Практическое занятие 10. Терминология как объект изучения и основа профессионально-речевой компетенции

Цель: закрепить знания по теме «Терминология как объект изучения и основа профессионально-речевой компетенции»; обеспечить формирование профессиональной компетентности будущих правоведов в знании ключевых юридических понятий и терминов; формировать интерес к профессиональной деятельности на основе выполнения заданий, способствующих усовершенствованию культуры речи

Вид занятия: практическое

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Дать краткий устный ответ на вопросы, привести убедительные примеры.

Теоретические вопросы

3.1. Особенности юридической терминологии.

3.2. Содержание понятия «термин». Понятие о терминосистеме.

3.3. Словесные обозначения государственно-правовых понятий. Юридический термин.

3.4. Проблематика определений терминов в словарях разных типов.

3.5.Терминологическое значение и типы терминологических значений

4. Письменно (устно) выполнить практические задания

Практические задания

4.1. Определите термин по данному описанию. Запишите термины в том порядке, в каком даны дефиниции к ним. Пронумеруйте термины.

Образец: 1. Протокол. 2. Потерпевший. 3….

1.Преступление против собственности:хищение чужого имущества илиприобретение права на него путемобмана или злоупотребления доверием. 2.Лицо, которое после осуждения приговором суда за совершённоепреступление вновь совершило одно илинесколько преступлений. 3. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, разновидность сделки. 4. Право лица осуществлять в судебном порядке принадлежащие ему требования. 5. Принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества по приговору суда или в качестве санкции за правонарушение. 6.Процессуальный документ, в которых в письменной форме фиксируется ход и результаты процессуальных действий, осуществляемых следователем, лицом, производящим дознание и т.п. 7. Официальная просьба или представление, адресованные государственным органом или общественной организацией в вышестоящие инстанции. 8. Работник правовой службы организаций. 9. Форма обжалования вступивших в силу судебных решений. 10. Преступление против собственности, связанное с открытым хищением чужогоимущества. 11.Человек, находящийся на содержании другого лица или получающий от него постоянную помощь – основной источник средств к существованию. 12. Подделывание, искажение, подмена чего-либо ложным. 13. Человек, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащиеустановлению по данному делу. 14. Незаконное перемещение товаров (взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и т.д.) и иных предметов через государственную границу. 15. Дезертирство–самовольное оставление военнослужащим места службы с целью уклониться от прохождения военной службы.

Для справок: ходатайство, р..ц..д..вист, договор, фальс..ф..кация, протокол, грабеж, иск, контр..банда, моше..ичество, д..з..ртирство, юрис(т)консульт, конф..скация, ижд..венец, апе(лл,л)яция, св..детель.

4.2. Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, поставить пропущенные знаки препинания.

Использование юридического термина должно отвечать ряду требований. Во(первых) один и тот(же) термин в том или ином нормативно(правовом) акте должен употреблят(ь)ся однозначно. Во(вторых) термины должны быть (обще)призна(н,нн)ыми т.е. употребляться в об(е,и)ходе а не изобретены разработчиками правовых пре(т,д)писаний. В(третьих) термины (не)могут (не) обл(о,а)дать устойчивым характером т.е. должны сохранять свой особый смысл в каждом новом правовом акте.

4.3. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Запишите.

Например: проверить (показания) –проверенные показания, …

Заменить (фотографии), опросить (свидетелей), сломать (сопротивление), выменять (монету), выкачать (информацию), найти (преступника), вывалять (в грязи), завесить (окна), просеять (песок), сказать (правду), выкатить (машину).

4.4. Спишите, выбрав прописную или строчную букву в написании официальных наименований. Объясните написание.

(Г,г)енеральная (П,п)рокуратура РФ, (В,в)ерховный (С,с)уд РФ, (К,к)омиссия (П,п)равительства РФ по (З,з)аконопроектной деятельности, (М,м)осковская (К,к)о(л,лл)егия (А,а)двокатов, (К,к)афедра (П,п)олитологии, (М,м)еждународный (В,в)алютный фонд, (П,п)редседатель (С,с)овета (Б,б)езопасности РФ, (С,с)удья (К,к)онституционного (С,с)уда, (П,п)резидент (Р,р)оссийской (А,а)кадемии (Н,н)аук, (Т,т)рудовой (К,к)одекс РФ, (Б,б)юджетный (К,к)одекс РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Устраните недочеты в речи юристов. Определите вид ошибки. Запишите отредактированные предложения. Подчеркните юридические термины.

1.Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 2.Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 3. Подброшенная Скуратовым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего, что доказано его показаниями.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. С. 298-300. Знать правописание слов «Словарных диктантов» №№ 1-9. Подготовиться к словарному диктанту.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Наши рекомендации