Раздел 1. Введение в теорию физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение в теорию физической культуры.

Раздел 2. Общие вопросы теории и методики физического воспитания.

Раздел 3. Возрастные основы физической культуры.

Раздел 4. Общая характеристика оздоровительной физической культуры.

Раздел 5. Теория и методика спорта.

Раздел 6. Педагогические исследования в области физической культуры и спорта.

Раздел 7. Теоретико- методические основы обучения предмету « Физическая культура».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки « 44.03.01. Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» и учебной программой по дисциплине «Теория и методика физической культуры ».

Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену «Педагогические основы физической культуры».

Задачи пособия.

1. Представить студентам основные термины и понятия, разработанные ведущими отечественными теоретиками в области теории и методики физической культуры и спорта.

2. Показать точки зрения ряда ученых на сущность физической культуры и спорта, принципы, средства, формы, методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослых.

3. Дать краткую характеристику спорта как составной части физической культуры, раскрыть сущность спортивной тренировки, ее цели, задачи, специфические принципы, содержание, построение, технологию планирования и контроля.

4. Рекомендовать выпускникам структуру ответа на вопросы экзамена.

5. Содействовать ориентации студентов в профессиональном информационном поле.

6. Формировать у выпускников умение структурировать и представлять профессиональную информацию.

Составители пособия не ставят перед собой цель, заменить данным материалом учебники и учебные пособия по дисциплине «Теория и методика физической культуры».

Классификация физических упражнений, их характеристика.

Физические упражнения подразделяются на следующие группы.

1. По признаку исторически сложившихся систем (гимнастика, игры, спорт, туризм).

2. По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Упражнения классифицируютсяпо группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений (спринтерский бег, метания, поднимание штанги и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (кроссовый бег, бег на лыжах и т.п.);3) упражнения, требующие высокой координации движений гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности (борьба, бокс, спортивные игры и т.п.).

3. По анатомическому признаку (упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.).

4. По признаку биомеханической структуры (циклические, ациклические и смешанные упражнения).

5. По признаку физиологических зон мощности (упражнения макси­мальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности).

6. По признаку спортивной специализации (соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные).

Игровой метод обучения.

Сущность игрового метода - двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: 1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков;2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей; 3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества;4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества и т.д.; 5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся положительного интереса к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода - использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет:– стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;– выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; – обеспечивать максимальную физическую нагрузку;– содействовать воспитанию волевых качеств.

Основные понятия: «двигательное умение», «двигательный навык», «двигательное умение высшего порядка».

«Двигательное умение»-способность выполнять двигательное действие, при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.

«Двигательное умение» характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Признаки умения: 1)управление движением происходит неавтоматизированно; 2) способ решения задачи нестабилен;3)длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других причин.

«Двигательный навык» - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным, при минимальном контроле со стороны сознания управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. Признаки навыка: 1) отдельные движения, входящие в двигательное действие выполняются автоматически; 2) автоматизация не снимает ведущей роли сознания; 3) сознание направленно на узловые компоненты действия, на творческое решение двигательной задачи; 4) обладает высокой устойчивостью; 5) целостное выполнение двигательного действия, повышенная точность, совершенный ритм, экономное выполнение и др.; 6) повышается роль двигательного анализатора, снижается роль зрительного при выполнении действия.

«Двигательное умение высшего порядка» - способность человека выполнять двигательное действие (решать двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.

Характерные признаки двигательного умения высшего порядка (ДУВП): 1) повышенная роль пусковой функции сознания;2) движения входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизировано и могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции;3) проявляются всегда в условиях целостной деятельности.

Значение ДУВП: 1) приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности; 2) выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП: 1) умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности; 2) умение одновременно использовать два или несколько навыков;3) умение последовательно использовать два или несколько навыков.

Структура процесса обучения двигательным действиям (этапы и их характеристика).

Этапы процесса обучения: 1) этап начального разучивания. Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи этапа: 1.Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.2.Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3.Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4.Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Методы обучения на данном этапе: практические, словесные, наглядные.Продолжительность этапа зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей;4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков;

2) этап углубленного разучивания. Цель этапа -сформировать полноценное двигательное умение.Основные задачи этапа:1) уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники;2) добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники; 3) устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

На данном этапе широко используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия..

Методы обучения, используемые на данном этапе: 1. Практические(метод целостно-конструктивного упражнения, соревновательный, игровой). 2) Словесный. 3) Наглядный.

3) Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. Цель этапа - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи этапа: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Дополнительные средства.

1. Упражнения с использованием внешней среды (например, бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (например, эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнера.

