Фразы, которые опасно говорить детям
Что мы говорим | Что слышит ребёнок | Возможные последствия сказанного |
Ты плохой мальчик/ девочка. | Я плохой/плохая, я никому не нужен/ не нужна. | Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же. |
Ты вредный (грязный, глупый...). | Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая...), я никому не нужен такой. | Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким. |
Вот придёт милиционер, он тебя... ...собачка укусит. | Что придёт на самом деле и такое (!) устроит... | Запугивание, которое формирует фобию. |
Ну и оставайся один, я пошла... | Мне всё равно, чтос тобой дальше будет. | Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность. |
Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...). | Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха... я плохой. Меня не любят. | Программирование на неудачу. |
Ты бестолковый, как твой отец. | Мы оба плохие, но я хуже. | Ребёнок переживает за себя и за родителя. |
Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий). | Её можно не слушаться. Она делает неправильно. | У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми. |
Что ты пристал со своими играми. | Мне с тобой неинтересно. | Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать. |
Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты... | Он умный, я дурак. | Нездоровое соперничество, зависть. |
Как тебе не стыдно... | Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду. | Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого. |
И это что, твои друзья?! Как можно с ними... | Я не уважаю твой выбор. | Со временем отчуждается и заводит свои секреты. |
Разве можно любить такую музыку, группу? | У тебя дурной вкус. | Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие. |
Дай, я сама, у тебя не так получится. | Я ничего не умею делать хорошо. | Возникает неверие в свои силы. |
Как ты мог опять так поступить?! | Тебя не за что любить. | Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви. |
Как правильно ответить на все вопросы, когда вы ненавидите уже само слово «почему»
· Между прочим, дети и сами могут добывать знания (с вашей помощью, конечно). Есть книги, диафильмы, кассеты, где написано и сказано «почему». А пока малыш будет просвещаться, вы успеете отдохнуть и продолжить. Пусть теперь он ответит вам на ваши «почему». Он будет так горд, что вы обращаетесь к нему за помощью, что может просветить вас! Дети гордятся, когда сами могут чему-то научить взрослых.
· Не отвечайте на все вопросы. Предложите ему подумать и слушайте.
· Пользуйтесь методом Сократа и задавайте наводящие вопросы, чтоб, отвечая на них, ребёнок сам нашёл ответ. (Например, почему вокруг так много растёт одуванчиков, хотя никто их не сажает.) Иногда бывает так: задан вопрос, а ответа на него вы не знаете. Например, четырехлетний Лёня спросил меня: «Если Бог хороший, то почему бывает зло?»
Что делать? Если вы скажете честно: «пока я не знаю точно», «мне надо подумать», «давай поговорим об этом сегодня вечером...» - ваш авторитет из-за этого не пострадает. Расскажите о чём-то другом, тоже интересном. А на досуге найдите ответ на тот «коварный» вопрос. Думать полезно не только маленьким. Кстати, детям полезно знать, что есть вопросы, на которые нет ответов. («И может быть, ты, мой малыш, когда вырастешь, сможешь найти на него ответ».)
· Проверить (проанализировать) свои действия. А не слишком ли вы много запрещаете? А не лишаете ли вы малыша инициативы?
· Помнить, что дети не могут сидеть на месте и скучать.
Дайте занятие, подскажите идею, организуйте... в общем, займите делом. (Между прочим, главное дело детей дошкольного возраста - играть, так они осваивают мир и осваиваются в нём сами. Создайте условия и играйте с ними.)
Как понять, что ребенок говорит неправду
Вас должно насторожить, если ребёнок, рассказывая что-то или отвечая на ваш вопрос:
· старается не смотреть вам в глаза;
· начинает что-то говорить и вдруг быстро подносит руки ко рту; у малышей этот жест явно выражен, у детей постарше он сглаживается, становится менее выразительным (одна ладонь или только 2-3 пальца быстро касаются рта);
· потирает глаз;
· часто покашливает во время разговора;
· потирает подбородок или виски;
· неосознанно прикасается к носу;
· подёргивает мочку уха;
· почёсывает шею или оттягивает воротник;
· если при разговоре с вами ваш школьник держит руки в карманах, вполне вероятно, он пытается от вас что-то скрыть.