Методы воспитания физических качеств.
Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.Метод стандартного упражнения: 1) метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений);2) метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Разновидностями метода переменного упражнения являются методы: переменно-непрерывного упражнения и переменно-интервального упражнения:
Методпеременно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидностиэтого метода: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пример, переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.
Разновидностиэтого метода:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин); в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Круговой метод - выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз. Метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств.
Основные понятия: «двигательное умение», «двигательный навык», «двигательное умение высшего порядка».
«Двигательное умение»-способность выполнять двигательное действие, при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.
«Двигательное умение» характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Признаки умения: 1)управление движением происходит неавтоматизированно; 2) способ решения задачи нестабилен;3)длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других причин.
«Двигательный навык» - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным, при минимальном контроле со стороны сознания управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. Признаки навыка: 1) отдельные движения, входящие в двигательное действие выполняются автоматически; 2) автоматизация не снимает ведущей роли сознания; 3) сознание направленно на узловые компоненты действия, на творческое решение двигательной задачи; 4) обладает высокой устойчивостью; 5) целостное выполнение двигательного действия, повышенная точность, совершенный ритм, экономное выполнение и др.; 6) повышается роль двигательного анализатора, снижается роль зрительного при выполнении действия.
«Двигательное умение высшего порядка» - способность человека выполнять двигательное действие (решать двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.
Характерные признаки двигательного умения высшего порядка (ДУВП): 1) повышенная роль пусковой функции сознания;2) движения входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизировано и могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции;3) проявляются всегда в условиях целостной деятельности.
Значение ДУВП: 1) приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности; 2) выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.
Разновидности ДУВП: 1) умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности; 2) умение одновременно использовать два или несколько навыков;3) умение последовательно использовать два или несколько навыков.
Структура процесса обучения двигательным действиям (этапы и их характеристика).
Этапы процесса обучения: 1) этап начального разучивания. Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи этапа: 1.Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.2.Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3.Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4.Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Методы обучения на данном этапе: практические, словесные, наглядные.Продолжительность этапа зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей;4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков;
2) этап углубленного разучивания. Цель этапа -сформировать полноценное двигательное умение.Основные задачи этапа:1) уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники;2) добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники; 3) устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
На данном этапе широко используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия..
Методы обучения, используемые на данном этапе: 1. Практические(метод целостно-конструктивного упражнения, соревновательный, игровой). 2) Словесный. 3) Наглядный.
3) Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. Цель этапа - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи этапа: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.