Культура русской речи. Основные проблемы.

Культура русской речи. Основные проблемы.

Вопросы.

1. Общение как социальная потребность человека. Виды общения: вербальное, невербальное.

2. Разграничение понятий язык и речь. Язык как знаковая система. Функции языка.

3. Что такое культура? Как можно определить культуру речи? Взаимосвязь русского языка и культуры речи.

4. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Литература.

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 9-21, 24-25.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания).

3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

4. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

* Сделать сообщение на тему «Современные проблемы культуры речи». Можно использовать статьи из журнала «Русская речь».

Задание. Исправьте ошибки в предложениях и напишите правильный вариант.

1. Автор сказал рецензенту, что вы не можете не замечать того нового, что имеется в работе. 2. То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс. 3. Профессор показал мне курсовой проект и сказал, что он уже устарел. 4. Следует отметить следующие особенности. 5. Устав после лекции, мне не работалось. 6. Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий. 7. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки. 8. Они уже сейчас готовые к экзамену. 9. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании. 10. В январе месяце начнется выдача удостоверений нового образца. 11. Я попросил подругу принести свои записи лекций. 12. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее… 13. Автор статьи показывает, что внимательное изучение вопроса приводит к тому, что необходимо пересмотреть традиционное объяснение причин этого явления. 14. В курсовых работах допускаются орфографические ошибки. 15. Условия для достижения положительных результатов были созданы, однако тем не менее испытания прошли неудачно. 16. Эта статья содержательна и интересна.

Русский язык и культура речи

Практическое занятие № 2

Современный русский литературный язык,

Основные этапы его развития

Вопросы.

  1. Русский язык в кругу славянских языков.
  2. Формы существования и реализации языка (устная и письменная форма, диалекты, социальные диалекты, просторечие и т.д.).
  3. Основные этапы истории русского литературного языка:

а) создание славянской письменности;

б) литературный язык древнерусской народности (XI-XIV вв.);

в) литературный язык Московского государства (XIV-XVII вв.);

г) литературный язык периода формирования русской нации (XVII – первая половина XIX в.);

д) русский язык в советскую эпоху.

  1. Понятие современного русского литературного языка. Как соотносятся литературный и национальный языки? Основные признаки национального языка.

Сообщения.

  1. Деятельность М.В. Ломоносова в сфере становления системы норм литературного языка.
  2. Преобразования А.С. Пушкина в области литературного языка.

Литература.

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 35-58.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания).

3. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию. – Минск, 1989.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1995. С. 81-86, 107-122.

5. Виноградов В.В. Литературный язык // Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1978. – С. 288-297.

6. Энциклопедия «Русский язык». – Изд. 2-е / Гл. ред. Караулов. – М.: Научное издание «Большая российская энциклопедия», Издательский дом «Дрофа», 1997.

Задание. Подчеркните слова, находящиеся за рамками литературного языка. В каких предложениях оправдано употребление таких единиц? Объясните свой выбор.

1. …Одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе (Н.В. Гоголь).

2. Плохи дела, Валико. Кто-то наверху слышал выстрелы. Стукнул ментам (В. Головачев).

3. А Макс глотнул еще фанты и форматнул крутейший винт…(из Интернета).

4. А я думала было уже, Афанасий Иванович, что к вам болячка или соняшница пристала (Н.В. Гоголь).

5. Это подстава. Сейчас мусора открыли отдел по борьбе с кидальщиками, и это наверняка их штучки (В. Головачев).

6. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цибули, гороху, что в животе, ей-богу, как будто петухи кричат (Н.В. Гоголь).

7. Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит? (из анекдота).

Русский язык и культура речи

Практическое занятие № 3

Бюрократическая» живопись

Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и делопроизводственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи 14 столетия, выполненные на дереве или на коже. Миниатюры – не что иное, как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почетными.

Задание 2. Дайте стилистическую характеристику элементов разговорного стиля в предложениях из повести Т. Толстой «Кысь». Переделайте элементы разговорного стиля в общелитературные.