Методы воспитания силы:

1. Метод максимальных усилий - выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Данный метод применяется:1)для развитиямаксимальной силы (вес отягощений от максимума до 100% и более, количество повторений 1-3, количество подходов 2-5); 2) для развития максимальной силы с незначительным приростом массы (вес отягощений 90-95 % ,количество повторений 5-6 раз, количество подходов 2-5);3) для одновременногоувеличение силы и мышечной массы (вес отягощений 85-90 % ,количество повторений 5-6 раз, количество подходов 3-6).

2. Метод непредельных усилий - использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины метод применяется: 1) для увеличения мышечной массы и прироста максимальной силы (вес отягощений от максимума 80-85 %); 2) уменьшение жирового компонента и совершенствование силовой выносливости (вес отягощений от максимума 50-70 %), силовой выносливости и рельефа мышц (вес отягощений от максимума 30-60 %) Используется строго нормированное количество повторений от 8-10 до 50-100. Цель- увеличение мышечной массы и максимальной силы, уменьшение жирового компонента, совершенствование силовой выносливости; 3) метод динамических усилий - создание максимального силового напряжения при выполнении работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение выполняется с полной амплитудой. Метод динамических усилий - применяют при развитии быстрой силы. Цель- совершенствование скорости отягощенных движений (вес отягощений от максимума 15-35 %, количество повторений упражнений 1-3); 4) «ударный» метод – совершенствование взрывной силы и реактивных способностей двигательного аппарата (вес отягощений от максимума 15-35 %, количество повторений упражнений 5-8) (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину); 5) метод изометрических усилий - выполнением кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Продолжительность изометрического напряжения обычно 5-10 с. Величина развиваемого усилия может быть 40-50% от максимума и статические силовые комплексы должны состоять из 5-10 упражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп; 6) метод круговой тренировки- комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц; 7) игровой метод - воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

Возрастные особенности развития силы.Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет.

Двигательно-координационные способности человека: определение, виды, определяющие факторы.

Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Ловкость -способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи. Координационные способностиможно разбить три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений («чувство пространства», «чувство времени», «чувство темпа» и «мышечного чувство», т.е. чувство прилагаемого усилия) (пример «баскетбол»- способность к реакции, ориентированию в пространстве, чувство прилагаемого усилия при бросках, передачах).

Вторая группа. Способности поддерживать статическое положение (позу) и динамическое равновесие. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений (например, равновесие в упражнениях на бревне).

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности) (например, упражнения в художественной гимнастике). Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.

Факторы проявления координационных способностей: 1) способность человека к точному анализу движений; 2) деятельность анализаторов и особенно двигательного; 3) сложность двигательного задания; 4) уровень развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелость и решительность; 6) возраст; 7) общая подготовленность занимающихся (т.е. запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Методика развития гибкости

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Достижение заметного сдвига в развитии гибкости наблюдается уже через 3-4 месяца, рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40 % - активные, 40 % - пассивные и 20 % - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.

Для развития гибкости применяетсястретчинг(от английского - натянуть, растягивать) - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом является возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет. Развитие гибкости должно начинаться с 6- 7 лет.

Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями (признаки, структура и типы урока).

Урок - основная форма организации систематических занятий физическими упражнениями. К урочным формам относят - уроки, учебно-тренировочные занятия.Характерные признаки урочной формы -руководство педагогом, постоянство состава, специально отведенное место, частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь, наличие расписания, занятия проводятся по разработанным программам, наличие структуры занятия.

Типы уроков согласно ФГОС.

1. УРОКИ с образовательно-познавательной направленностью.

Дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

2. УРОКИ с образовательно-обучающей направленностью.

Используются по преимуществу для обучения практическому материалу. В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное, совершенствование;

- планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота, сила, выносливость.

3. УРОКИ с образовательно- тренировочной направленностью.

Используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки. Отличительные особенности целевых уроков:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

- планирование относительно продолжительной заключительной части урока( до 7-9 мин);

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего ( пульс до 160 уд.мин) и тренирующего ( пульс свыше 160 уд.мин);

- обеспечение индивидуального подбора учебных заданий, которые выполняются на основе контроля ЧСС и самочувствия.

Структура урока физической культуры.

Структура- это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Части урока: подготовительная, основная, заключительная. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

1. Подготовительная часть урока. Цель – организовать и подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Методические задачи:- обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие; - активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности;- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений). Средства: игровые упражнения, танцевальные упражнения; строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; ОРУ, специально подготовительные упражнения, упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. Продолжительностьподготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2.Основная часть урока. Цель - решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных рабочей программой и планом-конспектом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, - в конце. Воспитание специальной выносливости, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Продолжительность основной части зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола, возраста занимающихся и др. Продолжительность основной части в ОУ в среднем 25-30 мин

3. Заключительная часть урока. Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

Методические задачи:1) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж); 2) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание); 3) подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся;4) сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». Длительность заключительной части урока 3-5 мин.

