверх с места, наклон вперёд, поднимание туловища из положения лёжа). Для 11-12 летних детей имеют значение весо - ростовые индексы (масса тела, г/рост, см). К занятиям легкой атлетикой пригодны дети, у которых разница между ростом и массой тела несколько больше 100 единиц. Отдельные качества могут быть исследованы как в лаборатории, так естественных условиях. Примеры.
4 этап- комплектование сборных команд.
Контроль в подготовке спортсмена.
Цель контроля - сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Методы контроля: 1) сбор мнений спортсменов и тренеров;2) анализ рабочей документации тренировочного процесса; 3) педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (хронометрирование, пульсометрия и т.д.);4) тесты (контрольные испытания).
Виды контроля: оперативный, текущий и этапный.
Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоянием спортсмена, готовностью к выполнению очередного упражнения и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом.
Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.
Комплексный контроль включает:1) контроль за результатами соревнований в циклах подготовки; 2) измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.
1) контроль за результатами соревнований- оценка эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки; 2) измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности - регистрация различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности с использованием измерительной техники и компьютера.Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости (тесты). Оценка технической подготовленности - заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критерии - объем техники, разносторонность техники и эффективность.
Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях и предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования);
3) контроль за факторами внешней среды.К факторам внешней среды относят: - климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);- состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс;- качество спортивного инвентаря и оборудования;- поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);- объективность судейства и т.д.
Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д.
Формы учета: 1)этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым); 2) предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов; 3)текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Текущий учет предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Оперативный учет – разновидность текущего.
Основные документы учета вспортивной школе: журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.
Основные документы планирования учебно-тренировочного процесса в спорте.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно- методических установок, определяющих конкретный отрезок времени, конкретные задачи, подбор средств, методов, организационных форм, материально-технического оснащения. Формы планирования на этапах многолетней спортивной подготовки: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное ( неделю, отдельное тренировочное занятие).
Документы перспективного планирования: 1)учебный план;2) рабочая программа;3) многолетний план подготовки команды;4) многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. План предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Рабочая программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.). Разделы программы: 1) объяснительная записка; 2) изложение программного материала; 3) контрольные нормативы и учебные требования; 4) рекомендуемые учебные пособия.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный)- составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов на 4 и даже 8 лет.
Содержание перспективного плана подготовки (спортсмена, команды): 1) краткая характеристика занимающихся; 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования, основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки - организационно-методический документ, определяющий содержание работы на учебно-тренировочный год, наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные)-состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц).План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочей программы. В этом документе определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный).