Практическое занятие 5. Типы речевых ситуаций.
Вид занятия: практическое
Содержание и ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Дать краткий устный ответ на вопросы, привести убедительные примеры.
Теоретические вопросы
3.1. Ситуации общения официальные и неофициальные.
3.2. Ситуации общения естественные и искусственные.
3.3. Подготовленная и спонтанная речь.
3.4. Устная и письменная речь.
3.5. Канонические и неканонические речевые ситуации.
3.6. Бытовая речь.
3.7. Монолог, диалог, полилог.
4. Письменно выполнить практические задания
Практические задания
4.1. Прочитайте по ролям отрывок из рассказа А.П. Чехова «Унтер Пришибеев». выделите канцелярскую и разговорную лексику и фразеологию. Назовите вид общения по нижеприведенной классификации.
1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,
2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,
3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,
4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,
5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,
6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,
7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – конфликтное
8) по характеру передаваемого содержания – информативное-фатическое.
– Унтер офицер Пришибеев! Вы обвиняетесь в том, что третьего сего сентября оскорбили словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено вами оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей. Признаете вы себя виновным?
Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя:
– Ваше высокородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Все это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду это я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей. По какому полному праву тут народ собрался? – спрашиваю. Зачем? Нешто в законе сказано, чтоб народ табуном ходил? Кричу: разойдись! Стал расталкивать народ, чтоб расходились по домам, приказал сотскому гнать взашей …
– Позвольте, вы ведь не урядник, не староста, – разве это ваше дело народ разгонять?
– Не его! Не его! – слышатся голоса из разных углов камеры. – Житья от него нету, вашескородие! Пятнадцать лет от него терпим! Как пришел со службы, так с той поры хоть из села беги. Замучил всех!
– Именно так, вашескородие! – говорит свидетель староста. – Всем миром жалимся. Жить с ним никак невозможно.
4.2. Спишите текст, содержащий характеристики речи. Вставьте подходящие по смыслу слова (даны ниже)
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых …, имеющих тот(же) смысл и то(же) значение, что и соответствующая им система письменных ….
Речь – один из видов … деятельности человека, использование средств языка для … с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс … (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые … или …).
Речь представле(нн,н)а в разных формах: внешняя - …, монолог - … , письме(н,нн)ая - … и т. д.
ДЛЯ СПРАВОК: говорения, коммуникативной, памятью, устная, письмом, звуков, внутренняя, знаков, общения, диалог
4.3. Прочитать отличия между письменной и устной речью. Пересказать прочитанное. Списать, раскрыть скобки, поставить пропущенные знаки препинания. Объяснить написание.
Письме(н,нн)ая речь как правило отличается постоянством. Тексты в письменном виде обычно не изменяют после того как они были напечата(н,нн)ы либо написа(н,нн)ы. Ус(т)ная речь как правило нечто (не)устойчивое до тех пор пока она (не)записа(нн,н)а. Ус(т)ная речь обычно использует(ь)ся для (не)медле(н,нн)ого обмена информаци(-и,-ей). Авторы письме(н,нн)ых текстов не получают (не)медле(н,нн)ую реакцию в ответ если только это не общение с помощью компьютера. Следовательно они не могут пол(о,а)гат(ь)ся на ситуацию чтобы внести яс(т)ность.
4.4. Отредактировать предложения, указать вид ошибки. Записать предложения в исправленном виде. Смоделируйте 2-3 ситуации, используя данные предложения, прокомментируйте их по такой схеме:
- участники общения;
- место и время общения;
- предмет общения;
- цель общения;
- обратная связь между участниками общения
1.Благодаря тому, что не всегда хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 2. Он осужден к пяти годам заключения. 3. Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена. 4. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились 5. Мы надеемся о том, что мирные переговоры завершатся успешно. 6. Он был способный выполнить самую трудную задачу. 7. Двадцать минут, о которых мы просили, истекло. 8. Характеристика Ильина не соответствовала действительности. 9. Ты обратно опоздал на занятия! 10. Назначение председателя всем показалось удачным.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Спишите примеры клише, употребляемые в речи юриста. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Ра(с, сс)ледованием установле(н,нн)о, допроше(нн,н)ый в качестве обв..няемого, пред..явлено обв..нение, вм(е,и)нить в вину, предв..рительное ра(сс,с)ледование, на 0сновани.. изложе(н,нн)ого.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Теория: Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. 8.8. Деепричастие, с. 199-201 упр. 4 с. 202.
Литература
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.
Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.
Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.