Специфические методы обучения двигательным действиям ( методы строго и частично регламентированного упражнения).

Метод -способ воздействия педагога на воспитываемого, при котором возможно решение широкого круга задач.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

Специфические методы обучения-это методы строго регламентированного упражнения и методы частично-регламентируемого упражнения.

Методы строго регламентируемого упражнения:

1) метод целостно-конструктивного упражнения (метод целостного упражнения) - техника двигательного действия с самого начала в целостной структуре, разучиваются несложные движения (ОРУ, простые прыжки, бег и т.п.). Целостным методом осваивается общая структура движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники;

2) метод расчленённо-конструктивного упражнения (метод расчлененного упражнения) - предусматривает расчленение двигательного действия на фазы, элементы с поочередным их разучиванием и соединением в единое целое (акробатические упражнения, прыжки в высоту, опорные прыжки и т.п.). Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие;

3) метод сопряженного воздействия - техника двигательного действия совершенствуется при создании специальных условий, требующих дополнительных физических усилий. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Методы частично-регламентируемого упражнения:

а) игровой метод – использование упражнений в игровой форме.

б) соревновательный метод – использование упражнений в соревновательной форме.

Игровой метод обучения.

Сущность игрового метода - двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: 1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков;2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей; 3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества;4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества и т.д.; 5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся положительного интереса к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода - использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет:– стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;– выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; – обеспечивать максимальную физическую нагрузку;– содействовать воспитанию волевых качеств.

Наши рекомендации