Характеристика неурочных форм занятий физическими упражнениями (признаки, виды, содержание).

Неурочные формы занятий физическими упражнениями включают: малые, крупные, соревновательные формы. Признаки малых форм: 1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся; 2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 минуты - физкультминутка,15- 20 минут - УГ); 3) отсутствие структуры построения занятия (по типу урочной); 4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Малые формы занятий. Виды: 1) утренняя гимнастика до учебных занятий (УГ); 2) физкультминутки и физкультпаузы на уроках; 3) игры и физические упражнения на удлиненных переменах; 4) ежедневные физкультурные занятия в режиме продленного дня (спортивный час). Содержание УГ7-9 физических упражнений динамического характера, продолжительностью 6-7 минут.Цель -организованное начало учебного дня, повышение работоспособности на первых уроках;2) физкультминутки- кратковременные перерывы в работе. Цель- с помощью упражнений снять умственное и физическое утомление, возникающее в процессе учебной деятельности (продолжительность 2-3 минуты, 3-5 упражнений). Виды физкультминуток: под счет, под музыку, подражательные, под речевку; 3) игры и физически упражнения на удлиненных переменах. Цель-организация активного отдыха, укрепление здоровья, восстановление работоспособности.

Признаки крупных форм. Крупные формы:1) самостоятельные тренировочные занятия (например, ОФП, атлетическая гимнастика и др.); 2) занятия оздоровительно-реабилитационного или рекреативного характера (туристические походы, ушу, фитнес и т.п.).

Соревновательные формы:1) собственно спортивные соревнования(официальные, отборочные соревнования, прикидки); 2) соревновательные формы занятий (контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов).

Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в школе (определение, виды, требования к планированию).

Планирование физического воспитания -это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок, задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).Текущее планирование охватывает определенные этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на четверть). Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящий урок).

Требования к планированию:

1. Целевая направленность педагогического процесса.

2. Всесторонность планирования задач в педагогическом процессе.

3. Учет закономерностей физического воспитания.

4. Конкретность планирования.

Основные документы по планированию физического воспитания в школе.

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах. К ним относятся: 1) Федеральный Государственный образовательный стандарт (начального, основного, среднего (полного) образования); 2) базисный учебный план; 3) примерная учебная программа.

Примерные учебные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Примерная учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, который должны достигнуть занимающийся.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебный план составляется в образовательном учреждении на основе государственного образовательного стандарта и включает: а) общую продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (дисциплины) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий). Планы-графики учебного процесса разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и рабочей программы. План-график устанавливает последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий и материальной базы ОУ. Чаще всего при планировании выделяют этапы учебного процесса: осенний (1 четверть), осенне-зимний (2 четверть), зимний (3 четверть), весенне-летний (4 четверть).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочая программа, конспект урока). На основе примерных программ создаются рабочие программы. Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается: национально - региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении. Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя. Рабочая программа призвана индивидуализировать примерную программу - с учетом специфики самого ОУ, выбранных учителем методов обучения - с учетом возможностей обучающихся.

Содержание программы по физической культуре в общеобразовательной школе.

Программы для общеобразовательных учреждений:

В настоящее время в практике ОУ используются образовательные программы: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2005); Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальная школа (1-4 классы). Основная школа (5-9 классы). Средняя школа (10-11 классы) (сост. А.П. Матвеев. - М.: «Просвещение», 2008).

Структура программы по физической культуре на примере комплексной программы для учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2005).

Пояснительная записка включает: цели и задачи физического воспитания, содержание программного материала базовой и вариативной (дифференцированной) части. Базовый компонент составляет основу государственного образовательного стандарта в сфере физической культуры. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, местных и национальных особенностей.

Часть 1. Основные разделы программы(1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4. Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).

Часть 2.Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА

Конспект урока физической культуры для учащихся ……класса.

Раздел программы -

Задачи урока.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - ...................................

РАЗВИВАЮЩИЕ - ...................................

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - ...................................

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ - ....................................

Дата-

Продолжительность урока -

Место проведения -

Инвентарь и оборудование:

Части урока Содержание урока Дозировка   Организационно-методические указания
         

Структура и содержание педагогического анализа урока физической культуры.

Педагогический анализ урока - необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе.

Назначение анализа урока - выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся. Педагогический анализ урока проводится с целью оценки методики проведения занятий.

Структура анализа урока.

1. Общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников).

2. Подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку).

3. Проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки);основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям ур

Наши рекомендации