1. А как же не порадоваться: весна на носу! Кто ж ее не любит! 2. Весь наш городок набежит кормиться, так это ж добра не напасешься! А самому есть? 3. Говорю: знаю это место. 4. А мышей ловить можешь? – А как иначе! 5. Верба – негоже, ясень – волокнистый очень, да и дерево круглый год мокрое. 6. Пошел он бересту драть – дело в воскресенье было – так и пропал. 7. А огнецы-то не ложные? Эп-на, ложные, нет! 8. А ты чего пришел? – За угольками. – Так носить тебе их не переносить. 9. Ну что ж, прорвался так прорвался. 10. Тютюкнешься – и поминай как звали! 11. Опосля прочего – рви – не хочу, волосья-то! 12. И-и-и-ть легко сказать: бегу. 13. Да и окромя исскуства дел невроворот: день-деньской изобретать, крутиться-крутишься, ажно мозги вспухли. На мне ж государство. Другой раз и не присядешь. Вот сейчас Указ сочинил, ага. Хороший, интересный. Спасибо скажете.

Русский язык и культура речи

Практическое занятие № 8

Культура устной речи

Вопросы.

1. Особенности устной речи. Формы и жанры устной речи: монолог, диалог, полилог. Композиционное построение речи.

2. Национальная речевая культура и ее типы.

3. Разговорная речь. Отличие разговорной речи от просторечия.

4. Искусство красноречия. Общая и частная риторики.

5. Оратор и его аудитория. Виды ораторской речи (развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию).

Литература:

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 21-24, 172-186.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания). С. 50-63, 65-67, 211-229, 456-458.

3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1995.

Задание 1.Прочитайте фрагмент речи П.Л. Капицы «Профессор и студент». Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид.

… Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, химию, или математику.

Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…

… Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но и самих профессоров и преподавателей.

Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые часто задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.

Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же хорошо, как и их учеников.

Задание 2. Подберите аргументы для защиты или опровержения данных ниже тезисов.

1. Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом.

2. Изучение русского языка и культуры речи в вузе необходимо студентам всех специальностей.

3. Занятия в институте должны начинаться не ранее 10 часов.

4. Студент, не посещавший занятий, не имеет права получить зачет.

5. Каждый российский студент должен пройти стажировку в зарубежном вузе.

Задание 3. Напишите речь на одну из предложенных ниже тем.

1. Как бороться с плохим настроением.

2. Как я отделался от дурной привычки.

3. Что делает нас привлекательными.

4. Человек, который меня поразил.

5. Человек, который изменил мою жизнь.

6. Самые трудные минуты в моей жизни.

7. Хочу ли я стать политиком?

8. Что значит для меня свобода?

9. Семья или карьера?

10. Как я утратил иллюзии.

11. Я люблю «русское кино».

12. «Вредные» фильмы.

13. Книга, которую каждый должен прочитать.

Культура русской речи. Основные проблемы.

Вопросы.

1. Общение как социальная потребность человека. Виды общения: вербальное, невербальное.

2. Разграничение понятий язык и речь. Язык как знаковая система. Функции языка.

3. Что такое культура? Как можно определить культуру речи? Взаимосвязь русского языка и культуры речи.

4. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Литература.

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 9-21, 24-25.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания).

3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

4. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

* Сделать сообщение на тему «Современные проблемы культуры речи». Можно использовать статьи из журнала «Русская речь».

Задание. Исправьте ошибки в предложениях и напишите правильный вариант.

1. Автор сказал рецензенту, что вы не можете не замечать того нового, что имеется в работе. 2. То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс. 3. Профессор показал мне курсовой проект и сказал, что он уже устарел. 4. Следует отметить следующие особенности. 5. Устав после лекции, мне не работалось. 6. Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий. 7. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки. 8. Они уже сейчас готовые к экзамену. 9. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании. 10. В январе месяце начнется выдача удостоверений нового образца. 11. Я попросил подругу принести свои записи лекций. 12. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее… 13. Автор статьи показывает, что внимательное изучение вопроса приводит к тому, что необходимо пересмотреть традиционное объяснение причин этого явления. 14. В курсовых работах допускаются орфографические ошибки. 15. Условия для достижения положительных результатов были созданы, однако тем не менее испытания прошли неудачно. 16. Эта статья содержательна и интересна.

Русский язык и культура речи

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации